IV. СМЕРТЬ САУЛА (Гл. 31)
31:1−6 В то время как Давид наслаждался успехами в сражениях, Саул столкнулся с поражением. Израильтян оттеснили назад, а трое сыновей царя были убиты. Саул сам был сильно ранен стрелками. Саул лежал, умирая, на горе Гелвуа, и умолял своего оруженосца убить его, чтобы Филистимляне не нашли его живым и не стали над ним издеваться. Но этот человек боялся ударить царя, поэтому Саул сам лишил себя жизни, упав на меч. Вскоре после этого его оруженосец сделал то же самое.
31:7−13 Израиль теперь полностью упал духом, и народ обратился в бегство перед наступающей армией. Когда Филистимляне пришли грабить убитых и обнаружили среди павших Саула и его трех сыновей, они отсекли голову Саула и послали весть по всей своей земле. Его тело и тела его сыновей были отвезены в Беф-Сан и повешены на городской стене. Жители Иависа Галаадского, услышав об этом, прошли шестнадцать километров, чтобы забрать тела. Останки были захоронены надлежащим образом под дубом в Иависе. Эти люди не забыли, как Саул их спас от Аммонитян в своей первой грандиозной битве после воцарения на престоле (Гл. 11). Обычно в Израиле кремация не практиковалась. Вероятно, ей воспользовались из-за того, что тела были сильно обезображены. Также, это помешало бы Филистимлянам в будущем осквернить тела еще больше.
Божий суд над Саулом свершился (см. заметки к 1Пар 10 гл.). Саул много раз пытался сделать так, чтобы Давида убили Филистимляне, но сам в итоге пал перед ними. Давид обрел престол, как и было предназначено Богом. Саул получил справедливую расплату за свои дела, согласно правосудию Господа, к которому часто обращался Давид.
=====
Примечания
(Введение) Иудейский ученый Абарбанел объяснил этот обычай следующим образом: «Все содержимое обеих книг может в определенном смысле относиться к Самуилу, и даже к делам Саула и Давида, так как оба, будучи помазанными Самуилом, были, так сказать, делом его рук». (Процитировано Ердманном, «Книги Царств», Комментарий Ланга к Святым Писаниям, стр. 1).
(10:7−9) Некоторые Евангельские ученые считают Саула верующим, который, однако, отступил от веры и лишился рассудка. Их довод заключается в том, что вряд ли Бог избрал бы не возрожденного духовно человека первым царем Своего избранного народа.
(13:1) По большей части проблемы в Ветхом Завете связаны с Еврейской системой чисел, переписывая которые было легко ошибиться. За более подробной информацией обращайтесь к комментариям к Паралипоменону.
комментарии МакДональда на первую книгу Царств, 31 глава