I. ПРИВИЛЕГИИ И ОБЯЗАННОСТИ ВЕРУЮЩЕГО (1:1 — 2:10)
А. Приветствие (1:1−2)
1:1 Автор представляется как Петр, апостол Иисуса Христа. Как один из двенадцати, он получил от Господа Иисуса поручение быть глашатаем славной преобразовывающей вести. Немедленно откликнувшись на Божественный призыв, он стал «ловцом человеков».
Все верующие призваны представлять интересы Христа на земле. Все мы обязаны быть миссионерами, дома или за рубежом. Для нас, как последователей Иисуса, — это главная цель жизни; все остальное второстепенно.
Послание адресовано пришельцам, или иностранцам, рассеянным повсюду: в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Кто были эти эмигранты?
Использование Петром слова «рассеянные» позволяет нам думать о том, что они были верующими иудеями, потому что Иаков использует это же слово, обращаясь к верующим из двенадцати колен Израилевых (Иак 1:1). Также у Иоанна (7:35) это слово описывает иудеев, рассеянных среди язычников. Но весьма вероятно и то, что Петр пишет верующим язычникам, рассеявшимся из-за преследований среди окрестных народов. При этом он берет многие имена, которыми прежде назывался Божий народ, и применяет их к новому Божьему сообществу — Церкви. Он называет их «избранными» (1:2), «родом избранным», «царственным священством», «народом святым», «людьми, взятыми в удел Божий» (2:9). Есть еще три фактора, указывающих на то, что он пишет верующим язычникам. Он говорит о суетной жизни, которая была передана им отцами (1:14−18). Он описывает их как тех, кто в прошлом не был народом Божьим (2:10). Наконец, в 4:3 он говорит, что в прошедшее время они жили, как язычники. Таким образом, у нас есть веское основание считать, что диаспора, или рассеяние, к которой пишет Петр, — это христианская церковь, в значительной степени состоящая из уверовавших язычников. То, что Петр был преимущественно апостолом иудеев, не исключает его служения язычникам. Конечно же, Павел, апостол язычников, также проводил время в служении иудеям.
1:2 Для получателей Послания здесь начертаны четыре этапа их спасения, включающие все три Личности Троицы.
Прежде всего, они были избраны по предведению Бога Отца. Это означает, что от предвечности Бог избрал их, чтобы они принадлежали Ему. Доктрина Божественного избрания не всегда популярна, но ее достоинство заключается в том, что она позволяет Богу быть Богом. Попытки сделать ее приемлемой для людей влекут за собой лишь преуменьшение Божьего суверенитета. Всякое затруднение в согласовании Божьего избрания и человеческой ответственности лежит в человеческом разуме, а не в Божьем. Библия учит обеим доктринам, и мы должны верить обеим. Истина находится в обеих крайностях, а не где-нибудь между ними.
Сказано, что Божье избрание обусловлено Его предведением. (В английском переводе Библии: «избранным согласно (в зависимости от) предведению Бога Отца».) Некоторые понимают это так, что Бог избрал тех, кто, по Его предвидению, поверит Спасителю. Другие говорят, что Бог очень хорошо знал, что ни один грешник, предоставленный самому себе, не примет Спасителя верой, и поэтому в Своем предвидении избрал определенных людей быть наградой Его благодати. Хотя в Божьем избрании кроется невыразимая тайна, мы можем быть уверены, что в нем нет ничего несправедливого.
Второй этап спасения — освящение от Духа. Эта сторона освящения происходит перед уверованием. (Есть другие формы освящения, которые следуют позже. Человек, рожденный свыше, становится освященным по положению, потому что он — «во Христе» (Евр 10:10.14). Далее в своей христианской жизни он должен достигать практического освящения, то есть все более уподобляться Христу (1Пет 1:15). На небесах он достигнет полного освящения, ибо больше никогда не будет грешить (Кол 1:22). См. комментарий об освящении к Евреям 2:11.) Именно через служение Духа Святого Бог отделил людей для того, чтобы они принадлежали Ему (см. также 2Фес 2:13).
