I. ПРИВЕТСТВИЕ (1:1)
Автор представляется как Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа. Автор, как мы полагаем, был сводным братом Господа, следовательно, в его жизни произошли замечательные изменения. Одно время он не верил в Господа Иисуса (Ин 7:5). Он, возможно, разделял представления о том, что Иисус не в своем уме (Мк 3:21). Но наш Господь терпеливо сеял семя слова. Хотя Его и недооценивали, Он учил великим принципам Царства Божьего. И семя пустило корни в жизни Иакова.
Произошло могущественное преобразование. Скептик стал рабом. И он не стыдился говорить об этом!
Называя себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, Иаков правильно помещает Бога и Господа Иисуса на один уровень как равных. Он чтит Сына так же, как и Отца (Ин 5:23). Иаков знал, что «никто не может служить двум господам» (Мф 6:24). И все же говорил о себе как о рабе Бога и Господа Иисуса. Здесь нет никакого противоречия, потому что Бог Отец и Бог Сын равны.
Послание адресовано двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, буквально: рассеянным за границей (греч. диаспора). Эти люди были иудеями, принадлежавшими к двенадцати коленам Израилевым. За грех Израиля они были изгнаны со своей родной земли и рассеяны по странам Средиземноморья. Первое рассеяние произошло в 721 г. до н.э., когда десять колен были уведены в плен ассирийцами. Некоторые из них, но не все, возвратились на родную землю в дни Ездры и Неемии. В день Пятидесятницы набожные иудеи приходили в Иерусалим со всех стран тогдашнего мира (Деян 2:4). Они могли по праву называться иудеями в рассеянии. Но было и более
позднее рассеяние христиан иудеев. В Деяниях 8:1 читаем, что первые христиане (главным образом иудеи по происхождению) были рассеяны повсюду за пределами Иудеи и Самарии из-за преследований Савла. Это рассеяние еще раз упомянуто в том месте, где мы читаем о верующих, ушедших в Финикию, Кипр и Антиохию. Поэтому Иаков писал для иудеев, рассеянных в любой период этого смутного времени.
Так как все истинно верующие — странники и пришельцы в этом мире (Флп 3:20; 1Пет 2:11), мы можем применять это письмо к себе, даже если оно не написано непосредственно для нас.
Более трудный вопрос: обращается ли Иаков к иудеям не христианам, к иудеям, уверовавшим в Христа, или к тем и другим? Прежде всего, автор пишет истинно рожденным свыше верующим (1:18). Тем не менее возникает впечатление, что в одних местах он обращается к открыто исповедующим христианство, а в иных — к совершенно неверующим. Это одно из доказательств самой ранней датировки письма: между иудеями христианами и неверующими иудеями еще не пролегла непреодолимая пропасть.
II. ИСПЫТАНИЯ И ИСКУШЕНИЯ (1:2−17)
1:2 В этом разделе Иаков пишет об искушении. Он использует слово в двух различных смыслах. В стихах 2−12 искушения — это то, что можно назвать святыми испытаниями или сложными ситуациями, в которые нас ставит Бог, проверяя истинность нашей веры и сходство со Христом. В стихах 13−17, напротив, речь идет о нечестивых искушениях, исходящих изнутри и ведущих к греху. Христианская жизнь полна проблем. Они приходят непрошено и неожиданно. Иногда поодиночке, а иногда собираются все вместе. Они неизбежны. Иаков не говорит: «если впадаете в различные искушения», но: «когда». Мы никогда не сможем избежать их. Вопрос в том, что мы собираемся делать с ними?
Есть несколько возможных подходов к этим жизненным испытаниям и искушениям. Мы можем восстать против них (Евр 12:5), бросив им вызов, хвастаясь, что будем собственными силами бороться до победы. Либо, напротив, мы можем пасть духом или сдаться под их давлением (Евр 12:5).
Это не что иное, как фатализм. Он порождает неуверенность в том, что Господь заботится о нас. И тогда мы ропщем и жалуемся на наши напасти.
Именно об этом Павел предупреждает нас в 1 Коринфянам 10:10. Другой выбор — мы можем жалеть себя, думая только о себе и стараясь добиться сочувствия от других. Но здесь имеется в виду, что нас преследуют жизненные трудности и неурядицы (Евр 12:11).
