Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 2 глава

Новой Женевской Библии


2:1−22 Эта глава не изобилует обычными для наставлений повелительными формами; ее выразительность достигается за счет содержания самих притч. Приобретающий мудрость человек вступает на путь спасения, ему открываются знания о Боге и блаженство жизни (ст. 5:9,21). Основной вывод главы в том, что, с одной стороны, мудрость является даром Божиим, а с другой — сам человек должен немало потрудиться, чтобы приобрести ее (см., напр., ст. 4,6).

2:1 сохранишь при себе. Т.е. «исполнишь».

2:2 ухо твое сделаешь внимательным. Художественный прием (парафраз выражения «внимательно слушать»).

сердце. Т.е. средоточие разума и чувства.

2:3 Ср. Мф 7:7−8; Лк 11:9−10.

2:4 отыскивать его, как сокровище. Ср. Мф 13:44.

2:5 уразумеешь страх Господень. Если в 1:7 страх Господень назван началом мудрости, данный стих определяет его как предмет познания. Двуединая природа мудрости — божественный дар и человеческое стремление — исключает противоречие этих утверждений. Знание о Боге дается в Его спасительном откровении и становится основой мудрости. Страх Господень — это первая ступень, с которой начинается познание Бога, подготавливающее человечество к явлению Сына Божия.

2:6 Господь дает мудрость. Не имеет значения, каким образом люди приобретают свой опыт и знание о мире, ибо, в конечном счете, Бог является источником истины. В Своем откровении Он дает мудрость, и всякое знание истинно лишь в свете этого откровения (3:5).

из уст Его. В книге Притчей и во Второзаконии по-разному выражена одна и та же мысль: Слово Божие — первооснова всего земного знания (Втор 8:3). Даже еще до грехопадения Адам нуждался в слове Божием, дабы уразуметь свое место среди прочих творений Божиих.

2:7 Нравственные правила для тех, кто ищет мудрость, определены Богом. Мудрость не ограничивается упражнениями в нравственности, как не является залогом исполнения закона. Однако, несмотря на это, мудрость включает в себя нравственность, чистоту и праведность.

2:8 пути правды. Т.е. такой образ жизни, при котором мудрость проявляется в следовании установленному Богом справедливому миропорядку.

святых. Т.е. тех, кто имеет страх Господень. Соответствующее древнееврейское слово обозначает верность завету. Древнеизраильская мысль строилась вокруг понятия завета, и хотя прямые ссылки на него не так уж часты, мудрые люди никогда не стремились найти другой — не связанный с заветом, но, вместе с тем, праведный — образ жизни.

2:9 всякую добрую стезю. Литература мудрости важна и тем, что дает возможность понять, как Бог руководит нашей жизнью.

2:10 приятно душе. Нарушение установленного Богом миропорядка (грехопадение) повлекло за собой искажение нравственных ориентиров; требуется время (и усилия), чтобы «знание» стало «приятно душе».

2:16 от чужой. Нарушение супружеской верности расценивается как вероломное отступление от установленного Богом порядка в человеческих взаимоотношениях (5:1−23; 6:20−29; 7:1−27). В данном случае словом «чужая» называется женщина, которой чуждо понятие о святости брака, т.е. неверная жена или блудница (6:26; 7:10).

2:17 руководителя. Т.е. мужа.

завет Бога своего. Если под словом «чужая» в предыдущем стихе подразумевалась не израильская женщина, то слово «завет» в данном случае относится к браку, заключенному перед лицом иноплеменного бога. Однако предпочтительнее считать, что речь идет об израильтянке, преступившей Синайские заповеди.

2:18 к смерти. Слово «смерть» в данном случае подразумевает окончательное и безвозвратное падение в пучину греха (ср. 5:23, где об умершем говорится, что он «теряется»).

2:19 никто... не возвращается. См. ком. к ст. 18.

2:20−22 Жизнь является достоянием праведников и навсегда утрачивается грешниками. В этих стихах жизнь осмысливается в понятиях завета. Среди других обетовании, предвещающих христианское понятие вечной жизни (Исх 20:12; Втор 1:8; Втор 26:1−9), главное — обетование земли. Непорочные и мудрые наследуют землю, а грешные будут извержены из нее (Втор 28). В таком случае мудрость понимается как способность разобраться в превратностях существования, сообразуясь с Божиим планом спасения. Как Христос делает верующих в Него свободными (Ин 8:36), так и ветхозаветное избавление наделяет народ Божий свободой властвовать над землей и приобретать знание о мире и о своем месте в нем.

комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 2 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.