X. ЭПИЛОГ: ВОСКРЕСШИЙ СЫН БОЖИЙ СО СВОИМИ ИЗБРАННЫМИ (Гл. 21)
А. Христос является Своим ученикам в Галилее (21:1−14)
21:1 Теперь события происходят у моря Тивериадского, в Галилее. Ученики пошли на север, к своим домам в Галилее. Там их встретил Господь Иисус.
Выражение «явился ученикам Своим» означает, что Иоанн собирается описать, как им явился Христос.
21:2 В то время семеро учеников были вместе — Петр, Фома, Нафанаил, Иаков и Иоанн (сыновья Зеведеевы) и двое других, чьих имен мы не знаем.
21:3 Симон Петр решил идти ловить рыбу на озере, и другие согласились пойти с ним. Это выглядело как вполне естественное решение, хотя исследователи Библии полагают, что ловля рыбы противоречила воле Божьей и что они отправились, предварительно не помолившись. И не поймали в ту ночь ничего. Они были не первыми рыбаками, которые провели ночь, не поймав ни одной рыбы! Это пример бесполезности человеческих усилий без Божественной помощи, особенно в вопросе ловли душ.
21:4 Иисус ожидал их, когда они утром гребли к берегу, но они не узнали Его. Возможно, было еще довольно темно, а может, Бог Своей властью не позволил ученикам узнать Его.
21:5 Это то же самое, как если бы Господь спросил: «Молодые люди, у вас есть что-нибудь поесть?» Разочарованные, они отвечали Ему: «Нет».
21:6 Им показалось, что это просто идущий по берегу незнакомец. Все же в ответ на Его совет они закидывают сеть по правую сторону лодки, и... О, чудо! Множество рыбы! Так много, что они не могли вытащить сеть! Это говорит о том, что Господь Иисус всеведущ и потому знал, где в озере находится рыба. Это также урок для нас: когда Господь руководит нашим служением, то пустых сетей больше не будет. Он знает, где есть души, готовые принять спасение, и желает направить нас к ним, если мы позволим Ему.
21:7 Иоанн первым узнал Господа и сказал об этом Петру. Последний опоясался одеждою, ибо был наг, бросился в море и поплыл к берегу. Нам не сообщается, плыл он, шел в воде или по поверхности воды (как некоторые полагают).
21:8 Другие ученики пересели из большой рыбацкой лодки в маленькую и тянули сеть до берега оставшиеся сто метров.
21:9 Спаситель уже приготовил для них обед — жареную рыбу и хлеб. Мы не знаем, поймал Господь эту рыбу или чудесным образом добыл. Но мы точно знаем, что Он не зависит от наших слабых усилий. Несомненно, на небесах мы узнаем, что в то время как многие люди получили спасение через проповедь и личное свидетельство, другие были спасены Самим Господом, без человеческой помощи.
21:10 Теперь Он попросил их принести сеть с рыбой — не для того, чтобы готовить ее, но чтобы сосчитать. Это еще раз напомнит им, что секрет успеха в том, чтобы трудиться под Его руководством и действовать в абсолютном повиновении Его Слову.
21:11 Библия называет точное количество пойманной рыбы — сто пятьдесят три. Есть много интересных объяснений значения этого числа: 1) число языков в мире на то время; 2) число рас или племен, которых достигнет сеть Евангелия; 3) число различных видов рыбы в море Галилейском или в мире. Без сомнения, оно может свидетельствовать о разнообразии спасенных через проповедь Евангелия — о разных людях от каждого племени и народа. Рыбаки обрадовались, расценив как чудо то, что сеть не прорвалась.
Это — еще одно доказательство того, что человек, совершающий дело Божье согласно Его воле, никогда не будет испытывать недостатка в средствах Божьих. Он увидит, что сеть не прорывается.
21:12 Услышав приглашение на обед, ученики собираются вокруг огня и преломляют вкусную пищу, предложенную Господом. При виде горящих углей Петр, должно быть, вспомнил что-то. Может, ему вспомнился огонь, у которого он грелся, когда отрекся Господа? В присутствии Господа учеников охватило необычное чувство страха и торжественности. Он стоял перед ними в Своем воскресшем теле. Им хотелось задать Ему множество вопросов. Но они не смели. Они знали, что это Господь, хотя и чувствовали, что Этого Человека окутывает тайна.
21:13 Теперь Иисус подает им обед. Наверное, это напомнило им подобный случай, когда Он насытил пять тысяч несколькими хлебами и рыбками.
21:14 Это уже в третий раз, замечает Иоанн, явился Иисус Своим ученикам. То, что Он являлся им ранее, ясно из других Евангелий. В этом же Он явился ученикам вечером в день воскресения, затем неделю спустя и теперь на берегу голубого Галилейского озера.
