Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 17 глава

Толковая Библия Лопухина


1−19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10−20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21−28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.

Притч 17:1. Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

Притч 17:2. Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

Притч 17:3. Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

Притч 17:4. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

Притч 17:5. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

Притч 17:6. Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их.—

Притч 17:6a. —[У верного целый мир богатства, у неверного — ни обола.]

Притч 17:7. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.

Притч 17:8. Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

Притч 17:9. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руфь 2:14) и воды (1Цар 25:11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб — при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье — своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения — даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14:31, во второй — мысль Притч 11:21 и Притч 16:5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127:1). В ст. 7−8 противоположение ничтожества глупости — нечестия и высокой ценности мудрости — благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10:12), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16:28−29).

Притч 17:10. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

Притч 17:11. Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

Притч 17:12. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

Притч 17:13. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Притч 17:14. Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

Притч 17:15. Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.

Притч 17:16. К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.—

Притч 17:16a. —[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

Притч 17:17. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Притч 17:18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

Притч 17:19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

Притч 17:20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).

Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34:5−6:77.49). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека — медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха (Сир 25:16−22). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3:33). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 — по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24:24; Ис 5:23). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6:1−5:11.15. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28:9). Для ст. 20 ср. Притч 6:14.

Притч 17:21. Родил кто глупого, — себе на гóре, и отец глупого не порадуется.

Притч 17:22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Притч 17:23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

Притч 17:24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

Притч 17:25. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

Притч 17:26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети — или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10:1:15.26,23.24). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15:13). Ст. 23 — о подкупе в суде (ср. Притч 21:14). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4:25) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10:1. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

Притч 17:27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

Притч 17:28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10:19 (сн. Иак 1:19). Мысль ст. 27 о том, что молчание — верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, — встречается напр., в Иов 13:5.

комментарии Лопухина на притчи Соломона, 17 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.
По всем вопросам, кроме богословских, пишите сюда — biblestudydev@gmail.com. P.S.: Мы ничем не торгуем!