III. ПОДГОТОВКА К МЕССИАНСКОМУ СЛУЖЕНИЮ И ЕГО НАЧАЛО (Гл. 3−4)
А. Иоанн Креститель приготовляет путь (3:1−12)
Между главами 2 и 3 интервал в двадцать восемь или двадцать девять лет, о которых Матфей не упоминает. В течение этого времени Иисус находился в Назарете, подготавливаясь к предстоящему служению. Это были годы, в которые Он не совершал чудес, но все же приобрел благоволение у Бога (Мф 3:17). В этой главе мы подходим к отправному пункту Его публичного служения.
3:1−2 Иоанн Креститель был на шесть месяцев старше своего двоюродного брата Иисуса (см. Лк 1:26,36). Он выступил на арену истории как предтеча Царя Израилева. Его необычным церковным приходом была Иудейская пустыня — бесплодная территория, простиравшаяся от Иерусалима до Иордана. Иоанн проповедовал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Скоро должен появиться Царь, но Он не сможет и не будет царствовать над людьми, которые держатся за свои грехи. Они должны изменить направление своих путей, исповедать свои грехи и отказаться от них. Бог призывал их из царства тьмы в Царство Небесное.
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
В стихе 2 мы впервые встречаемся с выражением «Царство Небесное», которое упоминается в этом Евангелии тридцать два раза. Так как человек не может правильно понять Ев. от Матфея, не понимая эту концепцию, мы приведем здесь определение и описание этого термина.
Царство Небесное — это сфера, в которой признается Божье правление.
Слово «небо» используется, чтобы указать на Бога. Это видно из Дан 4:22, где Даниил говорит, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». В следующем стихе он говорит, что «небо» имеет власть. Там, где люди подчиняются Божьему владычеству, и есть Царство Небесное.
Это Царство имеет два аспекта. В самом широком смысле оно включает всех, кто признает Бога Высшим Владыкой. В более узком смысле оно состоит из тех, кто искренне обратился.
Мы можем продемонстрировать это с помощью двух концентрических окружностей.
Большой круг — это область вероисповедания; он включает всех, кто является искренним подданным Царя, а также тех, кто только признает, что лояльно относится к Нему. Это видно из притч о сеятеле (Мф 13:3−9), о горчичном зерне (Мф 13:31−32) и о закваске (Мф 13:33). Малый круг включает только тех, кто родился свыше через веру в Господа Иисуса Христа.
Царство Небесное в его внутреннем виде доступно для входа только возрожденным.
Собрав все имеющиеся в Библии ссылки на Царство Небесное, мы можем проследить его историческое развитие в пяти четких фазах.
Во-первых, это Царство было предсказано в ВЗ. Даниил предсказал, что Бог установит Царство, которое вовеки не разрушится и не будет передано другому народу (Дан 2:44). Он также видел приход Христа для установления вечного владычества над миром (Дан 7:13−14, см. также Иер 23:5−6).
Во-вторых, это Царство было описано Иоанном Крестителем, Иисусом и двенадцатью учениками как приблизившееся или существующее (Мф 3:2; Мф 4:17; Мф 10:7). В Мф 12:28 Иисус сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие». В Лк 17:21 Он говорил: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть», то есть среди вас. Это Царство присутствовало в Личности Царя. Как мы покажем далее, термины «Царство Божье» и «Царство Небесное» взаимозаменяемы. В-третьих, это Царство описано в его промежуточной форме. Отвергнутый народом израильским, Царь вернулся на небо. Но, хотя Царь отсутствует, Царство существует и сегодня в сердцах всех, кто признает Его царскую власть; а этические и моральные принципы Царства, включая Нагорную проповедь, и сегодня применимы для нас.
Эта временная фаза Царства описана в притчах 13-й главы Ев. от Матфея.
Четвертую фазу этого Царства можно назвать его явным присутствием.
Это Тысячелетнее царствование Христа на земле, явленное в преображении Христа, когда Его увидели в славе грядущего царствования (Мф 17:1−8).
Иисус ссылался на эту фазу в Мф 8:11, когда говорил: «...многие придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном».
Пятой, окончательной формой будет вечное Царство. Оно описано в 2Пет 1:11 как «вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Словосочетание «Царство Небесное» находим только в Ев. от Матфея, а «Царство Божие» — во всех четырех Евангелиях. Практически в них нет разницы: об обоих Царствах говорится одно и то же. Например, в Мф 19:23 Иисус сказал, что богатому трудно войти в Царство Небесное.И Марк (10:23), и Лука (18:24) записали, что Иисус сказал это о Царстве Божьем (см. Мф 19:24, где тот же самый афоризм употреблен с «Царством Божьим»).