В ответ на них мы можем сказать: «Бог разрешил этому испытанию свалиться на меня. Оно ниспослано мне с хорошим намерением. Я не знаю, какую цель преследует Бог в данном случае, но попытаюсь выяснить. Я хочу, чтобы Божьи цели осуществились в моей жизни». Именно такую позицию Иаков и защищает: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». Не протестуйте! Мужайтесь! Радуйтесь! Эти проблемы — не враги, желающие вас уничтожить. Они — друзья, пришедшие помочь вам развить христианский характер.
Каждому из Своих детей Бог пытается придать подобие Христа. Этот процесс обязательно влечет за собой страдание, разочарование и недоумение. Плод Духа нельзя получить в обстановке непрерывного благополучия; должен быть дождь и темные тучи. Испытания никогда не радуют; они кажутся очень трудными и неприятными. Но тем, кто научился у них, они впоследствии доставляют мирный плод праведности (Евр 12:11). Как часто мы слышим, что христианин, испытавший какое-то большое потрясение, говорит: «Это было нелегко, но я ни на что не променяю полученный опыт».
1:3 Иаков говорит об испытании вашей веры. Он сравнивает веру с драгоценным металлом, который Бог испытывает на пробу для установления его подлинности. Этот металл подвергается огню преследований, болезням, страданиям и горю. Без проблем мы никогда не станем выносливы. Даже люди мира понимают, что трудности укрепляют характер. Чарльз Кеттеринг, известный промышленник, однажды сказал: «Проблемы — цена прогресса. Не несите мне ничего, кроме проблем. Хорошие новости расслабляют меня».
1:4 «Терпение же должно иметь совершенное действие», — говорит Иаков. Когда приходят проблемы, мы впадаем в отчаяние и готовы любыми средствами поскорее от них избавиться. Вместо того чтобы спросить у Господа, какую цель Он преследует в данном случае, мы, к примеру, мчимся к доктору и глотаем большие дозы лекарств, чтобы ослабить воздействие испытания. Поступая таким образом, мы фактически срываем программу Бога в нашей жизни. И в результате нам в будущем, возможно, придется подвергнуться более длительному испытанию, чтобы Его особая цель осуществилась в нас. Мы не должны препятствовать развитию выносливости в своей жизни. Сотрудничая с Богом, мы станем зрелыми, полноценными христианами, без всякого недостатка в благодати Духа.
Проходя через испытания, мы никогда не должны впадать в подавленность или отчаяние. Для нашего Отца нет слишком больших проблем. В жизни есть и неустранимые проблемы. Мы должны учиться принимать их как Его благое даяние. Павел три раза молил Господа удалить от него физическую немощь. Господь не удалил ее, но дал Павлу милость переносить ее (2Кор 12:8−10).
Сталкиваясь с жизненными испытаниями, которые Бог явно не собирается удалять, мы должны покориться Его воле. Талантливая слепая восьмилетняя девочка сочинила такой гимн:
O, как счастлива моя душа,
Хотя я и не могу видеть;
Я решила, что в этом мире
Буду удовлетворенной.
Я наслаждаюсь многими благословениями,
Которых другие люди лишены.
Я не могу и не буду плакать и вздыхать
Из-за того, что я слепая.
(Фанни Кросби)
Умиротворенность приходит через покорность воле Божьей.
Некоторые проблемы устраняются из жизни, когда мы извлекаем из них уроки. Как только кричный Мастер видит Свое отражение в литом металле, Он выключает высокую температуру. Многим из нас недостает мудрости рассматривать жизненные неприятности с точки зрения Бога. У нас вдруг появляется близорукость, причиняющая нам сиюминутное неудобство. Мы забываем, что далеко идущие намерения Бога состоят в том, чтобы дать нам в тесноте простор (Пс 4:2).
1:5 Мы не должны встречать жизненные проблемы с позиции собственной мудрости. Если в период испытаний мы ощущаем недостаток духовного понимания, то должны идти к Богу и сообщать Ему все о наших затруднениях и невежестве. Всякий, кто таким образом учится находить в испытаниях Божьи цели, будет щедро вознагражден. Ему не стоит переживать, что Бог будет ругать его; Он доволен, когда мы учимся и слушаемся. Всем нам не хватает мудрости. Библия не дает определенных ответов на все неисчислимые вопросы, возникающие в жизни. Она не решает проблем, хотя в ней так много сказано; но Слово Божье представляет нам общие принципы.
