Автор
Мы не располагаем другими сведениями о пророке Иезекииле, кроме тех, которые сообщаются в книге, носящей его имя. Имя пророка означает: «Бог дает силу, укрепляет» (3:7−8). Иезекиилю было тридцать лет, когда он приступил к своему пророческому служению (1:1). «Это был пятый год от пленения царя Иоакима» (1:2−3). Следовательно, Иезекиилю было около двадцати шести лет, когда он оказался в плену. Жил он в окрестностях Ниппура (1:1). Служение его продолжалось, по крайней мере, двадцать три года. Обстоятельства его кончины неизвестны.
Итак, Иезекииль был уведен в изгнание в 597 г. до Р.Х., когда Навуходоносор захватил Иерусалим и взял в плен Иоакима и других влиятельных граждан страны (4Цар 24:14).
В Книге Иезекииля Бог обращается к пророку со словами «сын человеческий». Это выражение означает: «человек, личность», чем подчеркивается человеческая греховная природа и несоизмеримость с трансцендентным Богом (см. ком. к 2:1).
Время и обстоятельства написания
Иезекииль был свидетелем упадка и разрушения некогда мощной Ассирийской империи. Место ассирийцев заняли армии вавилонян под водительством Навуходоносора, и Вавилон стал доминирующей державой на Ближнем Востоке. Вавилонские войска и египетские армии фараона Нехао время от времени совершали нашествия на территорию, когда-то принадлежавшую ассирийцам, так что цари Иудеи, правившие в Иерусалиме, оказывались между двух огней.
Иоаким был посажен на иерусалимский престол фараоном Нехао в 609 г. (4Цар 23:34). После поражения египтян под Кархемисом в 605 г. Иоаким стал вассалом Навуходоносора. По прошествии трех лет он снова вступил в союз с египтянами (4Цар 24:1). Через месяц после этого Навуходоносор предпринял карательный поход против Иудейского царства и подступил к Иерусалиму. Иоаким скончался, и трон наследовал его сын Иехония, которому пришлось испытать на себе все последствия гнева Навуходоносора. После короткой осады города Иехония был уведен в плен, и с ним — большая часть населения Иерусалима, в том числе и Иезекииль (4Цар 24:8−12). Седекия, дядя Иехонии, был поставлен царем и царствовал вплоть до падения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. Хотя именно Седекия фактически был царем Иудеи, все же ее законным правителем считается Иехония.
Между тем пленники и те иудеи, которые еще оставались в Иерусалиме, надеялись, что пленение окажется непродолжительным и что насильственно переселенные скоро возвратятся, а город избежит дальнейших бедствий. Ложные пророки поддерживали в народе подобную уверенность. Поскольку Господь избрал Иерусалим место своего обитания и в прошлом всегда защищал его от врагов, многие полагали, что город неуязвим. Однако Иезекииль вновь и вновь предупреждает, что Иерусалим ожидает трагическая судьба — он будет разрушен.
Ни в какой другой пророческой книге нет такого количества хронологических данных — Иезекииль сознавал, что его пророчество тесно связано с текущей исторической ситуацией. И приводимые им даты позволяют ориентироваться в происходивших событиях. Что же касается точности датировок, то последовательность событий последней половины I тысячелетия до Р.Х. (включая также и время деятельности Иезекииля) устанавливается уверенно, ибо основана не только на хронологических сведениях Библии, но и на небиблейских документах. Астрономические наблюдения древних позволяют совместить древний и современный календари с достаточно высокой степенью надежности.
Характерные особенности и темы
Книга пророка Иезекииля состоит из трех частей. В первых двух Иезекииль возвещает суд над Иерусалимом (гл. 1−24) и над чужими народами (гл. 25−32). Первые годы служения Иезекииля были сосредоточены непосредственно на предстоящей судьбе Иерусалима. Лишь после получения известия о разрушении Иерусалима (33:21−22) в проповеди Иезекииля начинают доминировать обетования восстановления храма и города и будущего милосердия Божия (гл. 33−48).
Пророчество Иезекииля уникально в том отношении, что оно полностью автобиографично, т.е. написано от первого лица, и с точки зрения самого пророка, непосредственно вовлеченного в события. Два раздела книги (тот, в котором Иезекииль возвещает суд над Иерусалимом, и тот, в котором даны пророчества о его восстановлении) начинаются с пророчеств о том, что Иезекииль — страж дома Израилева (3:16−21; 33:1−20).
Иезекииль совершенно отождествляет себя со своим посланничеством: на себе самом он испытал все трудности обращения к народу от лица Бога и всю ответственность за народ перед Богом.
Пророчество Иезекииля оказало большое воздействие на книгу Откровение Иоанна Богослова; в ней воспроизводится ряд тем, восходящих к Иезекиилю.
