17:1 дом, полный заколотого скота, с раздором. В древнееврейском тексте — «жертва с раздором».
17:2 Права наследования могут с легкостью перейти к тем, кто своим прилежанием доказал способность достойно распорядиться ими (11:29).
17:3 Плавильня... горнило. Испытание огнем предназначено для очищения, а не уничтожения.
сердца испытывает Господь. Посланные Богом испытания служат совершенствованию человека.
17:4 Грех заключается не просто во внимании речам беззаконного, а в желании обратить услышанное во зло (16:27).
17:5 См. 14:21 и ком.; 14:31.
17:6 сыновья сыновей. Естественное желание всех родителей — иметь детей и внуков — в Израиле приобрело особую силу, ибо вся полнота благословений завета относилась к будущему и, естественно, принадлежала последующим поколениям (Пс 126:3; Пс 127:1−6).
слава... — родители. См. Исх 20:12. Родительская опека и наставления в мудрости — залог благочестия детей.
17:8 Отмеченная здесь действенность подкупа, в основе которой лежит свойственная природе человека развращенность, не получает никакой оценки (ср. притчу о неправедном управителе, Лк 16:1−9). 15:27 осуждает взяточничество; мудрость велит человеку отказаться от корысти во имя заключенного с Богом завета.
17:9 См. 10:12 и ком.
17:10 Мудрый человек противопоставляется глупцу, которому не дано ничему научиться (9:7−9). Эта тема распространена в учительной традиции.
17:11 Власть дана от Бога для сохранения порядка в обществе (Рим 13:1−5), и потому восстание против нее карается как попытка нарушить социальный мир.
17:18 См. 6:1−3 и ком.
17:21 См. 10:1; 15:20; 17:25.
17:22 См. 14:30; 15:13,30 и ком.
17:23 См. ст. 8 и ком.
17:25 См. ст. 21.
17:27 Мудрый человек сдержан в словах. Ср. 16:27−28.
17:28 Данная пословица развивает мысль предыдущей, с долей иронии допуская, что и глупец, когда молчит, может казаться умнее.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 17 глава