Первую, самую важную, часть еврейской Библии и христианского Ветхого Завета составляют пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), называемые обыкновенно «Законом» или «Пятикнижием» (греч.: «пятитомный»). Новый Завет (Лк 24:44) упоминает о трехчастном делении еврейской Библии на «Закон», «Пророки» и «Писания». Пятикнижию отводится главное место и при объединении книг Ветхого Завета по разделам в христианских Библиях, опирающихся на греческий перевод семидесяти толковников, т. н. Септуагинту (ок. 150 г. до Р.Х.).
Автор и время написания
Обозначения Пятикнижия как «книги Моисеевой» (Неем 13:1; 2Пар 25:4), «книги Закона Моисеева» (Неем 8:1), «Закона Господа» (1Пар 16:40; Ездр. 7:10), «книги Закона Божия» (Неем 8:18) встречаются главным образом в текстах, написанных после вавилонского пленения. Что касается упоминаний о «книге закона (Моисеева)» в более ранних книгах Библии (напр. Нав 1:8; Нав 8:34; 4Цар 14:6; 4Цар 22:8), то неясно, относятся ли они к Пятикнижию в целом или к каким-то его частям. Подобные названия Пятикнижия есть и в Новом Завете (Мф 12:5; Мк 12:26; Лк 16:16; Ин 7:19; Гал 3:10). Это еще раз подчеркивает богодухновенность Пятикнижия и непререкаемый авторитет Моисея. Через Моисея Бог Израиля ок. 1400 г. до Р.Х. записал Свои заповеди.
Помимо этих, есть и другие свидетельства авторства Моисея. В Ин 5:46 Иисус говорит: «Моисей... писал о Мне», а по дороге в Эммаус Он разъясняет ученикам сказанное о Нем в Писании, «начав от Моисея» (Лк 24:27). Да и в самом Пятикнижии сказано, что основной его составитель — Моисей: он оставил подробный свод законов — книгу завета (Исх 24:3−7), он же и разъяснил закон, как о том свидетельствует Второзаконие (31:24−26).
Однако в последние два столетия большинство ученых, не признающих свидетельства самой Библии об авторстве составляющих ее книг, считали, что Пятикнижие создано после вавилонского пленения и что его редакторы объединили в своей переработке по крайней мере четыре более ранних памятника письменности. Опираясь на варианты имени Бога (напр., Бог — Элохим, и Господь — Яхве), различия словаря (напр., еврейские слова со значением «служанка»), повторяющиеся эпизоды (напр., с женами патриархов — Быт 12:10−20; Быт 20:1−19; Быт 26:1−11) и законы (напр., предписания Пасхи: Исх 12:1−20; Исх 21−23; Втор 16:1−8), а также на теологические расхождения, исследователи выделили в Пятикнижии повествование яхвиста (ок. 950 г. до Р.Х.), повествование элохиста (ок. 850 г. до Р.Х.), автора Второзакония (ок. 622−587 гг.) и священнический текст (ок. 500 г. до Р.Х.). Во второй половине нашего столетия эта точка зрения существенно изменилась.
Литературные исследования и археологические данные показывают, что выделенные тексты содержат гораздо более ранний материал, возможно, частично восходящий к Моисею.
Обращение к древним традициям Ближнего Востока позволяет предположить, что Моисей использовал литературные источники. Некоторые из них легко отождествить (напр., Быт 5:1; Числ 21:14); идентификация других затруднена стилевыми изменениями (ср. Быт 1:1 — 2:3 и Быт 2:4−25). И, наконец, пророки, которые вслед за Моисеем возвещали народу слово Божие (ср. Втор 18:15−20), внесли в текст современные им языковые и исторические особенности, а также некоторые эпизоды, такие, как Быт 36:31 (см. Введение в Бытие) и послесловие книги Второзаконие (Втор 34:1−12).
