Ж. Притча о настойчивой вдове (18,1−8)
18:1 Притча о молитве вдовы учит тому, что должно всегда молиться и не унывать. Это в общем смысле истинно для всех людей и для всевозможных молитв. Однако здесь эти слова имеют особый смысл — они касаются молитвы о Божьем избавлении во времена испытаний. Это молитва без уныния в период долгого, утомительного промежутка между первым и вторым пришествием Христа.
18:2−3 В притче показан неправедный судья, которого обычно совсем не трогает страх Божий и который не стыдится людей. Была там также одна вдова, которую угнетал некий соперник. Вдова настойчиво приходила к судье и просила его о справедливости, чтобы он защитил ее от бесчеловечного обращения.
18:4−5 Судья оставался безразличен к обоснованности ее доводов; тот факт, что с ней обошлись несправедливо, не побуждал его действовать в ее интересах. Однако постоянство ее приходов подтолкнуло его к действиям. Ее неустанность и настойчивость решили дело в ее пользу.
18:6−7 Затем Господь объяснил ученикам, что если судья неправедный стал действовать в интересах бедной вдовы из-за того, что она докучала ему, то сколь больше будет заступаться справедливый Бог за Своих избранных. Слово «избранные» может особо указывать на еврейский остаток в период великой скорби, но оно также распространяется на всех угнетаемых верующих во все времена. Бог медлит заступаться за них по той причине, что Он долготерпит людей, не желая, чтобы кто-либо погиб.
18:8 Однако грядет день, когда Его Дух не будет больше стремиться спасти людей, и тогда Он покарает тех, кто подвергает гонениям Его последователей. Господь Иисус завершил эту притчу вопросом: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» Здесь, вероятно, имеется в виду такая вера, какая была у бедной вдовы. Однако это может указывать и на то, что ко времени возвращения Христа верным Ему останется лишь некий остаток. А тем временем каждый из нас должен стремиться к такой вере, которая день и ночь взывает к Богу.
З. Притча о фарисее и мытаре (18:9−14)
18:9−12 Следующая притча адресована людям, которые хвалятся, что они праведны, и уничижают других, считая их ниже себя. Обозначив первого человека как фарисея, Спаситель не оставил ни малейшего сомнения в том, каких именно людей Он имел в виду.
Хотя фарисей делал вид, что молится, в действительности он не говорил с Богом. Он скорее хвастался своими нравственными и религиозными достижениями. Вместо того чтобы сравнить себя с Божьим совершенным стандартом и увидеть свое подлинное греховное состояние, он сравнивал себя с другими людьми в обществе и хвалился своим превосходством над ними. Частое повторение личного местоимения «я» раскрывает истинное состояние его сердца: самовлюбленность и самодовольство.
18:13 Мытарь же являл полную противоположность. Стоя перед Богом, он ощущал свою крайнюю ничтожность. Он смирился в прах. Он не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил, взывая к Богу о милосердии: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Он думал о себе не как об одном грешнике среди многих, но как о таком грешнике, который был недостоин получить что-либо от Бога.
18:14 Господь Иисус напомнил Своим слушателям, что, в противоположность внешним человеческим признакам, именно такой дух самоуничижения и раскаяния приятен Богу.
Именно мытарь пошел оправданным в дом свой. Бог превозносит смиренных, но Он унижает тех, кто превозносится сам.
И. Иисус и маленькие дети (18:16−17)
Это событие подтверждает сказанное выше, а именно, что необходимо обладать смирением малых детей, чтобы войти в Царство Божье. Вокруг Господа Иисуса собрались матери с младенцами, чтобы получить от Него благословение.
Учеников же огорчило подобное вторжение в расписание Спасителя. Однако Иисус укорил их и нежно позвал детей приходить к Нему, сказав: «...таковых есть Царство Божье». Стих 16 дает ответ на вопрос: что происходит с младенцами, когда они умирают? Ответ таков: они идут на небеса. Господь ясно сказал: «Таковых есть Царство Божье».
Дети могут быть спасены в очень раннем возрасте. Такой возраст, очевидно, в каждом индивидуальном случае разный, но факт остается фактом: всякому ребенку, желающему прийти к Иисусу, каким бы юным он ни был, нужно позволить сделать это, а также ободрить его веру.