Мы должны применять эти принципы к проблемам, возникающим изо дня в день. Именно поэтому мы нуждаемся в мудрости. Духовная мудрость — практическое применение учения нашего Господа к ежедневным ситуациям.
1:6−8 Мы должны приблизиться к Богу с верою, ни мало не сомневаясь. Нам следует верить, что Он любит нас, заботится о нас и с Ним нет ничего невозможного. Если мы сомневаемся в Его благости и силе, то не получим никакой устойчивости во время испытаний. Какое-то время мы сможем оставаться спокойными, полагаясь на Его обещания, но в следующий момент нам покажется, что Бог забыл о милости. Мы будем подобны волне морской, поднимаемой на большие высоты, а затем падающей вниз, — озабоченные и развеваемые. Вера, мечущаяся между оптимизмом и пессимизмом, не прославляет Бога. Он не может ниспослать Божественное понимание таким нерешительным, непостоянным людям (ст. 7−8). Согласно стихам 5−8, источник мудрости — Бог; мудрость получают в молитве; она доступна каждому; она дается просто и без упреков; главное условие ее получения — просить с верою, ни мало не сомневаясь.
1:9 На первый взгляд, стихи 9−11 посвящены абсолютно новой теме или, по крайней мере, служат некоей вставкой. Иаков, однако, продолжает рассматривать святые испытания на определенных примерах. Любой человек, бедный или богатый, может получать неизгладимую духовную пользу от бедствий и жизненных кризисов.
Например, когда брат униженный неудовлетворен и обескуражен, он всегда может возрадоваться тому, что он — наследник Божий и сонаследник с Иисусом Христом. Он может находить утешение в истине о том, что все принадлежит ему, он принадлежит Христу и Христос — Богу. Брат униженный, как может показаться, совсем не контролирует унижающие его обстоятельства. Нет никаких причин полагать, что он ленив или небрежен. Но Бог счел нужным поместить его среди людей с низким уровнем доходов, и потому он там пребывает. Возможно, если бы он был богат, то никогда бы не принял Христа. Теперь же, когда он пребывает во Христе, он благословен всеми духовными благословениями в небесах. Что ему следует делать? Должен ли он бунтовать против своего положения? Должен ли он ожесточиться и завидовать? Нет, он должен принять от Бога обстоятельства, над которыми не имеет никакой власти, и радоваться своим духовным благословениям.
Слишком много христиан идут по жизни, протестуя против своего пола, возраста, роста и даже против собственной жизни. Девушки, которым нравится бейсбол, хотят быть юношами. Молодые люди хотят быть старше, а старики — моложе. Низкорослые люди завидуют высоким, а высокие не хотят быть слишком заметными. Некоторые даже говорят: «Как бы я хотел умереть!» Все это нелепо! Христианское отношение предполагает принимать от Бога все то, что мы не можем изменить. Это — Богом определенная нам судьба, и мы должны максимально использовать ее для славы Его и благословения других. Нам следует вместе с апостолом Павлом сказать: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1Кор 15:10). Когда мы забудем о наших физических изъянах и растворимся в служении другим, мы начнем понимать, что духовные люди любят нас за то, что мы собой представляем, а не, к примеру, за нашу внешность.
1:10−11 Далее Иаков обращается к богатому. Однако довольно странно, что он не говорит: «Пусть богатый хвалится богатством своим». Он говорит, что богатый может хвалиться унижением своим. Он согласен с Иеремией: Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (9:23−24).
В действительности богатый может найти реальную причину хвалиться, если лишится своей материальной собственности. Возможно, деловые неудачи приведут его к Господу. А если он уже христианин, то мог бы с радостью принять расхищение своего имения, зная, что имеет в небесах лучшее и непреходящее имущество (Евр 10:34). Земные богатства пройдут, как цвет на траве (Ис 40:6−7). Если человек обладает только материальным богатством, то все его планы закончатся в могиле. Иаков останавливается на увядании травы как на иллюстрации быстротечной жизни богатого человека и ограниченной ценности его богатства. Он увянет в путях своих. Суть в том, что ни солнце, ни опаляющий ветер не могут повредить духовные ценности. Любое испытание, отвращающее нас от привязанности к преходящим вещам и укрепляющее наше стремление к вещам небесным, и есть скрытое благословение. Таким образом, та же благодать, которая возвеличивает униженного, унижает богатого. Обе — повод для радости.