Мы упомянули выше, что Царство Небесное имеет внешний и внутренний аспекты. То, что о Царстве Божьем можно сказать то же самое, еще раз подтверждает, что оба эти термина указывают на одно и то же. В Царстве Божьем тоже есть и истина, и фальшь.
Это видно из притч о сеятеле (Лк 8:4−10), о горчичном зерне (13:18−19) и о закваске (Лк 13:20−21). Что касается внутреннего, истинного содержимого, то в Царство Божье могут войти только рожденные свыше (Ин 3:3,5).
И последнее: Царство Божье — не то же самое, что и Церковь. Это Царство началось, когда Христос выступил на Свое публичное служение; начало же Церкви — день Пятидесятницы (Деян 2). Это Царство пребудет на земле до тех пор, пока она не будет уничтожена; Церковь же будет на земле до восхищения (взятия, или переселения, с земли, когда Христос сойдет с неба и возьмет всех верующих с Собой — 1Фес 4:13−18). Церковь вернется со Христом в Его втором пришествии, чтобы царствовать с Ним как Его Невеста. В настоящее время люди, истинно принадлежащие этому Царству, находятся также и в Церкви.
3:3 Возвращаясь к разъяснению 3-й главы Ев. от Матфея, заметим, что подготовительное служение Иоанна было предсказано пророком Исаией более чем за 700 лет: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (40:3). Иоанн был гласом. Народ израильский в духовном смысле был пустыней — сухой и бесплодной. Иоанн призывал людей приготовить путь ГОСПОДУ, покаявшись, оставив грехи и сделав прямыми стези Ему, т.е. удалив из своей жизни все, что может помешать Его абсолютному владычеству.
3:4 Одежда Крестителя была из верблюжьего волоса — не из мягкой, роскошной современной верблюжьей ткани, а из грубой, предназначенной для человека, постоянно находящегося на открытом воздухе. Он носил также кожаный пояс. Это был такой же элемент одежды, как и у Илии (4Цар 1:8); возможно, он служил для того, чтобы обратить внимание верующих евреев на то, что миссия Иоанна похожа на миссию Илии (Мал 4:5; Лк 1:7; Мф 11:14; 17:10−12). Иоанн ел акриды и дикий мед — голодный паек человека, который так поглощен своей миссией, что пренебрегает обычными удобствами и удовольствиями жизни. Наверное, встречаясь с Иоанном, человеком, который был чужд всего, ради чего обычно живут люди, народ испытывал жгучее чувство вины. Его погруженность в духовные реалии понуждала других осознавать свою испорченность. Его самоотвержение служило едким укором его соотечественникам, столь привязанным к земному.
3:5−6 Из Иерусалима, всей Иудеи и Иорданской окрестности приходили толпы людей, чтобы послушать Иоанна. Некоторые отзывались на его призыв и крестились от него в Иордане, подтверждая этим, что готовы верно и преданно служить грядущему Царю.
3:7 Иначе обстояло дело с фарисеями и саддукеями. Видя, как те приходят послушать его, Иоанн знал, что они делают это не от чистого сердца. Он видел их подлинную натуру: фарисеи заявляли, что ревностно исполняют закон, но в действительности были развращены, лицемерны, самоправедны и сектантски настроены. Саддукеи по социальному положению относились к аристократам; они были религиозными скептиками, отвергавшими такие основные доктрины, как воскресение тела, существование ангелов, бессмертие души и вечное наказание. Поэтому Иоанн осуждал обе секты, называя их порождениями ехидны, притворяющимися, желая избежать будущего гнева, но не проявлявшими никаких признаков истинного покаяния.
3:8 Он требовал, чтобы они доказали свою искренность, принеся достойные плоды покаяния. Истинное покаяние, как писал Д.Р. Мюллер, «сводится к нулю, если оно приносит с собой немного слез, порыв раскаяния и легкий испуг. Мы должны оставить наши грехи, в которых раскаиваемся, и ходить чистыми путями святости».
3:9 Евреи должны перестать злоупотреблять своим происхождением от Авраама как пропуском на небо. Благодать спасения не передается через естественное рождение. Бог мог превратить камни на берегу Иордана в детей Аврааму, применив меньше усилий, чем для обращения фарисеев и саддукеев.