Оно логически следует за избранием Бога Отца. В вечности Бог предузнал и избрал людей. В нужное время в жизни отдельных людей начинает действовать Дух Святой, превращая это избрание в реальность.
Третий этап в спасении души — ответ грешника на работу Духа Святого. Он описан как послушание Иисусу Христу. Это значит повиноваться Евангелию, раскаявшись в грехах и приняв Христа как Спасителя. Идея Евангелия состоит в повиновении ему; она общая для всего НЗ (см. Рим 2:8; 2Фес 1:8).
И наконец, окропление Кровью Его. Мы не должны воспринимать его буквально и утверждать, что спасенный человек действительно омыт Кровью Иисуса. Это образное выражение. Имеется в виду, что как только человек повинуется Благой Вести, он получает все привилегии, которые вытекают от пролитой Крови Христа на Голгофе. Кровь Спасителя была пролита раз и навсегда более чем 1900 лет назад; она никогда не прольется вновь. Но мы получаем прощение, искупление и другие неисчислимые благословения, которые вытекают из этого темно-красного потока, как только уверуем в Него.
Проследив четыре этапа в духовном рождении своих читателей, Петр теперь желает, чтобы для них умножились благодать и мир. Они уже испытали благодать Божью, получив спасение и примирение с Богом. Но изо дня в день они будут нуждаться в благодати, или силе, для христианской жизни и в мире посреди беспокойного общества. Именно этого апостол желает им здесь в полном изобилии. Джеймс Денни сказал, что «благодать — первое и последнее слово Евангелия, и мир — совершенное духовное здоровье — законченное действие благодати».
Б. Позиция христианина как верующего (1:3−12)
1:3 В стихах 3−12 Петр описывает уникальность славы нашего спасения. Он начинает с призыва к восхвалению Автора спасения — Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Это имя представляет двойные отношения Бога с Господом Иисусом. Имя «Бог Господа нашего Иисуса Христа» подчеркивает человеческую природу Спасителя. Имя «Отец» подчеркивает Божественную природу Сына Божьего. Здесь дано полное имя Сына:
Господь — Тот, Кто имеет исключительное право повелевать сердцами и жизнями.
Иисус — Тот, Кто спасает Своих людей от грехов.
Христос — Помазанник Божий, возвеличенный превыше всего на небесах.
Именно по великой милости Божьей мы были возрождены к живому упованию через воскресение Иисуса Христа из мертвых. Бог — источник этого спасения. Его великая милость — причина. Рождение свыше — его природа. Живое упование — дарованная награда. Воскресение Иисуса Христа — законное основание нашего спасения и основа нашего живого упования.
Как грешники, мы были лишены всякой надежды на жизнь за гробом. Перед нами не было ничего, кроме уверенности в суде и пламенном гневе. Как члены первого творения, мы были приговорены к смерти. Но в искупительной работе Христа Бог нашел справедливое основание, позволяющее Ему спасать нечестивых грешников и оставаться справедливым.
Христос искупил наши грехи. Он полностью расплатился за них. Требования правосудия были выполнены, и теперь благодать может изливаться на тех, кто повинуется Евангелию. Воскресив Христа, Бог подтвердил, что полностью удовлетворен жертвенным подвигом Своего Сына. Воскресение подтверждается словом Отца «Аминь» и возгласом нашего Господа «Совершилось!» Это воскресение также служит залогом того, что все умирающие в Христе воскреснут из мертвых. Наше живое упование — ожидание того, что нас примут домой, на небеса, чтобы мы находились с Христом и уподобились Ему навсегда. Ф. Б. Мейер называет упование живое «связью между нашим настоящим и будущим».