1:12 В заключение обсуждения святых испытаний Иаков объявляет благословение человеку, переносящему трудности. Человек, выдержавший искушение, быв испытан, получит венец жизни. Венец здесь — не царская корона, а венец победителя, которым будет награжден всякий перед судилищем Христовым. Мы вовсе не считаем, что вечная жизнь — награда за длительные испытания, но те, кто мужественно их вынес, удостоятся этой жизни и будут наслаждаться более глубоким ощущением вечной жизни в небесах. Все чаши в небесах будут наполнены, но чаши эти будут разного объема — то есть люди будут в разной мере наслаждаться небесами. Вероятно, это и подразумевается под выражением «венец жизни»; оно относится к более полному наслаждению небесной красотой.
Теперь давайте соотнесем эти стихи о святых испытаниях с практикой нашей жизни. Как мы реагируем на различные жизненные испытания? Мы горько жалуемся на неудачи или радуемся и благодарим Господа за них? Мы привлекаем внимание к нашим испытаниям или переносим их спокойно?
Мы живем будущим, ожидая улучшения обстоятельств, или настоящим, желая видеть руку Божью во всем, что происходит с нами? Мы жалеем сами себя и ищем сочувствия или полностью отдаемся служению другим?
1:13 Теперь речь идет о нечестивых искушениях (ст. 13−17). Так же, как святые испытания предназначены для проявления лучшего, что есть в нас, так и нечестивые искушения предназначены для того, чтобы обнаружить в нас самое плохое. Нужно четко уяснить следующее: когда нас одолевает соблазн греха, искушение исходит не от Бога. Бог проверяет или испытывает, насколько сильна вера людей, но никогда не соблазняет человека на совершение какого-либо зла. Он Сам не искушается злом и никого не искушает на грех.
1:14 Человек всегда готов переложить ответственность за свои грехи на кого-то. Если он не может обвинить Бога, то использует подход современной психологии, говоря, что грех — это болезнь. Таким образом он надеется избежать суда. Но грех — не болезнь; это — моральное поражение, за которое человек несет ответственность. Некоторые даже пытаются переложить вину за грех на неодушевленные предметы. Но материальные вещи сами по себе не греховны. Грех от них не исходит. Иаков прослеживает льва к логову, говоря: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Грех находится внутри нас, исходя из нашей ветхой, злой, падшей, необновленной натуры. Иисус сказал: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15:19).
Слово, которое Иаков использует в стихе 14 — похоть, может относиться к любым желаниям, добрым или злым. (Греческое слово epithumia — всего лишь усиленная форма слова «желание». В английском переводе оно первоначально также подразумевало «сильное желание», но постепенно приобрело присущее ему сейчас значение сексуального желания.) Само слово нейтрально в смысле нравственности. Но, за немногими исключениями, в НЗ оно используется для описания злых похотей, в том числе и здесь. Похоть сравнивается с коварной женщиной, выставляющей напоказ свои прелести и соблазняющей свои жертвы. Каждый из нас искушается. Наши мерзкие похоти и нечистые вожделения постоянно склоняют нас к греху. Можно ли считать нас беспомощными жертвами, когда мы увлекаемся и обольщаемся собственной похотью? Нет, мы можем отбросить все мысли о грехе и сконцентрироваться на чистом и святом (Флп 4:8). Также в момент неистового искушения мы можем обратиться к Господу, помня, что «имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притч 18:11).
1:15 Если это так, то почему мы грешим? Вот ответ: похоть же, зачавши, рождает грех. Вместо того чтобы отбросить греховную мысль, мы поощряем, лелеем ее, наслаждаемся ею. Эта уступка подобна сексуальной связи. Похоть зачинает, и рождается отвратительный младенец по имени ГРЕХ. Говоря иными словами, если мы думаем о запрещенном поступке достаточно долго, мы в конечном счете совершим его. Весь процесс обдумывания похоти и совершения греха ярко иллюстрирует случившееся с Давидом и Вирсавией (2Цар 11:1−27).