Чтобы обрести спасение, детям не нужно становиться взрослыми, а вот взрослым, для того чтобы войти в Божье Царство, нужны простота веры и смирение детей.
К. Богатый молодой начальник (18:18−30)
18:18−19 В этом отрывке речь пойдет о человеке, который не принял Царство Божье, как ребенок. Однажды некто из начальствующих пришел к Господу Иисусу, назвал Его Учителем благим и спросил, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Спаситель прежде всего задал ему вопрос об употреблении титула «Учитель благий». Иисус напомнил ему, что благ только один Бог. Наш Господь не отрицал, что Он Бог, но хотел, чтобы и начальник осознал этот факт. Если Он благ, то должен быть Богом, потому что, в сущности, лишь один Бог благ.
18:20 Затем Иисус ответил на вопрос о том, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Мы знаем, что вечная жизнь не наследуется и не приобретается совершением добрых дел.
Вечная жизнь — это дар Божий по вере в Иисуса Христа. Обращая начальника к Десяти заповедям, Господь Иисус не имел в виду, что человек может спастись через соблюдение закона. Напротив, Он использовал закон для того, чтобы обличить человека в грехе. Господь Иисус процитировал пять заповедей, которые касаются наших обязанностей по отношению к ближнему, — вторую скрижаль закона.
18:21−23 Очевидно, что закон не произвел обличающего воздействия на жизнь человека, потому что он заносчиво заявил, что сохранил эти заповеди от юности своей. Иисус сказал, что ему не хватает одного — любви к ближнему.
Если бы он действительно сохранил эти заповеди, то он продал бы все свое имущество и раздал его нищим. Но дело в том, что он не любил ближнего, как самого себя. Он вел эгоистичную жизнь, не любя по-настоящему ближних. Это доказывает тот факт, что, услышав слова Христа, он опечалился, потому что был очень богат.
18:24 Глядя на него, Господь Иисус заметил, как трудно имеющим богатство войти в Царство Божье. Трудность заключается в том, чтобы, имея богатство, не любить его и не полагаться на него.
Этот отрывок поднимает вопросы, беспокоящие как христиан, так и неверующих. Можно ли о нас сказать, что мы действительно любим своих ближних, если мы живем в достатке и окружены удобствами, в то время как другие погибают, не слыша вести о Христе?
18:25 Иисус сказал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье.
На это заявление было дано много объяснений. Некоторые предполагают, что игольные уши — это маленькая внутренняя калитка в городской стене, в которую верблюд может протиснуться лишь на коленях. Однако врач Лука использует слово, которое конкретно означает иглу хирурга, и значение слов Господа, похоже, лежит на поверхности. Другими словами, как верблюд не может пройти сквозь игольные уши, так невозможно и имеющим богатство войти в Царство Божье. Недостаточно объяснить значение этих слов тем, что богатый человек не может своими собственными усилиями войти в Царство; это касается и богатых, и бедных. Смысл здесь в том, что невозможно человеку войти в Царство Божье, имея богатство; пока он боготворит свой достаток, позволяет ему стоять между ним и спасением его души, он не может последовать за Христом. Просто дело в том, что очень мало богатых спасается, и те из них, которые обретают спасение, должны сначала сокрушиться перед Богом.
18:26−27 Когда ученики размышляли обо всем этом, у них начал возникать вопрос, кто же может спастись. Для них богатство всегда было знаком Божьего благословения (Втор 28:1−8). Если богатые евреи не спасены, то кто же тогда может спастись? Господь ответил, что Бог может сделать то, чего не могут люди. Другими словами, Он может удалить из жадного, алчного, жестокого собственника дух сребролюбия и заменить его истинной любовью к Господу. Это чудо Божественной благодати.
Итак, весь этот раздел поднимает вопросы, беспокоящие детей Божьих.
Слуга не выше своего Господина; Господь Иисус оставил Свои небесные богатства, чтобы спасти наши порочные души. Нам неуместно быть богатыми в мире, где Он был бедным. Ценность душ, близость прихода Христа, сила любви Христа должны вести нас к тому, чтобы вкладывать все возможные материальные богатства в дело Господне.
