Б. Живое вероучение (5:1)
Теперь Иоанн от темы оценочных критериев жизни вновь возвращается к анализу доктрины. Мы могли бы также назвать это проверкой веры. В первых трех стихах перечисляются результаты веры. Сначала следует Божественное рождение, затем любовь к Богу, далее — любовь к верующим братьям и наконец, соблюдение заповедей Божьих. Прежде всего мы имеем рождение от Бога: всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден. Здесь вера — не просто рассудочное согласие с фактом, а скорее посвящение жизни Иисусу как Христу.
В. Любовь и следующее за ней повиновение (5:1−3)
5:1 Если мы действительно рождены от Бога, то будем любить Его. И любить не только Его, но и Его детей. Следует заметить, что мы должны любить всех верующих, а не только тех, кто входит в нашу поместную общину или братство.
5:2−3 Четвертый результат веры — повиновение заповедям Божьим. Что мы любим детей Божьих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Истинно спасенным присуще желание исполнять волю Божью.
Наша любовь к Богу выражается в желании соблюдать Его заповеди. Господь Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
Когда Иоанн говорит, что заповеди Его не тяжки, он подразумевает не то, что они не трудны, а скорее, что они представляют собой именно то, что рожденные свыше любят исполнять. Когда вы советуете матери хорошо заботиться о своем младенце, то советуете лишь то, что она любит выполнять. Заповеди Господни — наилучшие для нас, они то, чем наша новая природа искреннее восхищается.
Г. Вера, побеждающая мир (5:4−5)
5:4 Затем мы узнаем о тайне победы над миром. Мировая система — это чудовищная программа искушений, которая непрестанно старается оттащить нас подальше от Бога и от того, что вечно, увлечь нас временным и плотским. Люди мира полностью поглощены быстротечными и чувственными вещами. Они стали жертвами преходящего. Только человек, рожденный от Бога, действительно побеждает мир, потому что верою он способен возвыситься над тленностью этого мира и видеть все в истинной, вечной перспективе.
Таким образом, действительно побеждают мир не великие ученые, философы или психологи, а простые верующие, понимающие, что видимое временно, а невидимое вечно. Свет славы Божьей, явленный в Иисусе, затмевает славу мира сего.
5:5 Как мы видим, тема этой главы — вера как мерило вечной жизни. Иоанн только что упомянул: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Теперь он продолжает разъяснять истину о служении Господа Иисуса Христа.
Д. Живое учение (5:6−12)
5:6 Он говорит: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию». Было много дискуссий о значении этих слов. Некоторые считают, что вода и кровь относятся к воде и крови, которые истекли из тела Спасителя (Ин 19:34). Другие полагают, что вода относится к Духу Божьему, а кровь — к той Крови, которая была пролита на Голгофе. Иные допускают, что апостол ссылается на естественное рождение, где присутствуют вода и кровь. Мы хотели бы предложить четвертую интерпретацию, принимающую во внимание ересь гностиков, которую апостол стремится ниспровергнуть в данном Послании.
Как было упомянуто ранее, гностики полагали, что Христос сошел на Иисуса в момент Его крещения и оставил Его перед страданиями, то есть в саду Гефсиманском. Иными словами, они как бы говорили: «Христос не умер на кресте, там умер человек Иисус».
Это, конечно, лишает ценности Его дело искупления за грехи других. Мы предполагаем, что Иоанн использовал воду как символ крещения Иисуса и кровь как символ Его изглаживающей вину смерти. Это были два конечных пункта Его публичного служения.
Иоанн говорит, что Иисус был Христом и умирая на кресте, и принимая крещение в Иордане. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... не водою только (как полагают гностики), но водою и кровию. Создается впечатление, что человеческое сердце постоянно старается избавиться от доктрины искупления. Люди хотели бы видеть в Господе Иисусе совершенного Человека, идеальный Пример, Того, Кто дал нам изумительный кодекс морали. Но Иоанн настаивает на том, что Господь Иисус — не только совершенный Человек, но и совершенный Бог. Крестившийся в реке Иордан отдал Свою жизнь в жертву за грешников. Люди говорят Христу: «Сойди с креста, и мы поверим Тебе». Если им удастся устранить крест из своих мыслей, они будут счастливы. Но Иоанн говорит: «Нет. Вы не можете отделить Господа Иисуса Христа от совершенного Им искупления на Голгофе».
И Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Это значит, что Святой Дух Божий всегда несет истину о Господе Иисусе, раскрытую Иоанном. Он свидетельствует о том, что Христос пришел не только водою, но водою и кровию, потому что это истина Божья.
5:7−8 Некоторые богобоязненные христиане испытывают смущение и волнение, когда узнают, что отдельные части стихов 7−8 в действительности приведены только в нескольких греческих рукописях НЗ. (Эразм добавил эти слова в более поздних изданиях своего греческого перевода НЗ под давлением Папы Римского (они встречаются в официальной римскокатолической латинской Библии — Вульгате). Только в четырех позднейших греческих текстах есть эти слова; таким образом, их опасно использовать. Культы, постоянно пытающиеся отрицать Святую Троицу, сразу же указывают на эти факты, поэтому надо знать об этой проблеме.) Но это нисколько не затрагивает истину о богодухновенности Священного Писания. Некоторые думают, что важно сохранить эти слова, потому что здесь упоминается о всех Личностях Троицы. Однако истина о Троице не зависит только от этого отрывка, поскольку содержится во многих других стихах Священного Писания.
