Историческая ситуация
Ирод Великий, умерший вскоре после рождения Иисуса, завещал престол в Иудее и Самарии своему сыну Архелаю (Мф 2:19−22). Архелай, унаследовавший пороки своего отца и не имевший его достоинств, через десять лет был свергнут с престола. В результате Иудея и Самария оказались под непосредственным правлением Рима, которое осуществляли сменявшие друг друга прокураторы, в частности, Понтий Пилат, занимавший этот пост во время земного служения Иисуса Христа.
Галилею (где прошла большая часть жизни и служения Иисуса) и Перею Ирод завещал другому своему сыну, Ироду Антипе, который вскользь упоминается в Евангелиях (напр., Мф 14:11−12; Лк 23:6−15). Правление Антипы было продолжительным, однако в 39 г. по Р.Х. внуку Ирода Великого Ироду Агриппе удалось изгнать Антипу и захватить власть над Галилеей и Переей. Спустя два года друг детства Агриппы Клавдий, ставший к этому времени римским императором, сделал его царем Иудеи и Самарии. Агриппа, управлявший уже всей территорией, был весьма любим иудеями, однако царствование его было непродолжительным. Он начал гонения на некоторых апостолов (Деян 12:1−4,19−23). В 44 г. по Р.Х. он получил достойное воздаяние за свои прегрешения и умер.
Страна снова перешла под власть римских правителей, хотя небольшая часть ее оставалась в руках Агриппы II (Деян 25:13 — 26:32). Разногласия между иудеями и римлянами в этот период значительно обострились и в конечном счете привели к восстанию в 66 г. по Р.Х. Эта война оказалась для народа иудейского национальной катастрофой, и в 70 г. по Р.Х. Иерусалим был разрушен.
Особенности новозаветного повествования
За исключением Пятикнижия, основные исторические книги Ветхого Завета (Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги царств) в иудейской традиции принято называть «старшими пророками». Они представляют собой пророческие поучения, одновременно утешающие и назидающие. Аналогичным образом Евангелия и Деяния апостолов не дают точного описания исторических событий. Запечатленные в них факты тщательно отобраны, дабы наиболее ярко и четко донести благую весть нового завета.
По своему характеру Евангелия не могут быть отнесены к жанру жизнеописаний или биографий. В двух из них ничего не говорится о рождении Иисуса, а из Его детства известно только одно событие (Лк 2:41−52). Кроме того, значительная часть каждого из четырех Евангелий посвящена последней неделе земной жизни Иисуса, что также не свойственно жизнеописаниям. В книге Деяния главными действующими лицами являются только два апостола, Петр и Павел. Автор Деяний уделяет примерно столько же места рассказу о жизни Павла в узах, сколько он отводит описанию его трех миссионерских путешествий, осуществленных Павлом в течение семи лет. Это свидетельствует о том, что Евангелия и Деяния были написаны ради возвещения некоей вести.
Проблема синоптических Евангелий
Даже при поверхностном знакомстве с четырьмя Евангелиями бросается в глаза близкое сходство первых трех (от Матфея, Марка и Луки), особенно заметное при сравнении с четвертым — от Иоанна. За очень редкими исключениями поучения Господа или события, описанные в Евангелии от Иоанна, не встречаются в первых трех Евангелиях (ср., напр., Ин, гл. 3; 9; 11; 14). С другой стороны, у трех первых евангелистов имеется очень много общего материала, который преподносится примерно с одних и тех же позиций. Поэтому первые три Евангелия принято называть синоптическими, а авторов их — синоптиками (греч.: «смотрящие вместе», «дающие общий обзор»).
Вместе с тем в синоптических Евангелиях различий оказывается едва ли не больше, чем совпадений. Иногда материал записан совершенно одинаково, а иногда имеются небольшие, но весьма существенные расхождения. В некоторых случаях порядок изложения событий не совпадает. Каково же происхождение этих книг? В какой степени их авторы использовали труды друг друга? Имелись ли в их распоряжении какие-то иные материалы, откуда они могли заимствовать сведения для написания своих Евангелий?
В настоящее время общепринята следующая точка зрения. Первое Евангелие было написано Марком, а Матфей и Лука стали продолжателями его традиции (Мк 2:1−22; ср. Мф 9:2−17; Лк 5:18−38). Вместе с тем у Матфея и Луки есть материал, имеющий важное значение, который отсутствует у Марка (напр., Мф 7:24−27; Лк 6:47−49). Этот факт побуждает многих ученых предположить, что Матфей и Лука имели в своем распоряжении некий документ, не сохранившийся впоследствии. Такой подход известен в библейской науке под названием «теория двух источников». Кроме того, совершенно очевидно, что Матфей и Лука, независимо друг от друга, имели еще и другие источники информации, которые и нашли отражение в Евангелии каждого из них.
Разумеется, изложенная выше гипотеза никак не может объяснить всех трудностей, возникающих в связи с проблемой синоптиков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что существуют и иные теории. В частности, можно встретить доказательства тому, что первым евангелистом был Матфей. Реже встречаются доводы в пользу того, что первое Евангелие написано Лукой. Некоторые ученые склонны считать, что написанию этих произведений предшествовал период устного предания, что, собственно, и обусловило их литературную взаимосвязь. Большинство специалистов по НЗ продолжают принимать «теорию двух источников» в качестве рабочей гипотезы, признавая при этом, что множество вопросов остаются неразрешенными.
В конечном счете, доминирующим фактором было водительство Божие посредством вдохновения. Бог может равно использовать естественный ход истории и личный вклад евангелистов при осуществлении своих замыслов (ср. Лк 1:1−4).
дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,