А сделанный грех рождает смерть, говорит Иаков. Грех не остается без последствий; он не бесплоден, он производит себе подобное. Утверждение о том, что грех рождает смерть, можно понять двояко. Прежде всего грех Адама принес физическую смерть ему и всему его потомству (Быт 2:17). Но грех также ведет к вечной духовной смерти — окончательному отделению человека от Бога и благословения (Рим 6:23). Есть смысл и в том, что грех кончается смертью для верующего. Например, в 1 Тимофею 5:6 мы читаем, что верующая вдова, живущая в сластолюбии, умерла заживо. Это означает, что она прожигает впустую свою жизнь и совершенно неспособна выполнять ту цель, для которой Бог спас ее. Быть вне общения с Богом означает для христианина умереть заживо.
1:16−17 Людям, впадающим в грех, присуще обвинять Бога, а не себя. Они говорят своему Создателю: «Почему Ты создал меня таким?» Но это самообман. От Бога исходят только хорошие дары. В действительности Он — источник всякого даяния доброго и всякого дара совершенного.
Иаков описывает Бога как Отца светов. В Библии слово «Отец» иногда имеет значение Создатель или Источник (см. Иов 38:28). Поэтому Бог — Создатель или Источник светов. Но что подразумевается под светами? Конечно, они включают небесные тела — солнце, луну и звезды (Быт 1:14−18; Пс 135:7). Но Бог — также Источник всякого духовного света, поэтому мы должны думать о Нем как об Источнике всех форм света во вселенной. У Которого нет изменения и ни тени перемены. Бог отличается от небесных тел, созданных Им. Они подвержены постоянным изменениям. Он — никогда. Возможно, Иаков думает не только об ослабевающем сиянии солнца и звезд, но также об их изменяющемся положении относительно Земли, поскольку наша планета вращается.
Солнцу, луне и звездам присуща изменчивость. Выражение «тень перемены» может означать тень, вызванную вращением. Оно может относиться и к тени на земле в результате вращения Земли вокруг солнца. Оно же может относиться к затмениям. Например, солнечное затмение случается, когда тень луны падает на землю.
С Богом все обстоит иначе; в Нем нет никакого изменения или тени, вызванной переменой. И Его дары столь же совершенны, как Он Сам. Поэтому немыслимо, чтобы Он когда-либо соблазнил человека на грех. Искушение исходит от собственной злой природы человека.
Давайте проверим нашу веру на примере нечестивых искушений. Позволяем ли мы злым мыслям задерживаться в наших умах или быстро отбрасываем их? Согрешая, говорим ли мы, что ничего не можем с этим поделать? Обвиняем ли мы Бога, когда соблазняемся на грех?
III. СЛОВО БОЖЬЕ (1:18−27)
Иаков говорил о Боге как об Отце светов. Теперь он напоминает нам, что Он также наш Отец и отвел нам особую роль среди Своих многочисленных созданий. Мы можем выполнять эту роль, повинуясь слову истины (ст. 19−27).
1:18 Этот стих подчеркивает роль Слова Божьего в рождении свыше, ибо мы воспринимаем его Духом Святым. Нам сказано, что «восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Слово «восхотев» говорит о том, что побудило Его спасти нас. Ни одно из присущих нам качеств не обязывало Его делать это. Он поступил так по собственной доброй воле. Его любовь мы ничем не заслужили, не купили и получили без усилий с нашей стороны. Он полюбил нас абсолютно добровольно. Любовь эта вызывает преклонение! Слова «родил Он нас» описывают факт второго рождения. Через духовное рождение мы становимся Его детьми, и эти отношения никогда не изменятся, ибо рождение не может повториться. «Словом истины»: Библия — инструмент рождения свыше. В каждом подлинном случае обращения присутствует Священное Писание либо в устной, либо в письменной форме. Без Библии мы не знали бы пути к спасению. Фактически мы даже не знали бы, что спасение доступно!
Чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. В связи со словом «начаток» четко выступают три мысли. Во-первых, начатком жатвы был первый сноп созревших зерновых. Христиане, которым писал Иаков, относились к первым верующим в христианском рассеянии. Все верующие — некоторый начаток Его созданий, но в Послании Иаков прежде всего имел в виду христиан из иудеев. Во-вторых, начаток приносился в дар Богу как благодарность за Его щедрость и как признание того, что все приходит от Него и принадлежит Ему. Таким образом, все верующие должны представить свои тела Богу в жертву живую (Рим 12:1−2). В-третьих, начаток был залогом щедрого урожая в будущем.