Изложив в предыдущих стихах истину о Личности и деле Христа, Иоанн продолжает определять надежность нашей веры в Него. Он говорит, что свидетельствуют три (слово «на земле» следует исключать): дух, вода и кровь; и эти три об одном. Хотя Божьего Слова как основания для веры должно быть для нас достаточно, Он, тем не менее, снисходит, чтобы дать нам тройное свидетельство об истине. Прежде всего Дух Божий свидетельствует о той истине, что Иисус Христос — Бог и единственный Спаситель мира. Свидетельство Духа находим записанным в Слове Божьем.
Затем дано свидетельство воды. Мы полагаем, что оно относится к случившемуся во время крещения Господа Иисуса. Тогда Бог отверз небеса и громогласно объявил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом, Бог Отец присоединил Свое личное свидетельство о Личности Христа к свидетельству Духа Божьего.
Наконец, дано свидетельство крови. На кресте Господь Иисус свидетельствовал о Себе, что Он есть Сын Божий. Никто не отбирал у Него жизнь; Он Сам отдал ее. Если бы Он был простым человеком, то не смог бы этого сделать. Кровь Господа Иисуса Христа свидетельствует о том, что вопрос греха был улажен раз и навсегда. Все три свидетельства суть едино. То есть они едины в свидетельстве о совершенстве Личности и дела Христа.
5:9 Теперь Иоанн выдвигает впечатляющий аргумент: «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божье — больше». В повседневной жизни мы обычно верим словам наших товарищей. Если бы мы не принимали на веру их слова, наш бизнес остановился бы и социальная жизнь стала бы невозможной. Мы принимаем свидетельства или доказательства людей, которые могут ошибаться и обманывать. Если мы делаем это в повседневной жизни, то как же мы должны доверять Слову Божьему, которое незыблемо и не может лгать! Весьма неблагоразумно не верить Богу. Его свидетельство заслуживает абсолютного доверия.
5:10 Когда человек действительно принимает Его свидетельство о Сыне, Бог запечатлевает истину, давая человеку свидетельство Духа в себе самом.
С другой стороны, не верящий Богу представляет Его лживым; потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Люди думают, что могут принять или отклонить свидетельство Божье о Христе, но Иоанн дает им понять, что отклонить его — значит обвинить Бога в нечестности.
5:11 Далее Иоанн подводит итог христианской вести: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь — в Сыне Его». Какие великие истины: Бог дал людям вечную жизнь и источник этой жизни находится в Его Сыне!
5:12 Отсюда неизбежен следующий вывод: имеющий Сына Божьего имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни. Учение безошибочно.
Вечную жизнь не найти ни в образовании или философии, ни в науке или добрых делах, ни в религии или церкви. Чтобы иметь жизнь, нужно иметь Сына Божьего. Тот же, кто не имеет Сына Божьего, не имеет жизни, то есть истинной жизни. Вечная жизнь неотделима от Иисуса Христа.
Е. Уверенность через Слово (5:13)
Теперь мы подходим к заключительной части Послания. Прежде всего Иоанн ясно заявляет, почему он написал предшествующие стихи. Его письмо адресовано верующим во имя Сына Божьего, и цель его в следующем: дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную. Если вы запечатлены как дети Божьи, то знайте, что рождены в Божьей семье. В этом стихе изложена еще одна драгоценная истина: уверенность в спасении приходит через Слово Божье. Иоанн написал это, чтобы люди знали, что имеют жизнь вечную. Иными словами, Священное Писание написано для того, чтобы верующие в Господа Иисуса могли иметь уверенность в спасении. Нет необходимости надеяться или предполагать, чувствовать или продвигаться на ощупь во тьме. Спасение — это не вероятность. Иоанн твердо заявляет, что истинно верующие в Господа Иисуса должны знать, что имеют жизнь вечную.
Ж. Дерзновение в молитве (5:14−17)
5:14−15 Само собой разумеется, что, будучи уверенными в жизни вечной, мы можем предстать перед Господом с дерзновением. Иоанн описывает это дерзновение в стихах 14−15. Мы знаем, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает наши молитвы и отвечает на них. Безусловно, страшно молиться о том, что не соответствует Его воле.
Возможно, кто-то скажет: «Но как я могу знать волю Божью?» Ответ таков: воля Божья открыта нам в Священном Писании, и поэтому мы должны изучать Слово, чтобы лучше знать волю Божью и молиться более благоразумно.
5:16 Иоанн приводит пример, когда верующий может молиться с дерзновением и когда такое дерзновение невозможно. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Это, очевидно, тот случай, когда христианин видит брата участвующим в греховной деятельности. Но это не такой грех, за который человека, совершившего его, надо лишить жизни.
В таком случае верующий может молиться о восстановлении согрешающего человека, и Бог даст просящему жизнь того, кто согрешил грехом не к смерти.