18:28−30 Когда Петр напомнил Господу, что ученики оставили свои дома и семьи, чтобы последовать за Ним, Господь сказал, что такая жертвенная жизнь щедро вознаградится в нынешней жизни и получит дальнейшее вознаграждение в вечности. Последняя часть ст. 30 (и в век будущий жизни вечной) не означает, что вечная жизнь приобретается отказом от всего; здесь, скорее, указывается на большую возможность наслаждаться славой небес, а также на большее вознаграждение в Небесном Царстве. Это означает «полную реализацию жизни, которая была получена во время обращения, то есть жизнь с избытком».
Л. Иисус снова предсказывает Свою смерть и воскресение (18:31−34)
18:31−33 В третий раз Господь отозвал двенадцать учеников Своих и подробно рассказал им обо всем, что Его ожидало (см. 9:22.44). Он предсказал Свои страдания как исполнение написанного через пророков ВЗ. С Божественным предвидением Он спокойно пророчествовал, что Его предадут язычникам. «Было более вероятным, что Его убьют тайно или побьют камнями в толпе народа». (Ryle, Gospels, St. Luke, II:282.) Однако пророки предсказали, что Его предадут язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и так должно было произойти. Его будут бичевать и убьют, но в третий день Он воскреснет.
В оставшихся главах разворачивается драма, которую Он столь удивительным образом предузнал и предсказал: Вот, мы восходим в Иерусалим (18,35 — 19:45). Сын Человеческий будет предан язычникам (19:47 — 23:1). И поругаются над Ним, и оскорбят Его (23:1−32). И убьют Его (23:33−56). И в третий день воскреснет (24,1−12).
18:34 Весьма поражает то, что ученики ничего из этого не поняли. Смысл этих слов был для них сокровенным. Нам трудно понять, почему они были столь непонятливы в данном вопросе, но причина, вероятно, в следующем: их умы были столь наполнены мыслями об избавителе, который освободит их от римского ига и немедленно установит царство, что они отказывались понимать что-либо другое. Мы часто верим в то, во что желаем верить, и противимся истине, если она не укладывается в наши заранее сложившиеся понятия.
М. Исцеление слепого нищего (18:35−43)
18:35−37 Перейдя через Иордан, Господь Иисус вышел из Переи. Лука говорит, что событие, которое следует далее, произошло, когда Он подходил к Иерихону. Матфей и Марк указывают, что это случилось, когда Он покидал Иерихон (Мф 20:29; Мк 10:46). Матфей также отмечает, что было двое слепых; Марк и Лука говорят об одном.
Возможно, Лука пишет о новом городе, а Матфей и Марк — о старом. Возможно также и то, что в этом городе было не одно чудо возвращения зрения слепым. Каким бы ни было правильное объяснение, мы верим, что если бы наши знания были большими, то кажущиеся противоречия исчезли бы.
18:38 Слепой нищий каким-то образом признал Иисуса Мессией, потому что он обратился к Нему, назвав Его Сыном Давида. Он просил Господа помиловать его, то есть восстановить ему зрение.
18:39 Невзирая на попытки некоторых заставить его замолчать, нищий настойчиво взывал к Господу Иисусу. Люди были равнодушны к нищему. Но только не Иисус.
18:40−41 Итак, Иисус остановился. Дарби делает очень глубокое замечание: «Однажды Иисус Навин просил, чтобы солнце остановилось на небе, а здесь Господь солнца, луны и небес останавливается по мольбе слепого нищего». Иисус велел привести его к Себе и спросил, что он хочет. Без колебаний или обобщений нищий сказал, что желает прозреть. Его молитва была краткой, конкретной и исполненной веры.
18:42−43 Иисус ответил на его просьбу, и он тотчас прозрел. Более того, он пошел за Господом, славя Бога. Это событие показывает, что нам следует смело доверять Богу даже в достижении невозможного. Большая вера доставляет огромную честь Богу.
Ты приходишь к Царю
И приносишь Ему множество прошений,
Но Его милость и могущество таковы,
Что никто не может попросить слишком много.
(Джон Ньютон)
комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 18 глава