Слово «мир» в Новом Завете иногда имеет то же значение, что и в Ветхом Завете, а именно — землю и естественный порядок вещей, который Бог установил на земле. Чаще, однако, оно означает человечество в целом, которое находится в состоянии греха и моральной испорченности, враждебно настроено по отношению к Богу и предано злу. В отдельных случаях оба значения сливаются, придавая слову «мир» сложный смысловой оттенок, подразумевающий испорченность человеческого рода, навлекающего на себя вину и стыд недостойным использованием сотворенных Богом вещей.
Христиане посланы в мир падшего человечества своим Господом (Ин 17:18), чтобы свидетельствовать о Христе Божьем и Его Царстве (Мф 24:14 ср. Рим 10:18, Кол 1:6−23), служить его нуждам. Но, исполняя этот труд для мира, они не должны становиться жертвами его любви к материальным благам (Мф 6:19−24:32), его безразличия к Богу и будущей жизни (Лк 12:13−21), его стремления к удовольствиям, власти и славе, превалирующего над всем (1Ин 2:15−17). Внешний вид и менталитет человеческого сообщества скорее уподоблен сатане в его гордыне (Ин 14:30, 2Кор 4:4, 1Ин 5:19 ср. Лк 4:5−7), чем смиренному образу Христа.
Христиане, подобно самому Христу, должны сочувствовать нуждам и заботам людей, служить им и общаться с ними, но себя считать как бы странниками в этом падшем мире, через который они проходят, возвращаясь домой — к Богу (1Пет 2:11). Писание не одобряет ни монашеского ухода из мира (Ин 17:15), ни обмирщения (Титу 2:12). Иисус призывал Своих учеников быть такими же упорными в достижении своей цели, как люди мира сего, но отмечал при этом, что целью верующих должна быть не мирская обеспеченность, а небесная слава (Лк 16:9).
Христиане должны отличаться от окружающих их людей своей приверженностью установленным Богом нравственным принципам, деятельной любовью к ближним и сохранением достоинства носителей образа Божьего (Рим 12:2, Еф 4:17−24, Кол 3:5−11). Уподобления Христу можно достичь лишь путем отвержения принятой в мире системы ценностей и мирского образа жизни (Еф 4:25−5:17).
Перед христианами стоит тройная задача. Главное дело церкви — евангелизация (Мф 28:19−20, Лк 24:46−48), и каждый христианин должен прилагать все силы для обращения неверующих, воздействуя, в первую очередь, примером своей обновленной жизни (1Пет 2:12). Кроме того, любовь к ближним должна постоянно побуждать христианина к милосердию, обращенному как к верующим, так и к неверующим. Наконец, христиане призваны исполнять «культурную миссию», которую Бог дал человеку при сотворении его (Быт 1:28−30, Пс 8:7−9). Человек был создан, чтобы управлять Божьим миром, и это управление является частью человеческого призвания во Христе, цель которого — Божия слава и благо других людей. Сущностью «трудовой этики» протестантизма является религиозная дисциплина, исполнение божественного «призвания» управляющего Божьим творением.
Зная, что Бог по Своей неизъяснимой благости и долготерпению, даже перед лицом человеческого зла, хранит и обогащает Свой заблудший мир (Деян 14:16−17), христиане активно занимаются всеми формами дозволенной законом человеческой деятельности, но, делая это в рамках христианской системы ценностей и христианского видения мира, они являются солью (консервантом) и светом (указывающим путь) для человеческого общества (Мф 5:13−16). Если каждый христианин исполнит это призвание, человеческая культура преобразится.
дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,