Хотя существует только один Бог и только одна истинная вера, именно та, которой учит Библия, наш отступнический мир (Рим 1:18−25) всегда изобиловал различными религиями. Вековая тяга к синкретизму (усвоению аспектов одной религии другою и их смешению) оказывает влияние и на нас. Более того, в наше время, благодаря возобновлению аналитических попыток объединения религий и процветанию так называемых «религий нового века», в которых на популярном уровне смешаны восточные и западные идеи, синкретизм проявляет себя особенно ярко.
Давление не ново с этой стороны. Завоевав Ханаан, израильтяне постоянно испытывали соблазн внести в культ Яхве (Иеговы) поклонение богам и богиням плодородия и сделать изображения Самого Яхве, несмотря на то что подобные вещи были строго запрещены законом (Исх 20:3−6). Главный духовный вопрос состоял в том будут ли израильтяне помнить, что Яхве — Бог, заключивший с ними завет — вседостаточен для них и что Он требует от них такой верности, которая исключает поклонение другим богам и расценивает его как духовное прелюбодеяние (Иер 3, Иез 16, Ос 2). Это испытание израильский народ, строго говоря, не выдержал.
Синкретизм был широко распространен в Римской империи в первые века христианства — политеизм был хорошей почвой для всевозможных культов. Учители христианства вели неуклонную борьбу за сохранение веры от ассимиляции с гностицизмом (религиозно-философским течением, игнорировавшим воплощение Христа и искупление, поскольку его приверженцы видели корень зла не в грехе, а в невежестве), а позже с неоплатонизмом и манихейством — религиозно-философскими системами, которые, подобно гностицизму, рассматривали спасение прежде всего как освобождение от физического мира. Эта борьба закончилась победой христианства, и выработанные в ходе ее классические формулы символа веры, касающиеся Троицы и воплощения, стали частью его вечного наследия.
Писание сурово осуждает зло идолопоклонства. Идолы осмеиваются как иллюзорная небыль (Пс 113:12−15, Ис 44:9−20), повергающая, однако, своих почитателей в рабство пустым предрассудкам (Ис 44:20). Павел добавляет к этому что через идолов действуют демоны, превращая их в реальную духовную угрозу, и потому общение с идолами не проходит для людей безвредно (1Кор 8:4−6, 1Кор 10:19−21). Современная секуляризованная культура благосклонно относится к религиозному синкретизму, различным формам колдовства и оккультизма, надеясь с их помощью заполнить ощущаемый людьми духовный вакуум, поэтому библейские предостережения против идолопоклонства (в любом его виде) должны быть прочно закреплены в сердцах верующих (1Кор 10:14, 1Ин 5:19−21).
дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,