1:4 Стихи 4−5 описывают этот будущий аспект спасения. Получая рождение свыше, мы можем твердо надеяться на наследство на небесах. Наследство включает все, чем верующий будет вечно наслаждаться на небесах, и все это будет принадлежать ему через Христа (Пс 16:5). Наследство нетленное, чистое и неувядаемое. (1) Нетленное — оно никогда не может подвергнуться коррозии, распаду или быть украдено. Оно неподвластно смерти. (2) Чистое — наследство находится в совершенном состоянии. Его чистота не может быть запятнана каким-либо пороком или пятном. Оно неподвластно греху. (3) Неувядаемое — его ценность, слава или красота никогда не подвергнутся изменениям. Оно неподвластно времени.
Земное наследство, в лучшем случае, ненадежно. Иногда ценность состояния резко снижается из-за падения цен на рынке. Иногда завещания успешно оспариваются лицами, не упомянутыми в них. Иногда люди лишаются наследства из-за юридических формальностей.
Но Божественное наследство не подвержено никаким переменам времени, и нет никаких лазеек, могущих лишить верующего права обладать им. Оно хранится для детей Божьих в безопасном хранилище на небесах.
1:5 Не только наследство хранится для христиан, но и они сами соблюдаются, или сохраняются, для него. В этой жизни наследник может умереть прежде, чем будет поделено наследство. Но та же самая благодать, которая сохраняет небесное наследство, сохраняет нас как наследников для наслаждения им. Люди, избранные Богом, никогда не будут разочарованы. Те, кто избран прежде создания мира, спасены в наше время и сохраняются для грядущей вечности. Верующие в Христа находятся в вечной безопасности.
Но есть как человеческая, так и Божественная стороны вечной безопасности. Мы соблюдаемся ко спасению силою Божьей, что является Божественной стороной, но только через веру, что представляет человеческую сторону. Это не значит, что человек спасен только до тех пор, пока верит. Там, где есть истинная вера, будет и неизменность. Спасительной вере всегда свойственно постоянство.
Дитя Божье соблюдается силой Божьей ко спасению, готовому открыться в последнее время. Это относится к спасению в будущем. Часто указывалось, что есть три времени спасения.
(1) Христианин получает спасение от вины греха в момент, когда впервые доверился Спасителю (Еф 2:8). (2) Он спасается ежедневно от власти греха, поскольку позволяет Спасителю действовать в своей жизни (Рим 5:10). (3) Он будет спасен от греха при восхищении на небо (Евр 9:28). Его тело будет изменено и прославлено и навсегда освободится от греха, болезней и смерти. Это будущее время спасения также включает событие, когда святые возвратятся на землю с Христом и все ясно увидят, что они — дети Божьи (1Ин 3:2).
1:6 Благодаря упованию на искупление тела и славное наследство, верующие могут радоваться даже среди скорбей. Христиане, к которым обращался Петр, подвергались преследованиям за их свидетельство о Христе.
Петр напоминает им об одном из восхитительных парадоксов христианства — радости среди печали. С одной стороны, они могут радоваться перспективе сохраненного наследства для спасенных людей. С другой стороны, они могут находить радость в знании, что будут скорбеть немного, тогда как слава будет вечной (см. 2Кор 4:17). Комментируя слова о радости среди печали, вызванной многочисленными испытаниями, Дж. Х. Джоветт писал: «Я никогда не ожидал найти источник в столь малообещающей пустыне потерь».