Иаков уподобил своих читателей первым снопам в жатве Христовой. В последующие столетия за ними будут следовать другие, но первые останутся образцом святых, представляющих плоды нового творения. В конечном счете Господь населит всю землю другими, подобными им, созданиями (Рим 8:19−23). Богатая жатва наступит, когда Господь Иисус возвратится, чтобы царствовать на земле. Тем временем они должны так же повиноваться Христу, как весь мир будет повиноваться Ему в Тысячелетнем Царстве. И хотя этот стих относится прежде всего к христианам первого века, он, тем не менее, применим к каждому, кто славит имя Христа.
1:19 Остальная часть этой главы дает практические наставления о том, как мы можем быть начатком Его созданий. Она формулирует практическую праведность, присущую рожденным свыше через Слово истины. Мы знаем, что рождены посредством Слова, чтобы явить истину Божью. Итак, давайте теперь рассмотрим наши обязанности.
Мы должны быть скоры на слышание. Это необычная заповедь, содержащая в себе долю юмора. Она подобна высказыванию: «Торопись услышать!» Она означает, что мы должны быть готовы слышать Слово Божье, а также все Божественные советы и замечания. Мы должны быть водимы Духом Святым. Также нам следует быть медленными на слова. Просто удивительно, сколько раз Иаков говорит о нашей речи! Он призывает нас соблюдать осторожность в разговоре. Да и сама природа учит нас этому. Давным-давно Эпиктет заметил: «Природа дала человеку один язык, но два уха, чтобы слушать вдвое больше, чем говорить самому». Соломон с радостью согласился бы с Иаковом. Он однажды сказал: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Притч 13:3); и: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Притч 10:19). Заядлые болтуны в конечном счете грешат.
1:19б-20 Нам следует быть медленными на гнев. Вспыльчивый человек не творит правды, которой Бог ожидает от Своих детей. Вспыльчивые люди создают неправильное впечатление о христианстве. Следующие слова все еще истинны: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч 16:32).
1:21 Другой способ стать начатком Его созданий — отложить всякую нечистоту и остаток злобы. Эти недостатки сродни поврежденной одежде, которую нужно отложить раз и навсегда. Нечистота включает всевозможные осквернения: духовные, умственные или физические. Словосочетание «остаток злобы» может относиться к тем формам злобы, которые остались в нас от дней неверия. Оно может подразумевать грехи, оставшиеся в нашей жизни и затрагивающие жизнь других, либо избыточное зло — тогда Иаков описывает не столько избыток злобы, сколько крайне злую природу этого чувства. Основное значение ясно. Для того чтобы принять истину Слова Божьего, мы должны быть нравственно чисты.
Другое условие принятия Божественной истины — кротость. Можно читать Библию и при этом не позволять ей говорить с нами. Мы можем изучать ее чисто теоретически, при этом не находясь под ее воздействием. Наши гордость, ожесточенность и грех делают нас невосприимчивыми и безразличными. Только с покорным, смиренным духом можно ожидать максимальной пользы от Священного Писания. «Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс 24:9). «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис 66:2).
Иаков говорит о Священном Писании как о насаждаемом слове, могущем спасти ваши души. Он имеет в виду, что Слово становится священным залогом в жизни христианина, рожденного свыше. В одном из английских переводов читаем «врожденное слово.» Это Слово способно спасти ваши души. Библия — инструмент, используемый Богом при рождении свыше. Он использует ее для спасения души не только от наказания за грех, но и от его власти. Он использует ее, чтобы спасти нас не только от вечного проклятия, но и от поражения в жизни. Несомненно, Иаков говорит в стихе 21 о настоящем, продолжающемся аспекте спасения.
[Одно и то же греческое слово (psuchе) означает и «жизнь», и «душа», и не всегда есть уверенность в том, что тот или иной перевод лучший. Также и слово «спасение» не обязательно относится к вечному спасению. Оно может относиться к исцелению, избавлению, освобождению и другим явлениям. Таким образом, выражение «спасите вашу душу» ‚ в некоторых контекстах может означать «преуспевайте в вашей жизни» (для Христа).]
