Ж. Рождение Сына Человеческого (2:1−7)
2:1−3 От кесаря Августа вышло повеление сделать перепись по всей земле, то есть перепись должна была состояться во всей его империи. Эта перепись была первая во время правления Квириния Сирией. В продолжение многих лет точность Евангелия от Луки ставилась под сомнение из-за этой ссылки на Квириния. Последние археологические открытия все же подтверждают эту запись. Со своих позиций, кесарь Август демонстрировал превосходство над греко-римским миром. Однако, с Божественной точки зрения, этот языческий император был просто марионеткой в развитии Божественной программы (Притч 21:1).
2:4−7 Указ Августа привел Иосифа и Марию в Вифлеем как раз в нужное время, чтобы Мессия родился там во исполнение пророчества (Мих 5:2). Когда они прибыли из Галилеи в Вифлеем, город был переполнен людьми. Единственное пригодное для жилья место, которое они смогли найти, — это ясли в гостинице. Это было предзнаменование, указание на то, как люди примут своего Спасителя. Именно тогда, когда пара из Назарета находилась там, Мария родила Сына своего первенца. Спеленав Его, она с любовью положила Его в ясли. Так в Личности беспомощного Младенца и в бедности плохо пахнущей конюшни Бог посетил нашу планету. Поразительно! Красиво об этом сказал Дарби:
«Он начал путь в яслях, завершил на кресте и в продолжение пути не имел, где приклонить Свою голову». (J. N. Darby, Synopsis of the Books of the Bible, III:293.)
З. Ангелы и пастухи (2:8−20)
2:8 Первое сообщение об этом уникальном рождении было сделано не религиозным вождям в Иерусалиме, а наблюдательным пастухам на склонах холмов Иудеи, простым людям, которые добросовестно выполняли свою обычную работу. Джеймс С. Стюарт отмечает:
«Разве не многозначителен тот факт, что именно очень простые люди, занятые очень простым трудом, первыми увидели своими глазами славу пришествия Господа? Это означает, во-первых, что место долга, каким бы простым он ни был, — это место видения. А во-вторых, это означает, что именно для таких людей, которые глубоко держатся, простого благочестия в жизни и не утратили детской сердечности, с наибольшей готовностью открываются врата Царства». (Stewart, Life and Teaching, p. 24.)
2:9−11 Ангел Господень предстал перед пастухами, и яркий, сильный свет осиял все вокруг них. Так как они оцепенели от ужаса, ангел успокоил их и сообщил новость. Это была добрая весть о великой радости для всех людей. В тот самый день в окрестностях Вифлеема родился Младенец. Этот Младенец — Спаситель, Который есть Христос Господь! Здесь нам представлено богословие в миниатюре. Прежде всего Он Спаситель, что выражено в Его имени — Иисус. Затем Он Христос, Помазанник Божий, Мессия Израиля. И, наконец, Он Господь, Бог, явившийся во плоти.
2:12 Как пастухи узнают Его? Ангел дал им двойное знамение. Прежде всего, Младенец будет в пеленах. Они и прежде видели младенцев в пеленах. Однако ангелы только что возвестили, что этот Младенец — Господь. Никто никогда не видел Господа в образе маленького Младенца в пеленах. Вторая часть знамения состояла в том, что Он будет лежать в яслях. Сомнительно, чтобы пастухи когда-либо видели младенца в таком неподходящем месте. Это неподобающее место было предоставлено Господу жизни и славы, когда Он пришел в мир. У нас голова идет кругом при мысли о том, что Творец и Вседержитель вселенной вошел в человеческую историю не как военный покоритель, но как Младенец. И все же в этом состоит истина воплощения.
2:13−14 И внезапно прорвался сдерживаемый доселе восторг небес. Явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Эта хвала, которая теперь повсюду известна под названием «Gloria in excelsis Deo», отражает полное значение рождения этого Младенца. Его жизнь и служение принесут славу Богу в вышних небесах и на земле мир, в человеках благоволение или, скорее, тем людям, в ком есть Его благая воля. Люди, в которых есть Божья благая воля, — это те, которые каются в своих грехах и принимают Иисуса Христа как Господа и Спасителя.
2:15−19 Как только ангелы отошли, пастухи поспешили в Вифлеем и нашли Марию и Иосифа, и Иисуса, лежащего в яслях. Они обстоятельно рассказали о явлении ангела, вызвав сильное удивление среди тех, кто собрался в хлеву. А Мария обладала более глубоким пониманием происходившего: она сохраняла все слова сии и старательно слагала их в сердце своем.