1:7 Страдающие святые утешаются знанием того, что их страдания не бесцельны или бесплодны. Страдания нечестивых — это только прелюдия к мукам ада, которые они будут терпеть вечно. Но христианину это не грозит. В жизни детей Божьих скорби преследуют много благотворных, полезных целей, одна из которых — проверка подлинности их веры. Петр противопоставляет нашу веру золоту. Из всех веществ, известных человеку, золото — одно из наиболее стойких. Его можно подвергать интенсивному нагреванию, и оно кажется неразрушимым. Но истина в том, что золото гибнет при использовании, под давлением и в огне. Истинная вера неразрушима. Верующий может подвергнуться серьезным переживаниям и испытаниям, но они не сокрушат его веру, а станут для нее питательной почвой. На Иова, вероятно, обрушились за один день более тяжелые потери, чем пришлось пережить любому другому человеку за всю историю мира, но тем не менее он мог говорить: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» (Иов 13:15). Три юноши в вавилонской печи были испытаны огнем в буквальном смысле. Огонь доказал подлинность их веры. Он также уничтожил связывавшие их веревки, и они освободились от пут (Дан 3:12−30). В момент испытания огнем они находились в обществе мужа, «подобного Сыну Божьему». Истинность веры может быть испытана только огнем. Легко быть христианином, когда обстоятельства благоприятствуют этому. Но когда публичное исповедание Христа влечет за собой преследования и страдания, тогда случайные последователи отходят в сторону и теряются в толпе. Религия, которая ничего не стоит, не достойна ничего. Вера, отказывающаяся чем-то жертвовать, неискренна. Такую веру на словах осуждает Иаков.
Подлинная вера ведет к похвале, чести и славе в явление Иисуса Христа. Это означает, что Бог вознаградит каждого верующего, устоявшего в испытаниях. Он похвалит тех, кто радовался, хотя и находился в окружении неприятностей. Он почтит и прославит верующих, подвергшихся испытаниям и страданиям, но сумевших принять все беды как выражение Его доверия к ним. Все увидят воочию, как Иисус Христос возвратится на землю, чтобы царствовать как Царь царей и Господь господствующих, и все те, кого мир отверг, ясно увидят, что они — сыновья Божьи.
Из Священного Писания мы знаем, что награды будут объявлены перед судилищем Христовым, на небесах, после восхищения на небо. Но публичная демонстрация этих наград, очевидно, произойдет при втором пришествии Христа.
1:8 Теперь Петр обсуждает нынешнюю радость нашего спасения — Христа, принятого верой. Хотя мы никогда не видели Его своими глазами, мы любим Его. (В большинстве греческих манускриптов читаем «зная» (eidotes) вместо «видевши» (idontes). Суть почти та же: они не были лично знакомы с Иисусом на земле.) И Которого доселе не видя, все же верим в Него. Именно так мы обретаем блаженство, о котором Иисус упомянул в разговоре с Фомой: «...блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).
Уильям Линкольн пишет:
«Люди много говорят о любви, но истинная, испытанная любовь к Богу и Христу дает возможность произнести следующее: «Чтобы не потерять покровительства и поддержки Божьей, я лучше буду страдать, чем огорчать Его». Любовь скорее будет довольствоваться коркой хлеба и благоволением Божьим, чем высоким общественным положением и популярностью в мире без нее. Через такие испытания проходят все истинные дети Божьи; испытания отделяют зерна от плевел. Испытание огнем и очищение от шлаков позволяет получить золото в чистом виде». (William Lincoln, Lectures on the First and Second Epistles of Peter, p. 21.)
Веруя в Него, мы радуемся радостью неизреченною и преславною. Верой быть вместе с Ним — значит иметь непрерывный, вечный контакт с источником всякой чистой радости. Радость христианина зависит не от земных обстоятельств, а от воскресшего, превознесенного Христа, сидящего по правую руку от Бога. Невозможно впредь лишить святого его радости, поскольку нельзя пересадить Христа с Его места славы. То и другое взаимосвязано.
1:9 Затем Петр рассматривает результат веры в настоящее время — спасение душ. Спасение тела — все еще в будущем; оно произойдет, когда Христос придет за Своими святыми. Но как только мы доверяемся Христу верой, мы получаем спасение наших душ.
Слово «душа» относится здесь к нематериальной стороне человека, к его личности, а не телу. Именно душа отделяется от тела после смерти. В данном случае она включает дух, посредством которого мы познаем Бога. Душа получает спасение в момент возрождения.
