20:1−3 Оставив Наваф, Давид пришел к Ионафану и попытался узнать, зачем Саул пытается его убить. Очевидно, Ионафан ничего не знал о том, что его отец продолжает свои попытки отнять жизнь у Давида. Давид объяснил ему, что царь не делится своими планами с Ионафаном, потому что знает о его дружбе с Давидом.
20:4−9 Был предложен тест, который показал бы, угрожает ли Давиду опасность. Вместо того, чтобы занять свое место за царским столом на ежемесячном пире, Давид его пропустит. Если Саул спросит о причине его отсутствия, Ионафан скажет, что он пошел на ежегодное жертвоприношение в Вифлеем. (Это могло быть правдой, несмотря на то, что этот поход не описан в Библии. Если это была ложь, она просто записана, как факт, который Бог не одобряет). Если Саул не выскажет возражений, это укажет на то, что Давид в безопасности; но если царь разозлится из-за того, что Давид в очередной раз выскользнул у него из рук, тогда Ионафан будет знать, что Давид в смертельной опасности.
20:10−17 Ионафан пообещал, что он выйдет в поле на третий день и даст Давиду знак, который укажет ему, как обстоят дела. Возможно, предвидя исход, Ионафан попросил Давида показать преданную любовь Господа ему и его дому, когда он встанет у власти. Из стихов 14−17 ясно, что Ионафан верил в то, что Давид еще станет царем; но он подтвердил свою любовь Давиду, несмотря на то, что понимал, что принадлежавшее ему право на трон будет отдано Давиду. Какая бескорыстная преданность!
20:18−23 В этих стихах описывается знак, посредством которого Давид будет извещен об отношении царя. Ионафан выйдет в поле и пустит стрелы к тому камню, где будет прятаться Давид. Направление, которое он укажет отроку, приносящему стрелы, будет знаком Давиду, спасаться ли ему бегством или вернуться в царский двор, где ему ничто не угрожает. Нас может удивить, зачем Ионафан подготовил весь этот спектакль для того, чтобы известить Давида, когда позже он все равно пошел и сам поговорил с ним. Однако, в то время, он мог не знать, что сможет связаться с Давидом, не будучи замечен.
20:24−34 В первый день праздника Саул ничего не сказал по поводу отсутствия Давида, решив, что, вероятно, Давид еще ритуально не очистился. Но на второй день, выпытав у Ионафана местонахождение Давида и узнав, что тот ушел в Вифлеем, Саул разгневался, обвинив Ионафана в том, что он подружился с человеком, который обесчестит его и его мать. Его манеры были еще грубее его языка, когда он попытался пригвоздить к стене своего собственного сына, мгновенно перенеся свою ненависть к Давиду на Ионафана.
Преследование Давида Саулом
1. Давид бежит из Гива к Самуилу в Раму (1Цар 19:18)
2. Давид отправляется в Номву (1Цар21:1−9)
3. Давид идёт в Геф (1Цар 21:10)
4. Давид бежит от Филистимлян в пещеру Одолламскую (1Цар 22:1)
5. Давид препровождает свою семью в безопасное место — в Моав (1Цар 2:23)
6. Давид идёт в Моав (1Цар 22:4)
7. Давид направляется в лес Херет (1Цар 2:25)
8. Давид и его люди атакуют Филистимлян, опустошая Кеиль (1Цар 23:5)
9. Давид отступает в пустыню Зиф (1Цар 23:14)
10. Давид удаляется в пустыню Маон (1Цар 23:24)
11. Преследования Саула приводят Давида в Ен-Геди (1 Цар 24:1)
12. Пощадив жизнь Саула, Давид возвращается в Моав (1Цар 24:22)
13. Давид возвращается на Кармиль в Маоне, женится на Авигее (1Цар 25)
14. Вновь сохранив Саулу жизнь, Давид возвращается в Геф (1Цар 26:1 — 27:2)
15. Давиду дан Секелаг Анхусом, царём Гефским, филистимлянином (1Цар 27)
16. Давид и его люди в Афек, примкнув к войскам Филистимлян (1Цар 29:1−3)
17. Отвержение Давида филистимлянскими князьями заставляет его вернуться в Секелаг (1Цар 30)
18. После смерти Саула Давид возвращается в Хеврон, где его помазывают на царствование (2Цар 1−2)
20:35−42 Утром третьего дня был дан соответствующий знак, и страхи Давида подтвердились. Мужчины поплакали в объятиях друг друга; теперь они вынуждены идти разными путями и не будут больше получать удовольствие от дружеского общения друг с другом. Давид начал скрываться, что являлось необходимой составляющей Божьего плана, чтобы приготовить его к престолу. Ионафан вернулся в царский двор, сохранив верность своему отцу, но зная в глубине души, что он не станет следующим царем Израиля. Нужно ли ему было уйти с Давидом? Правильно ли он поступил, сохранив верность своему отцу, несмотря на то, что Господь отверг Саула, отстранив его от царства?
комментарии МакДональда на первую книгу Царств, 20 глава