2:20 Пастухи возвратились к своим стадам, преисполненные радости от того, что слышали и видели, с льющейся через край хвалой Богу.
И. Обрезание и посвящение Иисуса (2:21−24)
В этом отрывке описаны, как минимум, три различных обряда:
1. Первое — обрезание Иисуса. Оно произошло, когда Ему исполнилось восемь дней. Это был знак завета, который Бог заключил с Авраамом. В тот же самый день Младенцу, в соответствии с еврейским обычаем, было дано имя. Ангел предварительно дал наставление Марии и Иосифу о том, чтобы Его назвали ИИСУС.
2. Второй обряд связан с очищением Марии. Он состоялся через сорок дней после рождения Иисуса (см. Лев 12:1−4). Обычно родители должны были принести в жертву всесожжения ягненка, а также молодого голубя или голубку в жертву за грех. Но, как бедным, им позволялось принести две горлицы или двух птенцов голубиных (Лев 12:6−8). Тот факт, что Мария не принесла ягненка, а только двух птенцов голубиных, подтверждает, что Иисус родился в бедности.
3. Третий обряд состоял в представлении Иисуса в Иерусалимском храме. Первоначально Бог дал указание, чтобы перворожденные сыновья принадлежали Ему; они должны были образовывать класс священников (Исх 13:2). Позже Он отделил для священнического служения колено Левия (Исх 28:1−2).
Затем родителям было разрешено «выкупать», или избавлять, своего перворожденного сына, уплатив пять сиклей. Они это делали, когда посвящали его Господу.
К. Симеон живет, чтобы увидеть Мессию (2:25−35)
2:25−26 Симеон был евреем из благочестивого остатка, чающим прихода Мессии. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня, или Помазанника. «Тайна Господня — боящимся Его» (Пс 24:14). Тем, которые ходят в тихом созерцательном общении с Богом, Он тайно сообщает Свое Божественное знание.
2:27−28 Так случилось, что Симеон пришел в храм в тот самый день, когда родители Иисуса представляли Его Богу. Симеон сверхъестественным образом получил указание, что этот Младенец — обетованный Мессия. Взяв Иисуса на руки, он произнес замечательную песнь, которая сейчас известна под названием «Nunc Dimittis» («Ныне отпускаешь»).
2:29−32 Основная суть этой песни состоит в следующем: ныне отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, с миром. Ибо в Личности этого Младенца видели очи мои спасение Твое — обетованного Избавителя, как Ты и обещал мне. Ты предопределил, чтобы Он принес спасение для всех народов. Он будет светом к просвещению язычников (Его первый приход) и просияет во славу народа Твоего Израиля (Его второе пришествие). После встречи с Господом Иисусом Симеон был готов умереть. Жало смерти было устранено.
2:33 Лука тщательно охраняет доктрину о девственном рождении, в точности выразив это словами «Иосиф и Матерь Его», как читаем в синодальном переводе, который следует большинству манускриптов.
2:34−35 После первоначального всплеска хвалы Богу за Мессию, Симеон благословил родителей, а затем сказал Марии пророческие слова. Пророчество состояло из четырех частей:
1. Младенец этот предназначен на падение и на восстание многих в Израиле. Заносчивые, нераскаявшиеся и неверующие падут и будут наказаны. Те, которые смирятся, покаются в грехах и примут Господа Иисуса, восстанут и будут благословенны.
2. Младенец предназначен в предмет пререканий. В этих словах особый смысл, связанный с Личностью Христа. Само Его присутствие на земле служило величайшим укором греху и нечестию и тем самым вызывало горькую злобу человеческого сердца.
3. И тебе самой оружие пройдет душу. Здесь Симеон предсказывает то горе, которое заполнит сердце Марии, когда она увидит распятие своего Сына (Ин 19:25).
4. ...Да откроются помышления многих сердец. Отношение человека к Спасителю станет пробным камнем его внутренних побуждений и склонностей.
Таким образом, песнь Симеона включает в себя мысли о критерии проверки, камне преткновения, о средстве для достижения цели и мече.
Л. Пророчица Анна (2:36−39)
2:36−37 Анна пророчица, как и Симеон, принадлежала к верному остатку Израиля, ожидавшему пришествия Мессии. Она была от колена Ассирова (что значит «счастливый, благословенный»), одного из десяти колен, уведенных ассирийцами в плен в 721 г. до н.э. Анне, по-видимому, было свыше ста лет, семь из которых она прожила с мужем, а затем восемьдесят четыре года была вдовой. Как пророчица, она, несомненно, получала Божественные откровения и служила глашатаем Божьим. Она добросовестно посещала общественные служения в храме и поклонялась Богу в посте и молитвах день и ночь. Ее глубокая старость не была препятствием для служения Господу.