Единство
Пятикнижие — сложный по структуре памятник письменности, составленный из нескольких отдельных книг, и в то же время это — связное и непрерывное изложение событий от сотворения мира до смерти Моисея. Не учитывать эту особенность значит искажать текст. Книга Бытие отличается своеобразнейшей художественной структурой, которую скрепляет многократно повторенное: «Вот родословие...». Целостность Исхода очевидна благодаря пронизывающим его смысловым связям. Например, данный народу в гл. 19−40 закон основан на обстоятельствах исхода Израиля из Египта, описанных в гл. 1−18; 19:3−6. Не зная этого описания, невозможно понять закон. Когда народ Израиля вышел из Египта, Бог привел его к горе Хорив — той самой, у которой впервые явился Моисею (Исх 3:1−12).
Этим знамением Бог подтвердил избрание Моисея. Левит — определенно книга для священников. Книга Числа рассказывает о 40-летнем странствовании Израиля в пустыне на пути в Ханаан. Ход повествования в ней резко меняется (10:11−13). Здесь с точностью до дня указано, когда Израиль снимался со стоянки и выступал в путь. Если в Исходе мы видим прообраз того, как через пасхального агнца (Христа) приходит избавление от рабского служения греху и сатане, то Числа изображают духовные блуждания всех детей Божиих по бесплодной и полной опасностей пустыне в поисках земли обетованной и предостерегают от подражания малодушному упрямству древнего Израиля. Злейший враг Израиля — он сам. Второзаконие состоит из трех обращений Моисея к народу на равнинах Моава, в которых он излагает закон (Втор 1:1−5).
И в то же время книги эти связаны непрерывностью повествования. Исход связан с Бытием упоминанием о числе израильтян, пришедших в Египет (Быт 46:26−27; Исх 1:1). Иосиф перед смертью связал соплеменников клятвой — вынести его кости из Египта, когда Бог явится освободить их (Быт 50:25), и Моисей исполнил эту клятву (Исх 13:19). Левит 1−9 можно рассматривать как дополнение к Исх 25:40. Последняя глава книги Исход описывает устройство скинии, а первая глава книги Левит — порядок совершаемых в ней богослужений. Обряд посвящения в сан священника изложен в Исх 29, а впервые совершается в Лев 8:9. Запреты на пищу в книге Левит объясняет история исхода (Лев 11:45). Числа во многом связаны с Исходом и книгой Левит. Во всех трех книгах общие литургические принципы и установления, и описанные действия происходят главным образом в Синайской пустыне. В книге Второзаконие Моисей, в первый раз обращаясь к народу, кратко вспоминает историю, происшедшую с Израилем между Синаем и Моавом, изложенную в Числах, а во втором обращении к народу часто ссылается на исход и даже повторяет, с незначительными изменениями, Десять заповедей и ответ Израиля (Исх 20 и Втор 5).
Содержание
Пятикнижие соединяет в себе и историю, и закон. Независимыми друг от друга их назвать нельзя: историческое повествование разъясняет закон. Например, закон обрезания был дан в рассказе о том, как Бог заключил завет с Авраамом и Саррой (Быт 17:9−14); в истории о человеке, который собирал дрова в субботу (Чис 15:32−36), несоблюдение субботы объявлено тяжким прегрешением. Но, как уже говорилось, содержание Пятикнижия в основном сводится к тому, что Бог заключил заветы с патриархами, избавил от египетского рабства их потомков, уже ставших народом, а они обязались соблюдать закон, данный им Богом на Синае согласно завету и подробно разъясненный Моисеем во Второзаконии (6:20−25).
Бытие кончается смертью Иосифа в Египте (50:26), Исход — облаком славы Господней, покрывшей скинию собрания в Синайской пустыне (Исх 40:34−38); Левит — словами: «Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов израилевых на горе Синай», (Лев 27:34); Числа — так же, только вместо «на горе Синай» — «на равнинах моавитских» (Чис 36:13), а Второзаконие — смертью Моисея в земле моавитской и выбором его преемника — Иисуса Навина.
Бог решил вывести народ израильский из Египта, чтобы Израилю стать народом святым, посвященным служению Богу. Благословение Божье должно было распространиться через Израиль на все народы земли. Согласно Посланию к Галатам, это великое обетование, данное Аврааму, проповедано Иисусом Христом и осуществилось Его смертью и воскресением. Благодатная сила Пятикнижия — не мистическое его влияние, а его богодухновенность как результат действия Духа Божия.
дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,