Лейтмотивом возвещения Иезекииля являются: 1) святость и абсолютная неприступность Бога. Пророк наблюдает, как ангельские посланники и воины исполняют приказы Божий (гл. 9; 10). А когда Иезекииль удостаивается непосредственных Божественных откровений, то это бывает лишь «видение подобия славы Господней», но сам Бог остается неприступным. Бог — это Судия, всезнающий и всемогущий, пребывающий в славе, правящий судьбами всех народов.
Бог свят. Грех — это оскорбление Его святости; грех подлежит суду. Израиль — это мятежный народ (2:3−8; 3:9,26−27; 12:2−3,9,25; 17:12; 24:3; 44:6). Пленение имеет целью создать очищенный народ, остаток, согласный жить в послушании Богу (6:8; 9:8; 11:12−13; 12:16; 14:22−23). Слово, изрекаемое Богом через Его пророка, непреложно исполняется (см. ком. к 6:7);
2) благодать и милосердие Божий. Хотя Бог судит Иудею и Иерусалим, этим все же не нарушается Его верность избранному Израилю. Бог еще покажет Свое милосердие на спасенном остатке народа; остаток заново унаследует все Его обетования и с радостью приступит к возрождению своей страны. Бог снова возглавит Свой народ (48:35; ср. 11:20; 14:11; 36:23,27−28). Народ получит правителя-царя из дома Давида (37:24,25; 45:7), правителя праведного (34:23). Бог дарует Своему народу новое сердце и новый дух (36:24−28);
3) всемогущество Божие. Бог управляет делами и судьбой не одного Израиля, но также и всех прочих народов (гл. 25−32). Слова, сказанные Богом через пророка, непременно исполняются. В своих проповедях Иезекииль часто использует «формулы узнавания»: Израиль «узнает, что Я Господь», потому что Бог исполняет обетования, переданные через Своего пророка;
4) литая ответственность. Вавилонское пленение отчасти было допущено в качестве возмездия за вину нескольких поколений израильтян, восстававших против Бога и Его закона. Хотя вина имеет коллективный аспект, Иезекииль подчеркивает последствия послушания и преступления закона для отдельного человека (см. ком. к 18:1−32; 33:1−20).
Содержание
I. Суд Божий над Иудеей и Иерусалимом (1:1 — 24:27)
А. Призвание пророка (1:1 — 3:27)
Б. Символы, предсказывающие грядущее разрушение Иерусалима (4:1 — 5:17)
В. Пророчества о горах израилевых (6:1−14)
Г. Пророчество о грядущем конце (7:1−27)
Д. Видение мерзостей в Иерусалиме и наказаний за них (8:1 — 11:25)
Е. Пророчества о прегрешениях Израиля и Иерусалима (12:1 — 24:27)1. Два знамения (12:1−20)
2. Слова Господни (12:21−28)
3. Лжепророки и лжепророчицы (13:1−23)
4. Последствия идолопоклонства (14:1−23)
5. Пример виноградной лозы (15:1−8)
6. Уподобление Иерусалима найденышу и неверной жене (16:1−63)
7. Притча о двух орлах (17:1−24)
8. Индивидуальное воздаяние (18:1−32)
9. Плач о князьях Израиля (19:1−14)
10. Обозрение истории иудейского народа и его будущего (20:1−49)
11. Вавилон, меч Божий (21:1−32)
12. Грехи Иерусалима (22:1−31)
13. Притча о двух распутных сестрах (23:1−49)
14. Притча о кипящем котле (24:1−14)
15. Смерть жены Иезекииля (24:15−27)
II. Пророчества о соседних народах (25:1 — 32:32)
А. Суд над Аммоном (25:1−7)
Б. Суд над Моавом (25:8−11)
В. Суд над Едомом (25:12−14)
Г. Суд над филистимлянами (25:15−17)
Д. Суд над Тиром (26:1 — 28:26)
Е. Суд над Египтом (29:1 — 32:32)
III. Благословение Иудеи и Иерусалима (33:1 — 48:35)
А. Иезекииль — страж дома Израилева (33:1−33)
Б. Пророчество о пастырях Израиля (34:1−31)
В. Пророчество о Едоме (35:1−15)
Г. Пророчество о горах израилевых (36:1−38)
Д. Видение поля, усеянного сухими костями (37:1−14)
Е. Соединение двух жезлов (37:15−28)
Ж. Пророчество о Гоге и Магоге (38:1 — 39:29)
З. Видение восстановленного Иерусалима (40:1 — 48:35)1. Устройство внешнего и внутреннего двора и ворот в храме (40:1−49)
2. Святилище (41:1−26)
3. Комнаты для священников (42:1−20)
4. Возвращение славы Господней (43:1−27)
5. Князь, левиты и священники (44:1−31)
6. Священный участок земли (45:1−12)
7. Наставления о приношениях (45:13 — 46:24)
8. Жизнетворный поток из-под храма (47:1−12)
9. Границы и распределение земли (47:13 — 48:29)
10. Ворота города (48:30−35)
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, введение