1:10 Это спасение было темой многих ветхозаветных пророков. Древние глашатаи Божьи предсказывали, что мы получим незаслуженное благоволение. Но они не понимали до конца, о чем писали (см. Дан 12:8).
1:11 Они явно не понимали: 1) Кто эта Личность, Которая явится как Мессия; 2) время Его появления. Вдохновленные Духом Божьим, они предсказывали страдания Мессии и последующую за ними славу. Но они не понимали, что эти два события будут отдалены одно от другого, по крайней мере, более чем на 1900 лет. Часто они описывали виденные ими две горные вершины: (а) Голгофу, где страдал Иисус, и (б) гору Елеонскую, куда Он возвратится в славе. Но они не видели долину, лежащую между этими вершинами, то есть нынешнюю эпоху Благодати; теперь мы в более ясной перспективе, чем они, можем видеть оба события, одно из которых принадлежит прошлому, другое — пока еще будущему.
1:12 Дух Божий чудесным образом открыл им, что они служат еще не родившимся поколениям. Хотя слова пророков имели значение для их собственного поколения, они знали, что полное значение пророчеств не будет исчерпано событиями тех дней. Естественно, возникают вопросы. Неужели пророки ВЗ не были знакомы с истиной оправдания по вере? Как случилось, что они не понимали истину о нашем спасении? В каком смысле они скорее служили нам, чем себе?
Вильям Линкольн говорит:
«Обилие благодати Божьей не могло излиться до пришествия Христа. Бог мог спасать и действительно спасал грешников и брал их на небеса, например Eноха, но единство с Христом и все, что такое единство подразумевает, могло осуществиться только после смерти Христа и Его воскресения. О, как торжествует Бог при виде бесчисленных почестей, воздаваемых Его Сыну!» (Ibid, p. 23.)
То, что для пророков находилось за завесой, теперь становится ясным. В Пятидесятницу с небес снизошел Дух Святой. Он уполномочил апостолов проповедовать Благую Весть о том, что Иисус Назарянин — обещанный Мессия, что Он умер за грехи людей, был погребен и воскрес на третий день. Они провозглашали, что спасение предлагается как незаслуженный дар по вере в Христа. Они объявляли, что Божья цель в период благодати — собрать из разных народов людей во имя Его, что однажды Господь Иисус вернется на землю, чтобы взять в руки жезл правления миром.
Величайшая привилегия верующих новозаветного периода проявляется не только в том, что они ясно понимают сокрытое от пророков, но и в том, что и ангелы желают проникнуть в эти истины спасения. Ангелы занимают в НЗ такое же видное место, как и в ВЗ. Они упомянуты в связи с рождением Христа, Его искушением, Его душевными страданиями в Гефсимании и с Его воскресением. Но, насколько мы знаем, падшим ангелам нет никакого прощения. Христос пришел вступиться не за ангелов, но за потомков Авраама (Евр 2:16). Церковь — наглядный пример ангелам, поскольку демонстрирует многоразличную премудрость Божью (Еф 3:10). Но им не дано познать ту радость, которую несет нам спасение.
В. Поведение христианина в свете этой позиции (1:13 — 2:3)
1:13 С этого стиха расстановка акцентов изменяется. Петр описывал славу нашего спасения. Теперь он дает ряд наставлений, основанных на вышеизложенном материале. Джоветт говорит: «Данный призыв основан на предварительной проповеди Благой Вести...
Духовное побуждение вызвано движущей силой величайших фактов. Динамика этой обязанности зарождена в сердце Евангелия». (J. H. Jowett, The Redeemed Family of God, p. 34.)