2:38 Именно тогда, когда Иисуса принесли пред Господа, а Симеон обращался к Марии, Анна подошла к этой маленькой группке людей. Она славила Господа за обещанного Избавителя, а затем говорила об Иисусе всем верным в Иерусалиме, ожидавшим избавления.
2:39 После того как Иосиф и Мария совершили все обряды очищения и освящения, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Лука не упоминает о посещении мудрецов и бегстве в Египет.
М. Детские годы Иисуса (2:40−52)
2:40 Нормальный рост Младенца Иисуса происходил следующим образом: в физическом отношении Он возрастал и укреплялся духом. (В NU пропущено слово «духом».) Он проходил обычные стадии физического развития, учась ходить, говорить, играть и работать. Благодаря этому Он может сочувствовать нам на каждой стадии нашего роста. В умственном развитии Он исполнялся премудрости. Он не только постигал Свой букварь, арифметику и все общепризнанные знания тех дней, но возрастал в мудрости, то есть в практическом применении этих знаний к жизненным проблемам. В духовном плане благодать Божья была на Нем. Он ходил в общении с Богом и в зависимости от Святого Духа. Он изучал Библию, проводил время в молитве и наслаждался исполнением воли Своего Отца.
2:41−44 Еврейский мальчик становится «сыном закона» в возрасте двенадцати лет. Когда нашему Господу исполнилось двенадцать лет, Его семья совершила ежегодное паломничество в Иерусалим на праздник Пасхи. Но когда они отправились назад в Галилею, то не заметили, что Иисуса не было в их окружении. Это может казаться нам странным, пока мы не поймем, что семья, вероятно, путешествовала в составе довольно большого каравана. Они, несомненно, думали, что Иисус шел вместе с другими Своими сверстниками.
Прежде чем судить Иосифа и Марию, вспомним, что и мы легко можем пройти свой дневной путь, думая, что Иисус находится среди нас, когда в действительности мы потеряли контакт с Ним через неисповеданный грех в нашей жизни. Для восстановления контакта с Ним нам надлежит вернуться к тому месту, где наши отношения прервались, а затем исповедать грехи и отказаться от них.
2:45−47 Вернувшись в Иерусалим, огорченные родители нашли Иисуса в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Здесь не сказано, что Он действовал, как не по летам развитый ребенок, вступающий в споры со своими наставниками. Нет, Он занял место нормального ребенка, который смиренно и спокойно учился у своих учителей. И все же в процессе учения Ему должны были задать некоторые вопросы, потому что дивились разуму и ответам Его.
2:48 Даже Его родители удивились, найдя, что Иисус столь разумно принимал участие в беседе с людьми, которые намного старше Его по годам. И все же матерь выразила накопившееся в ней переживание и раздражение и укоряла Его. Разве Он не знал, что они переживали из-за Него?
2:49 Ответ Господа, первые Его слова, которые были записаны, показывает, что Он вполне осознавал Себя как Сына Божьего, а также Свое Божественное предназначение: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Она сказала: «Твой отец и я». Он ответил, что принадлежит Отцу Своему.
2:50 В то время они не поняли смысл Его ответа. Это были необыкновенные слова для двенадцатилетнего Отрока!
2:51 Как бы то ни было, они снова были вместе и могли возвратиться в Назарет. Нравственное совершенство Иисуса видно в словах «и был в повиновении у них». Хотя Он был Творцом вселенной, Он все же занял Свое место, как послушный ребенок, в этой скромной еврейской семье. Однако все это время матерь Его сохраняла в сердце своем все эти слова.
2:52 И снова нам представлена картина истинной человеческой природы и нормального роста нашего Господа:
1. Его умственное развитие — преуспевал в премудрости.
2. Его физическое развитие — и в возрасте.
3. Его духовное развитие — и в любви у Бога.
4. Его социальное развитие — в любви у человеков.
Он был абсолютно совершенным во всех аспектах Своего роста. Далее повествование Луки обходит молчанием восемнадцать лет, которые Господь Иисус провел в Назарете как Сын плотника. Эти годы учат нас важности подготовки и учебы, необходимости терпения и ценности простого труда. Они предупреждают нас против прыжка от духовного рождения к общественному служению. Те, у кого не было нормального духовного детства и отрочества, навлекают несчастье на свою дальнейшую жизнь и свидетельство.
комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 2 глава