Государственная власть — это инструмент, предназначенный Богом для управления человеческим обществом и поддержания в нем порядка. Она представляет собой всего лишь один из целого ряда подобных инструментов к числу которых относятся также власть служителей в церкви, родителей в семье и учителей в школе. Каждый из этих инструментов имеет свою сферу действия в мире, руководимом Христом, Который управляет творением и определяет границы каждой из этих сфер. В нашем падшем мире эти властные структуры являются установлениями Божьей «общей благодати» (благого провидения), которая, как мощный бастион защищает мир от анархии и социального распада.
Основываясь на Рим 13:1−7, 1Пет 2:13−17, Вестминстерское исповедание следующим образом характеризует сферу государственной власти:
«Бог верховный Господин и Царь всего мира, учредил гражданские власти чтобы они подчиняясь Ему, стояли над народом ради Его славы и общественного блага с этой целью Он дал им власть использовать меч для защиты и поддержки делающих добро и для наказания делателей зла. Гражданские власти не могут присваивать себе право распоряжаться Словом и таинствами или власть иметь ключи от Царства Небесного» (23 1:3).
Поскольку государственная власть существует ради благополучия всего общества, Бог дал ей власть меча, т.е. право на законное применение силы для проведения в жизнь справедливых законов (Рим 13:4). Христиане должны признавать ее как часть установленного Богом миропорядка (Рим 13:12). Правительство может собирать налоги, необходимые для выполнения им своих функций (Мф 22:15−21, Рим 13:6−7). Но если оно запрещает людям то, что требует от них Бог, или, напротив, требует то, что запрещено Богом, христиане не могут этому подчиняться, и тогда проявления гражданского неповиновения неизбежны (Деян 4:18−31, Деян 5:17−29).
Взаимодействие сфер церковной и государственной власти происходит на этическом уровне. Церковь, на основании Слова Божьего, может комментировать этику правительства и проводимой им политики, но не должна сама заниматься политикой. Если же оценка церковью правительственной политики толкнет христиан на политические акты, то им, в таком случае следует осознавать, что они действуют как гражданские лица, а не как представители церкви.
Христиане должны требовать от правительства добросовестного исполнения предназначенной ему роли. Им следует молиться за гражданские власти, повиноваться им и в то же время наблюдать за ними (1Тим 2:1−4, 1Пет 2:13−14), напоминая, что Бог поставил их управлять государством, защищать его граждан и поддерживать порядок.
дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,