Прежде всего, Петр настоятельно советует святым «препоясать чресла» их ума. Препоясывание чресел ума — интересный художественный образ. В восточных странах люди носили длинные, ниспадающие свободными складками одежды. Когда они хотели двигаться быстро или с минимумом помех, они подвязывали одежду поясом (см. Исх 12:11). Таким образом они препоясывали свои чресла. Но что Петр подразумевает под препоясыванием чресел ума вашего? Вращаясь среди враждебного мира, верующие должны избегать паники и рассеянности. В периоды преследований всегда есть вероятность прийти в замешательство или разволноваться. Препоясанные чресла ума свойственны людям сильным, спокойным, хладнокровным и готовым к действию. Такие люди свободны от человеческого страха перед преследованиями.
Далее это состояние умственной собранности поощряется словом «бодрствуйте». То есть сохраняйте самообладание, в отличие от истерии. Бодрый дух уравновешен и непоколебим.
Затем святым настоятельно советуют сохранять оптимизм и с надеждой взирать в будущее: совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Уверенность в пришествии Христа предложена нам как непоколебимое основание, позволяющее среди всех жизненных смятений и невзгод устоять до конца. Принято считать, что явление Иисуса Христа относится к Его возвращению на землю в славе. Однако оно может также относиться к восхищению на небо, когда Христос придет за Своими святыми.
1:14 В стихах 14−16 речь идет о послушном направлении мыслей. Послушные дети не должны совершать грехи, которые были им свойственны в прежней жизни. Теперь, как христиане, они должны подражать Тому, чье имя носят. Если они сообразуются с безбожным миром, значит, отрицают свою небесную природу. То, что они делали в дни неведения, теперь нужно оставить, так как они освящены Духом Святым. Прежние похоти — это грехи, которым они потворствовали, когда еще не знали Бога.
1:15 Вместо подражания безбожному миру с его преходящими увлечениями и модами наша жизнь должна воспроизводить святой характер Того, Кто нас призвал. Быть благочестивым — значит быть богоподобным. Бог свят во всем. Чтобы уподобиться Ему, мы должны быть святы во всем, что делаем и говорим. В этой жизни мы никогда не будем столь же святы, как Он, но мы должны быть святы, потому что Он свят.
1:16 В подтверждение того, что Бог ожидает от Своего народа подобия Ему, Петр возвращается назад к ВЗ. В Левит 11:44 Господь сказал: «Будьте святы, потому что Я свят». Христиане призваны жить святой жизнью посредством пребывающего в них Святого Духа. Ветхозаветные святые не имели этой помощи и благословения.
Мы в более привилегированном положении, следовательно, на нас лежит и большая ответственность. Процитированный Петром стих из книги Левит приобретает в НЗ новое, более глубокое значение. Оно заключается в различии между формальным и жизненным.В ВЗ святость была Божьим идеалом. Но только с приходом Духа истины она приняла конкретное, повседневное качество.
1:17 Мы призваны не только к святости, но и к почтительности, то есть к благоговейному страху, глубокому осознанию того, Кто такой Бог. В особенности мы должны понимать, что Тот, к Кому мы обращаемся как к Отцу, нелицеприятно судит детей Своих по делам их. Понимая, что Его знания полны и суд верен, мы должны жить благоразумно, опасаясь вызвать Его недовольство. Отец судит тех, кто принадлежит в этой жизни Ему; весь суд над грешниками Он отдал Господу Иисусу (Ин 5:22).
Линкольн пишет: «Он наблюдает, Он не упускает из виду всех, чьи цели чисты, помыслы разумны и сердце желает угодить Ему». (Lincoln, Lectures, p. 30.)
Мы должны со страхом проводить время странствования нашего по земле. Этот мир — не дом для христиан. Мы живем в чужой стране, удаленной от небес. Нам не следует обосновываться здесь, будто это наше постоянное жилище. Также мы не должны подражать поступкам обитателей земли. Мы должны всегда помнить о своей небесной родине и вести себя как граждане неба.
1:18 До своего покаяния верующие не отличались от людей, живущих в мире. Их разговоры и поведение были такими же пустыми и лишенными смысла, как у окружающих их людей.