Б. Восстановление Петра (21:15−17)
21:15 Господь сначала позаботился о физических потребностях учеников. После того как они отогрелись и насытились, Он обратился к Петру с духовными вопросами. Петр трижды публично отрекся от Господа. Затем он раскаялся и восстановил общение с Господом. В этих стихах Господь публично подтверждает восстановление Петра.
Часто указывают, что для обозначения любви в этих стихах используются два разных слова. Мы могли бы перефразировать стих 15 следующим образом: «Симон, сын Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели другие ученики?»
Он говорит Ему: «Так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Петр больше не хвастается, что никогда не оставит Господа, даже если все другие ученики так поступят. Он усвоил этот урок.
«Паси агнцев Моих», — сказал Иисус.
Самый лучший способ доказать любовь к Христу — пасти Его молодое стадо. Интересно обратить внимание на то, что беседа перешла от ловли рыбы к пасторству. Ловля рыбы символизирует дело евангелизации, а второе предполагает учение и пасторскую заботу.
21:16 В другой раз Господь спросил Петра, любит ли он Его. Петр ответил. Во второй раз в ответе Петра звучит недоверие к себе: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». На сей раз Он сказал ему: «Паси овец Моих». В стаде Христовом есть ягнята и овцы, которые нуждаются в нежной заботе того, кто любит Пастыря.
21:17 Петр трижды отрекся от Господа, поэтому ему трижды предоставлена возможность исповедать Его. На сей раз Петр апеллировал к тому, что Иисус — Бог и поэтому знает все. Он сказал в третий раз: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». И в последний раз ему предложено доказать это, пася овец Христа. Основной урок этих стихов в том, что единственной приемлемой причиной служения Христу является любовь к Нему.
В. Иисус предсказывает смерть Петра (21:18−23)
21:18 Когда Петр был моложе, он мог передвигаться свободно. Он ходил, куда хотел. Но здесь Господь предсказал ему, что в конце жизни он будет арестован, связан и поведен на казнь.
21:19 Здесь объясняется стих 18. Петр прославит Бога мученической смертью. Тому, кто отрекся от Господа, будет дано мужество положить жизнь свою за Него. Стих напоминает нам о том, что мы можем прославлять Бога как в жизни, так и в смерти. Затем Иисус воскликнул: «Иди за Мною!» Сказав это, Он, должно быть, собрался уходить.
21:20 Петр последовал за Господом, но затем, обратившись, увидел Иоанна, идущего за ним. Здесь Иоанн не назвал себя по имени, но упомянул о себе как о том, кто наклонился к груди Иисуса на пасхальной Вечере и спросил имя предателя.
21:21 Петр увидел Иоанна, и, вероятно, в его голове промелькнула мысль: «А что Иоанн? Он тоже умрет как мученик? Или он все еще будет жив, когда Господь возвратится?» Он спросил Господа о будущем Иоанна.
21:22 Господь ответил, что Петра не должны интересовать последние дни Иоанна. Даже если он останется в живых до второго пришествия Христа, это не должно иметь значения для Петра. Много неудач в христианском служении связано с тем, что учеников более интересуют дела друг друга, а не Сам Господь.
21:23 Слова Господа были неверно процитированы. Он не говорил, что Иоанн будет все еще жив, когда Он снова возвратится на землю. Он только сказал, что, даже если бы это произошло, оно не должно затрагивать Петра. Многие видят значение этих слов в том, что Иисус здесь связывает Иоанна со Своим вторым пришествием и что Иоанну дана привилегия написать Откровение Иисуса Христа, касающееся подробностей последних времен.
Г. Заключительное свидетельство Иоанна об Иисусе (21:24−25)
21:24 Иоанн добавил, что лично свидетельствует о точности написанного им. Эти слова из Евангелия от Иоанна засвидетельствованы старейшинами церкви в Ефесе.
21:25 Мы не боимся воспринимать стих 25 буквально! Иисус — Бог и поэтому бесконечен. Нет предела значению Его слов и числу Его дел. Находясь на земле, Он все так же был Вседержителем солнца, луны и звезд. Кто может когда-либо описать все то, что приводит вселенную в движение? Даже Его чудеса на земле описаны лишь поверхностно. Подумайте о нервах, мускулах, крови и других частях тела, которыми Он управлял в процессе исцеления. Подумайте о Его власти над микробами, рыбами, животным миром.
Подумайте о том, что Он направляет дела людей. Подумайте о Его управлении атомной структурой каждой частички материи во вселенной. Если бы описать все это в деталях, смог бы весь мир вместить написанные книги? Ответ однозначный: «Нет».
Итак, мы заканчиваем наш комментарий к Евангелию от Иоанна.
Возможно, он помог нам немного лучше понять, почему это Евангелие стало одним из любимейших частей Библии. Если читать его вдумчиво и серьезно, то невозможно заново не полюбить благословенную Личность, Которую оно представляет.
комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна, 21 глава