1:22 Недостаточно получить насаждаемое слово — нужно повиноваться ему. Нет никакой пользы, если человек имеет Библию или даже читает ее, как литературное произведение. У него должно быть глубокое желание слышать Бога, обращающегося к нему, и готовность делать все, что Он говорит. Мы должны претворить Библию в действие. Слово должно стать плотью в нашей жизни. Ни в коем случае нельзя приниматься за чтение Священного Писания, не позволив ему изменять нашу жизнь к лучшему. Демонстрировать большую любовь к Слову Божьему или даже изображать из себя знатока Библии — форма самообмана, если возрастающее познание Слова не влечет за собой все большего уподобления Господу Иисусу. Интеллектуальное знание Библии, лишенное повиновения ей, может оказаться западней вместо благословения. Непрерывно изучая то, что следует делать, и не делая этого, мы придем к угнетенности, разочарованию и бездушию. «Восприятие без выражения ведет к депрессии». Также увеличивается наша ответственность перед Богом. Идеальное сочетание предполагает чтение Слова и безоговорочное повиновение ему.
1:23−24 Кто слушает слово, но не изменяет свое поведение, подобен человеку, который каждое утро бросает мимолетный взгляд в зеркало, а затем полностью забывает виденное. Он не получает никакой пользы от зеркала или от того, что смотрит в него. Конечно, есть в нашей внешности то, что нельзя изменить. Но, по меньшей мере, мы должны иметь скромный вид! И когда зеркало говорит: «Умойся», или «Побрейся», или «Причешись», или «Почисти одежду», мы должны, по крайней мере, делать то, что нам сказано. Иначе зеркало не принесет нам никакой практической пользы.
Проще всего читать Библию от случая к случаю или следуя чувству долга, но не позволять прочитанному воздействовать на нас. Мы видим, какими должны быть, но быстро забываем это и живем, как будто уже совершенны. Такая самоудовлетворенность препятствует духовному росту.
1:25 Человек, вникающий в Слово Божье и постоянно применяющий его на практике, — полная противоположность выше описанному. Вдумчивое размышление над Словом приносит ему практическую пользу. Для него Библия — совершенный закон свободы. Предписания ее необременительны. Они повелевают ему исполнять то, что его новое естество как раз и любит исполнять. В повиновении он находит истинную свободу от человеческих традиций и плотских рассуждений. Истина делает его свободным. Такой человек извлекает пользу из Библии. Он не забывает прочитанного. Более того, он стремится применять прочитанное в ежедневной практике. Его простое, искреннее повиновение приносит бесчисленные благословения его душе. Он блажен будет в своем действовании.
1:26−27 Здесь противопоставляются пустое благочестие и чистое и непорочное благочестие. Благочестие означает здесь видимый образ жизни, который основывается на вере. Оно относится к проявлениям, скорее направленным наружу, а не во внутренний дух. Это не вера в доктрины, а вера, которая находит выражение во внешнем поклонении и служении.
Если кто думает, что он благочестив, а не может обуздать свой язык, у того пустое благочестие. Он может соблюдать все религиозные обряды и казаться очень набожным. Но он обманывает сам себя. Богу не угодны ритуалы; Его интересует жизнь, в которой присутствует практическое благочестие.
Необузданный язык — только один из примеров бесполезного благочестия. Любой поступок, противоречащий христианской вере, ничего не стоит. Здесь уместно привести историю бакалейщика, набожность которого явно была надувательством. Он жил в квартире над своим магазинчиком. Каждое утро он кричал вниз своему помощнику:
— Джон!
— Да, сэр.
— Ты разбавил молоко водой?
— Да, сэр.
— Ты положил краситель в масло?
— Да, сэр.
— Ты положил цикорий в кофе?
— Да, сэр.
— Очень хорошо. Поднимись наверх на утреннюю молитву!
Иаков говорит, что такая набожность пустая.
Бог ищет практическое благочестие, заключающееся в сострадании к другим и в чистоте собственной жизни. Иаков приводит в пример человека с чистым и непорочным благочестием, который посещает нуждающихся сирот и вдов и хранит себя неоскверненным от мира.
Другими словами, практическим результатом возрождения будут «деяния милосердия и отделение от мира». Гай Кинг описывает эти достоинства, как практическую любовь и практическую святость.
Мы должны испытать нашу собственную веру, ответив на следующие вопросы: читаю ли я Библию со смиренным желанием того, чтобы Бог назидал меня, учил и изменял? Стремлюсь ли я обуздывать свой язык?
Оправдываю ли я свой характер или хочу одержать над ним победу? Как я реагирую, когда кто-либо начинает рассказывать пошлый анекдот? Проявляется ли моя вера в добрых делах тем, кто не может вознаградить меня за них?
комментарии МакДональда на послание Иакова, 1 глава