Дни, проведенные вдали от Бога, описаны как «суетная жизнь, преданная вам от отцов». Но за их искупление от того бесполезного существования уплачена огромная цена. Они спасены от рабского подражания миру выплатой несметного выкупа. Что же было уплачено за свободу похищенных жертв: серебро или золото (см. Исх 30:15)?
1:19 Нет, они были искуплены драгоценной Кровью Христа, уподобленной крови совершенного, непорочного агнца. Христос — чистый и непорочный агнец, Он абсолютно совершенен изнутри и извне. Если верующий когда-либо поддастся соблазну возвратиться к мирским удовольствиям и развлечениям, принять мирские обычаи и нормы поведения, захочет уподобиться миру, идущему ложными путями, пусть вспомнит Христа, пролившего Свою Кровь ради того, чтобы освободить его от такой жизни. Возвратиться в мир — значит пересечь в обратном направлении бездонную пропасть, через которую для нас был сооружен баснословный по стоимости мост. Более того, возврат в мир — это осознанная измена Спасителю.
«Вернуться в мир — значит найти повод отказаться от величия жертвы ради величины греха. Затем решить навсегда покончить с тем, что стоило Сыну Божьему жизни».
1:20 Искупление, которое Христос совершил для нас, не было запоздалой мыслью в плане Божьем. Избавитель, Которому надлежало умереть за нас, был предназначен еще прежде создания мира. Но в последние времена, то есть в конце эпохи закона, Он явился с небес, чтобы спасти нас от прежних жизненных путей. Линкольн комментирует: «В эти последние времена мировая нравственная история завершилась на Христовом кресте. Она полностью исчерпала себя и пришла к своему концу перед Богом». (Ibid, p. 33.)
Желая более глубоко запечатлеть в нас важность полного разрыва с мировой системой, Петр подчеркивает, что Христос умер, чтобы освободить нас от нее. Мы живем в мире, но мы не от него. Однако мы не должны изолироваться от невозрожденных людей, скорее нам нужно нести им Благую Весть.
Однако, общаясь с ними, мы ни в коем случае не должны участвовать в их грехах или потворствовать им. Нам нужно на примере собственной жизни показать, что мы — дети Божьи. Если же мы уподобляемся миру, наше свидетельство ослабевает. Мирские люди теряют всякое желание стать верующими, если они не видят различия — изменений к лучшему в наших жизнях.
1:21 Необходимо сохранять верность Господу Иисусу, потому что только через Него мы уверовали в Бога. Именно Он открыл нам сердце Отца. Как говорит В. Т. П. Уолстон: «Человек познал Бога не через творение, провидение или закон, но через Христа». (W. T. P. Wolston, Simon Peter: His Life and Letters, p. 270.) Отец подтвердил, что полностью удовлетворен искупительным делом Христа, воскресив Его из мертвых и удостоив Его места высочайшей славы на небесах. В результате всего этого мы имеем веру и упование на Бога. Именно в Нем, а не в действующей ныне злой мировой системе, мы живем, движемся и существуем.
1:22 Теперь апостол Петр настоятельно убеждает читателей быть любвеобильными (1:22−2:3). Сначала он описывает рождение свыше и указывает, что одно из следующих за ним изменений — это братолюбие (1:22). Затем он вновь настаивает на необходимости любить (1:22). Снова он возвращается к рождению свыше и указывает на семя, из которого выросла эта новая жизнь, — на Слово Божье (1:23−25). Еще раз он подчеркивает обязательство, возложенное на тех, кто получил Слово (2:1−3).
В 1:22 Петр прежде всего описывает новое рождение: очистив души ваши. Мы понимаем, конечно, что именно Бог очищает наши души, когда мы обретаем спасение; в прямом смысле у нас нет сил для личного очищения. Но, согласно этому речевому обороту, те из нас, кто пережил очищение, считаются получившими его по вере.