3:10 Утверждая, что секира при корне дерева лежит, Иоанн имел в виду, что скоро начнется Божественный суд. Приход Христа и Его пребывание на земле испытают всех людей. Всякий, кто будет найден бесплодным, будет уничтожен, как бесплодное дерево, которое срубают и бросают в огонь.
3:11−12 В стихах 7−10 Иоанн говорил фарисеям и саддукеям (см. ст. 7), а теперь он, по-видимому, обращается ко всем присутствующим, среди которых были и правдивые люди, и обманщики. Он объясняет им, что между его служением и служением Мессии, Который скоро явится, есть существенная разница. Иоанн крестил в воде в покаяние: вода была атрибутом обряда и не имела очищающей силы; покаяние, хоть и истинное, не приводило человека к полному спасению. Иоанн рассматривал свою миссию как подготовительную и неполную. Мессия совершенно затмит Иоанна. Он будет сильнее, Он будет более достойным, Его работа будет простираться дальше, потому что Он будет крестить... Духом Святым и огнем. Крещение Духом Святым отличается от крещения огнем. Первое — крещение благословения, второе — крещение осуждения. Первое крещение совершилось в день Пятидесятницы, последнее — дело будущего. Первое является достоянием всех истинных верующих в Господа Иисуса, последнее будет роковым уделом всех неверующих. Первое предназначалось тем израильтянам, для которых крещение было внешним проявлением внутреннего покаяния; последнее — фарисеям, саддукеям и всем тем, кто не имел признаков истинного покаяния. Кое-кто учит, что крещение Святым Духом и крещение огнем — одно и то же событие, то есть не могло ли крещение огнем соотноситься с языками пламени, появившимися, когда сошел Дух Святой в день Пятидесятницы? В свете стиха 12, в котором огонь приравнивается к наказанию, вероятно, нет.
Сразу же после упоминания о крещении огнем Иоанн говорит о наказании. Господь изображен с веялкой, провеивающий на ветру обмолоченное зерно. Пшеница (истинные верующие) падает прямо на землю, а затем убирается в житницу. Солому (неверующих) ветром относит на небольшое расстояние, а потом ее собирают и сжигают огнем неугасимым. Огонь в стихе 12 означает наказание, и поскольку этот стих усиливает стих 11, разумно будет считать, что крещение огнем — это крещение наказания.
Б. Иоанн крестит Иисуса (3:13−17)
3:13 Иисус прошел приблизительно 96 км из Галилеи к нижнему Иордану, чтобы креститься от Иоанна. Это свидетельствует о том, что Иисус придавал этому обряду особую важность, и должно указывать, как важно крещение для Его последователей сегодня.
3:14−15 Сознавая, что Иисусу не в чем каяться, Иоанн отказывается крестить Его. Верный инстинкт побудил его предложить, что правильнее было бы ему креститься от Иисуса. Иисус этого не отвергал. Он просто повторил Свою просьбу быть крещенным, как надлежащий способ исполнить всякую правду. Он чувствовал, что так будет правильно, что через крещение Он приравняет Себя к тем богобоязненным израильтянам, которые приходили креститься в покаяние.
Но тут был и более глубокий смысл.
Для Иисуса крещение было обрядом, символизирующим путь, каким Он выполнит все справедливые требования, которые Бог предъявляет к человеческому греху. Его погружение было прообразом крещения в водах Божьего наказания на Голгофе. Выход из воды символизировал Его воскресение.
Смертью, погребением и воскресением Он удовлетворил бы требования Божественной справедливости и обеспечил основание праведности, посредством которой грешники могли бы получить оправдание.
3:16−17 Как только Иисус вышел из воды, Он увидел Святого Духа Божьего, Который сходил с неба в виде голубя и ниспускался на Него. Как в ВЗ люди и предметы освящались для священных целей святым помазанием (Исх 30:25−30), так и Он был Мессией, помазанным Духом Святым.
В этот святой момент были явлены все три Лица Троицы. Там находился возлюбленный Сын. Дух Святой был там в виде голубя. Голос Отца, произносящий благословение на Иисуса, был слышен с неба. Это было памятное событие, потому что с неба звучал голос Божий, повторявший Писание: «Сей есть Сын Мой возлюбленный (из Пс 2:7), в Котором Мое благоволение» (из Ис 42:1). Это один из трех случаев, когда Отец говорил с неба, торжественно признавая Своего единственного Сына (другие места — это Мф 17:5 и Ин 12:28).
комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 3 глава