Однако есть грех к смерти, и апостол добавляет: «Не о том говорю, чтобы он молился».
ГРЕХ, ВЕДУЩИЙ К СМЕРТИ
Нельзя с полной уверенностью сказать, что значит «грех к смерти», поэтому, вероятно, будет более правильным перечислить различные принятые толкования, а затем сказать, которое из них, на наш взгляд, наиболее верно.
1. Одни считают, что грех к смерти — это совершенный верующим грех, который он не исповедал. В 1 Коринфянам 11:30 читаем, что некоторые умерли, потому что участвовали в Вечере Господней и при этом не судили сами себя.
2. Другие считают, что здесь упоминается грех убийства. Если христианин в минуту негодования убьет другого человека, то мы не должны молиться об отмене для него смертной казни, потому что Бог по Своей воле установил, что «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека».
3. Иные полагают, что грех, упомянутый здесь, — хула на Духа Святого. Господь Иисус сказал, что те, кто приписывал чудеса, сотворенные Им силой Духа Святого, князю бесовскому Веельзевулу, совершили непростительный грех и что нет прощения за этот грех ни в этом веке, ни в грядущем.
4. Некоторые полагают, что это особый грех, похожий на грех, совершенный Моисеем или Аароном, Ананией и Сапфирой, которому Бог выносит окончательный суд.
5. Последнее объяснение отстаивает ту точку зрения, что это грех измены, или отступничества. Мы полагаем, что именно это объяснение лучше всего соответствует контексту. Отпавший — это тот, кто слышал великие истины о христианской вере, своим разумом признавал то, что Иисус есть Христос, даже открыто называл себя христианином, хотя в действительности никогда не был спасен. Вкусив все то лучшее, что несет христианство, он полностью отказывается от него и отрекается от Господа Иисуса Христа. Из Евреям 6 мы узнаем, что именно этот грех ведет к смерти.
Совершающие такой грех лишаются пути к спасению, ибо «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Через все Послание Иоанн проводит мысль о гностиках. Эти лжеучителя однажды пребывали в христианском общении. Они утверждали, что были верующими. Они знали истинную веру, но затем отвернулись от Господа Иисуса и придумали учение, полностью отрицавшее Его Божество и достаточность Его искупительной жертвы за наши грехи.
Христианин не может молиться за восстановление таких людей, потому что Бог уже указал в Своем Слове, что они грешат к смерти.
5:17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Существуют определенные различия в степени греха, и есть грехи, которые не носят такого серьезного характера, чтобы повлечь за собой смерть.
З. Знание духовной реальности (5,l8−20)
5:18 Начиная со стиха 18, Иоанн приводит свое Послание к величественному завершению, повторяя великие и несомненные реалии христианской веры.
Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит. Основываясь на этом, мы можем быть уверены, что имеющий Божественную природу больше не грешит.
Далее следует объяснение: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (Если в греческом критическом тексте вместо «всякий» читать «Он, Кто», то слова «Он, Кто был рожден от Бога» относятся к Христу.) Как и в 3:9, эти слова относятся к истинно верующему, который, благодаря своей Божественной природе, усердно соблюдает себя от греха. Только такому человеку зло не может повредить.
5:19 Христианский ответ тем, кто утверждает, что имеет высшее знание, звучит так: мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Иоанн ни в коей мере не смягчает смысл слов. Он видит только два мира: мир в Нем или мир, лежащий во зле. Все люди либо спасены, либо погибли, и их положение зависит от отношения к Иисусу Христу. Да будет услышано это вами, гностики!
5:20 Третья великая истина — истина о воплощении. Знаем также, что Сын Божий пришел. Этой темой Иоанн начал свое Послание и ею же завершает его. Приход Господа Иисуса явил нам Того, Кто истинен, то есть истинного Бога. Бога Отца можно познать только через Господа Иисуса Христа.
«Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Затем Иоанн добавляет: «и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе». Снова внимание акцентируется на том, что только через пребывание в Иисусе Христе мы можем пребывать в Боге. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Иными словами, Иоанн учит тому, что отрицали гностики, а именно: Иисус Христос есть Бог, и вечная жизнь находится лишь в Нем.
IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ (5:21)
Наконец, нам дано заключительное наставление Иоанна: «Дети! Храните себя от идолов». Фактически апостол говорит: «Остерегайтесь любых учений, противостоящих этой реальности».
Он хочет, чтобы верующие хранили себя от любых идей о Боге, отличающихся от тех, которые были переданы нам апостолами. Иисус Христос — Бог.
Любое другое воззрение — идолопоклонство. Здесь Иоанн говорит не об идолах, вырезанных из дерева. Идол — суррогат или ложный бог, занимающий место истинного Бога. Здесь под идолом имеется в виду не материальный предмет, а ложное учение.
Архиепископ Александр говорил об этом призыве как о «красноречивом содрогании». Нельзя представить данное обращение написанным более ярким слогом, чем этот, поэтому мы завершаем комментарий красноречивым содроганием Иоанна: «Дети! Храните себя от идолов. Аминь».
комментарии МакДональда на 1-е послание Иоанна, 5 глава