I. СЛУЖЕНИЕ САМУИЛА ДО ПОМАЗАНИЯ САУЛА (Гл. 1−9)
A. Рождение и детство Самуила (Гл. 1)
1:1−10 1 Царств открывается представлением Елканы и его двух жен, Анны (благодать) и Феннаны (коралл). Он был левитом из Рамафаим-Цофима в Ефреме; поэтому в 1-м стихе указано, что он — Ефрафянин (см. также 1Пар 6:22−28). Являясь надежной исторической записью, Библия отмечает существование полигамии, но никогда не одобряет ее. Как и в случае с Лией и Рахилью, одна жена рожала, пока другая была бесплодна. Это явилось причиной соперничества в доме, так как, хотя Анна и была бездетной, она была больше любима своим мужем. Каждый год, когда они всей семьей ездили в Силом отмечать один из праздников, Анна всегда получала двойную порцию жертвоприношения (ст. 3−5). Но это вызывало язвительные замечания со стороны Феннаны. Год за годом ее колкости ранили Анну все глубже, пока, наконец, в отчаянии она не обратилась к Господу в храме.
1:11−18 Анна дала обет, что, если Бог даст ей ребенка мужского пола, она отдаст его обратно Господу. Он будет Назореем от рождения. Епископ Халл советует:
«Получить любое благо можно, посвятив его в своем сердце славе того Бога, у которого мы его просим; таким образом Бог и порадует Своего слугу, и почтет Самого Себя». Старый священник Илий увидел, как Анна шевелит губами, и решил, что она пьяна. Но как только она объяснила свои действия, он увидел ее серьезность, благословил ее и отправил с миром. Анна была обеспокоена своим физическим бесплодием. Нас должно печалить наше духовное бесплодие.
1:19−28 Когда молитва Анны была отвечена, она назвала младенца Самуилом (услышанный Богом), потому что она его «испросила... от Господа». Когда Самуил был отнят от груди, она отвела его в дом Господа и отдала его Господу, посвятив его раз и навсегда. С самого начала мальчик помогал священникам и служил Господу. Последняя фраза 28-го стиха говорит и о Самуиле: он поклонялся Господу, хотя и был очень молод, потому что его жизнь была посвящена служению Господу.
комментарии МакДональда на первую книгу Царств, 1 глава