Средство, используемое в этом очищении, — послушание истине. Второй раз Петр описывает спасающую веру как акт послушания (см. 1:2). В Римлянам Павел дважды использует словосочетание «покорение вере». В своих размышлениях мы не должны пытаться отделить веру от повиновения.
Истинная вера — это вера послушная. Послушание может осуществляться только через Духа. (В NU тексте опущено «через Дух».)
Одна из целей рождения свыше — нелицемерное братолюбие. В очень конкретном смысле мы спасены, чтобы любить наших братьев христиан. Мы знаем, что благодаря этой любви перешли из смерти в жизнь (1Ин 3:14); видя проявление этой любви, мир знает, что мы — ученики Господа Иисуса (Ин 13:35).
Весьма естественно звучит призыв любить друг друга от чистого сердца. Это один из многих случаев в НЗ, где повествовательное утверждение становится основой для повеления. Повеление, или требование, звучит так: очистив души ваши к нелицемерному братолюбию... Затем следует заповедь: постоянно любите друг друга от чистого сердца. Положение формирует основание для действий. Наша любовь должна быть горячей, искренней, сильной, серьезной, постоянной и чистой.
Настоятельное увещание любить друг друга особенно своевременно для людей, переносящих преследования, потому что известно, что «в тяжелых обстоятельствах мелочные разногласия вырастают до гигантских размеров».
1:23 Вновь Петр возвращает читателей к их возрождению, на сей раз к семени этого рождения — Слову Божьему. На нем будут основываться наставления, изложенные в 2:1−3.
Рождение свыше произошло не от тленного семени, то есть не так, как физическое рождение. Человеческая жизнь зарождается от семени, которое повинуется физическим законам распада и смерти. Зародившаяся физическая жизнь обладает теми же качествами, что и семя, от которого она произошла; она также имеет временный характер.
Рождение свыше происходит от Слова Божьего. Слушая и читая Библию, люди осуждают себя в грехах, убеждаются в том, что Христос — единственный и достаточный Спаситель, и обращаются к Богу. Никто никогда не спасается без того или иного действия неподкупного Слова Божьего.
Семюэл Ридаут отмечает в «Библии чисел»:
«...В первой главе мы читаем о трех «нетленных» вещах — нетленном наследстве (ст. 4), нетленном искуплении (ст. 18−19) и нетленном Слове, через которое мы возрождены (ст. 23). Таким образом, мы имеем безупречную природу, благодаря искуплению способную радоваться безупречному наследству, которое никогда не потеряет ценности. Какая печать вечного совершенства лежит на всех нас, и какой подходящий спутник находится рядом — нетленная красота кроткого и молчаливого духа (3:4)». (Сноска в книге F. W. Grant, «1 Peter», The Numerical Bible, Hebrews to Revelation, p. 149.)
Слово живет и пребывает вовек. (В тексте NU опущено «вовек».)
Небеса и земля пройдут, но оно не исчезнет никогда. Оно вечно пребудет на небесах. И жизнь, даруемая Им, также вечна. Возрожденные через Слово облекаются в вечную природу Слова.
При рождении человека семя, из которого развивается ребенок, содержит в зародышевом состоянии все его характерные особенности. Кем ребенок будет в конечном счете, определяется семенем. В данном случае нам достаточно понять, что семя не вечно, оно тленно, а значит бренна и человеческая жизнь, появляющаяся из него.
1:24 Недолговечность человека подчеркнута цитатой из Исаии (40:6−7). Человеческая жизнь непродолжительна, как трава. Физическая красота столь же быстротечна, как жизнь полевых цветов. Трава сохнет, и цветы опадают и умирают.
1:25 Напротив, Слово Господне пребывает вечно (Ис 40:8). Поэтому новая жизнь верующих также нетленна. Это нетленное Слово — весть Евангелия, которое проповедано читателям Петра и которое вызвало их возрождение. Оно стало источником их вечной жизни.
комментарии МакДональда на 1-е послание Петра, 1 глава