Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Христос — Бог и Человек |

Новой Женевской Библии


Учения о Троице и боговоплощении стоят рядом. Догмат о Троице гласит, что Христос является истинным Богом, а догмат о боговоплощении — что Христос является истинным Человеком. Вместе они провозглашают абсолютную реальность Спасителя, о Котором сообщает Новый Завет, Сына, пришедшего от Отца и по воле Отца, чтобы стать заместителем грешников на кресте (Мф 20:28, Мф 26:36−46, Ин 1:29, Ин 3:13−17, Рим 5:8, Рим 8:32, 2Кор 5:19−21, 2Кор 8:9, Флп 2:5−8).

Учение о Троице было принято на Никейском соборе (Никейский символ веры 325 г. по Р.Х.), который осудил арианскую ересь, противопоставив ей утверждение, что Иисус и Отец обладают единой «субстанцией», или «сущностью». Различие между Отцом и Сыном существует только внутри Божественного единства, и Сын является Богом в таком же смысле, что и Отец. Заявляя, что Отец и Сын «единосущны» и что Сын «рожден», а не сотворен (что соответствует определению «единородный», Ин 1:14:18, Ин 3:16−18), Никейский символ веры однозначно выразил Божественность Иисуса Христа.

Решающим событием для выработки церковью догмата боговоплощения стал Халкидонский собор (451 г. по Р.Х), на котором церковь отвергла как несторианскую ересь о том, что в Иисусе одновременно пребывали не одна, а две личности — Сына Божия и человека, — так и евтихианскую, утверждавшую, что Божественность Иисуса поглотила Его человеческую сущность. Отвергнув оба заблуждения, церковь подтвердила, что Христос — единая богочеловеческая Личность, обладающая двумя природами, или естествами, т.е. двумя разными типами способностей к познанию, самовыражению и действию, что две природы соединены в единой Личности неслиянно и нераздельно и что каждая природа сохраняет свои качества. Иными словами, все, что есть в нас, и все, что есть в Боге, присутствовало, присутствует и всегда будет реально и различимо присутствовать в едином Христе. Таким образом, халкидонская формула решительно отстаивает полную человеческую сущность Господа.

Воплощение — таинственное чудо в сердце исторического христианства — является центральным событием свидетельства Нового Завета. Иисус изначально пришел к евреям, вера которых основана на учении о существовании одного Бога. Апостолы были израильтянами, однако они и новозаветные писатели учили, что следует поклоняться Иисусу Мессии и верить в Него. Тем самым они свидетельствовали, что Он является Богом не менее, чем человеком. Поразительно, что такое свидетельство смогло утвердиться на еврейской почве.

Евангелие от Иоанна предпосылает свидетельству очевидца (Ин 1:14, Ин 19:35, Ин 21:24) утверждение (Ин 1:1−18), что Иисус является вечным божественным Логосом (Словом), участником акта творения и источником жизни и света (Ин 1:1−5:9). Став «плотью», Логос открылся как Сын Божий — источник «благодати и истины» (Ин 1:14), «Единородный от Отца» («Единородный Бог» — именно так сказано в тексте лучших греческих рукописей Евангелия от Иоанна, Ин 1:18). Это Евангелие содержит множество изречений Иисуса, начинающихся словами «Я есмь» — утверждениями, имеющими особое значение, поскольку слова «Я есмь» (греч.: «эго эйми») использованы в греческом переводе Ветхого Завета (Исх 3:14) для передачи имени Божия. Поэтому во всех случаях, где, согласно Иоанну, Иисус произносит «Эго эйми», присутствуют косвенные утверждения Его Божественности. Примерами этому являются стихи Ин 8:28:58 и семь заявлений Иисуса, согласно которым Он:

1) хлеб жизни, податель духовной пищи (Ин 6:35:48−51),

2) свет миру, изгоняющий тьму (Ин 8:12, Ин 9:5);

3) дверь овцам, открывающая доступ к Богу (Ин 10:7−9);

4) Пастырь добрый, ограждающий от опасности (Ин 10:11−14);

5) воскресение и жизнь, побеждающие смерть (Ин 11:25);

6) путь, истина и жизнь, ведущие к общению с Отцом (Ин 14:6);

7) истинная виноградная лоза, залог плодородия (Ин 15:1,5).

И как кульминация всего — исповедание Фомы. «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28), после которого Иисус произнес благословение на всех, кто разделяет веру Фомы (Ин 20:29−31).

Павел говорит об Иисусе, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9 ср. Кол 1:19); прославляет Иисуса как Сына по образу Отца и как соработника Отца в сотворении и сохранении всего сущего (Кол 1:15−17); объявляет Его Господом, к Которому каждый должен обращать свои молитвы о спасении, как обращали их к Яхве (Иоиль 2:32, Рим 10:9−13); называет Его «сущим над всем Богом» (Рим 9:5), «Богом и Спасителем» (Титу 2:13) и молится Ему лично (2Кор 12:8−9), взирая на Него как на источник божественной благодати (2Кор 13:13). Вывод однозначен: вера в Божественность Иисуса — основа богословия и религии Павла.

Автор Послания к евреям, обосновывая совершенство верховного первосвященства Христа, начинает с утверждения полной Божественности и, следовательно, неповторимости Иисуса как Сына Божия (Евр 1:3−12). Затем он отмечает совершенную человечность Христа (гл. 2). Совершенство и верховное первосвященство Христа обусловлены, по его словам, соединением бесконечной и неисчерпаемой божественной жизни с полным человеческим опытом искушения и страдания (Евр 2:14−17, Евр 4:14−5:2, Евр 7:13−28, Евр 12:2−3).

Новый Завет запрещает поклонение ангелам, но повелевает поклоняться Иисусу, открыто и прямо указывая на богочеловеческого Спасителя и Господа как на объект веры, надежды и любви Религия, не исповедующая этого, не является христианской.

дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.