Когда Писание называет Бога или одно из лиц Троицы «святым» (Лев 11:44−45, Нав 24:19, 1Цар 2:2, Пс 98:9, Ис 1:4, Ис 6:3, Ис 41:14−16:20, Ис 57:15, Иез 39:7, Амо 4:2, Ин 17:11, Деян 5:3−4:32, Откр 15:4), то это слово обозначает все то, что отличает Бога от нас и что заставляет нас благоговеть и преклоняться перед Ним. Оно охватывает все стороны Его превосходящего наше разумение величия и нравственного совершенства и является отличительной характеристикой всех Его качеств, указывающей на «божественность» Бога. Главное в этой концепции, однако, — чистота Бога, которая не может мириться с какой бы то ни было формой греха (Авв 1:13) и потому заставляет грешников постоянно испытывать в Его присутствии чувство самоуничижения (Ис 6:5).
Одним из выражений Божьей святости является Его праведность, означающая, что в любых обстоятельствах Бог поступает по правде. Бог проявляет справедливость, когда Он выступает как законодатель и судья и когда исполняет Свои обетования и прощает грехи. Его нравственный закон требует от людей поведения, соответствующего Его собственному, — «свят, праведен и добр» (Рим 7:12). Бог судит справедливо, воздавая каждому по его заслугам (Быт 18:25, Пс 7:12, Пс 95:13, Деян 17:31). Его «гнев», т.е. Его законная активная неприязнь ко греху, полностью оправдан в своих проявлениях (Рим 2:5−16), а Его конкретные «суды» (наказания, карающие за зло) славны и достохвальны (Откр 16:5−7, Откр 19:1−4). Когда бы Бог ни исполнял принятые Им, согласно завету, обязательства спасать Свой народ, это всегда акт праведности, т.е. справедливости (Ис 51:5−6, Ис 56:1, Ис 63:1, 1Ин 1:9). Когда Бог оправдывает грешников по вере их во Христа, Он делает это на справедливой основе, поскольку наказание за наши грехи возлагается на Христа, заместившего нас в роли приговоренного к смерти преступника, и таким образом в самой форме, которую Бог избрал для проявления Своего оправдывающего милосердия, Он показывает Себя совершенно и абсолютно справедливым (Рим 3:25−26), а наше оправдание оказывается юридически законным.
Когда Иоанн говорит, что Бог есть свет и что в Нем нет никакой тьмы, этот образ утверждает святую чистоту Бога, которая делает невозможным общение между Ним и сознательными грешниками, из чего следует, что главнейшей заботой христиан должно быть стремление к святой и праведной жизни (1Ин 1:5−2:1, 2Кор 6:14−7:1, Евр 12:10−17). И в Новом, и в Ветхом Заветах постоянно встречаются призывы к верующим, возрожденным и прощенным, стремиться к тому, чтобы их святость соответствовала святости Самого Бога (Втор 30:1−10, Еф 4:17−5:14, 1Пет 1:13−22).
дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,