Г. Иисус — Господин субботы (12:1−8)
12:1 В этой главе описан возрастающий кризис отвержения. Увеличивающиеся злоба и враждебность фарисеев теперь готовы перелиться через край.
Разногласие, которое открывает шлюзы, — это вопрос о субботе.
В эту особую субботу Иисус и Его ученики проходили засеянными полями. Ученики Его начали срывать колосья и есть их. Закон позволял есть зерно с соседского поля, не применяя серпа (Втор 23:25).
12:2 Но фарисеи, которые придирались к мелочам в исполнении закона, решили, что суббота была нарушена. Хотя их специфические претензии не указаны, похоже, что они обвиняли учеников в: 1) сборе урожая (срывание колосьев); 2) обмолоте (растирание их руками); 3) провеивании (отделение зерна от соломы).
12:3−4 Иисус ответил на их нелепое недовольство, напомнив о том, что произошло однажды в жизни Давида. Однажды, находясь в изгнании, он и его люди пошли в пустынное место и ели хлебы предложения, двенадцать памятных хлебов, которые не позволено было есть никому, кроме священников. Ни Давид, ни его люди не были священниками, и все же Господь никогда не обвинил их в соделанном. Почему?
Дело в том, что закон Божий никогда не ставил себе целью причинять зло верным Ему. Давид был в изгнании не по своей вине. Его отверг грешный народ. Если бы Израиль был в должном состоянии, ни Давид, ни его люди не стали бы есть хлебы предложения.
Из-за того, что в Израиле был грех, Бог разрешил им этот запрещенный поступок.
Аналогия ясна. Господь Иисус был законным Царем Израиля, но народ не признал Его как властелина. Если бы Христу было предоставлено надлежащее Ему место, то Его ученикам не пришлось бы унизиться до того, чтобы так есть в субботу или в любой другой день недели. История повторилась. Господь не укорил Своих учеников, потому что они не сделали ничего плохого.
12:5 Иисус напомнил фарисеям о том, что священники нарушают субботу, убивая и принося в жертву животных и выполняя многие другие храмовые работы (Чис 28:9−10), однако невиновны, потому что совершают служение Богу.
12:6 Фарисеи знали, что священники работают в храме каждую субботу и не оскверняют ее. Почему же они критикуют учеников за то, что они сделали в присутствии Того, Кто больше храма? Написанное курсивом слово «Того», по-видимому, правильнее читать «нечто большее, чем храм, находится здесь». Это нечто есть Царство Божье, присутствующее в Личности Царя.
12:7 Фарисеи никогда не понимали Божьего сердца. У Осии (6:6) Он сказал: «...милости хочу, а не жертвы». Бог ставит сострадание выше ритуала. Он предпочел бы лучше видеть народ рвущим колосья в субботу, чем строго соблюдающим этот день даже до физического истощения. Если бы только фарисеи понимали это, они не осудили бы учеников. Но они ценили внешнюю пунктуальность выше человеческого благополучия.
12:8 Затем Спаситель добавил: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». Он установил закон, и поэтому Он Один является самым квалифицированным интерпретатором его истинного смысла. Е. В. Роджерс говорит:
«Создается впечатление, что Матфей, наставленный Духом, дает в этой главе беглый обзор имен и обязанностей Господа Иисуса: Он — Сын Человеческий, Господин Субботы, Отрок Мой, Мой Возлюбленный, Сын Давидов; больше, чем храм, больше Ионы, больше Соломона. Он делает это, чтобы показать всю пагубность греха отказа принять Иисуса и предоставить Ему Его права». (E. W. Rogers, Jesus the Christ, pp. 65−66.) Прежде чем перейти к следующему событию, исцелению Иисусом сухорукого в субботу, мы остановимся и дадим краткий обзор учения Писания о субботе.
ЭКСКУРС В СУББОТУ
Шаббат был и всегда будет седьмым днем недели (субботой).
Бог почил в седьмой день после шести дней творения (Быт 2:2). В то время Он не повелел человеку соблюдать субботу, хотя имел в виду принцип: один день из семи — день покоя, который должно соблюдать.
Народу израильскому велено было соблюдать субботу, когда были даны Десять заповедей (Исх 20:8−11). Закон о субботе отличается от других заповедей; это обрядовый закон, в то время как другие законы были моральными. Единственная причина, почему нехорошо работать в субботу, — Божье повеление. Другие заповеди имели дело с вещами, неправильными по своей сути.
Запрещение работать в субботу никогда не относилось к служению Богу (Мф 12:5), делам первой необходимости (Мф 12:3−4) или делам милосердия (Мф 12:11−12). Девять из Десяти заповедей повторяются в НЗ не как закон, а как руководство для христиан, живущих по благодати. Единственная заповедь, которую христианам никогда не было велено соблюдать, это заповедь о субботе. Вернее, Павел учит, что не нужно осуждать христианина за то, что он ее не соблюдает (Кол 2:16).
Особым днем недели для христиан является первый день недели. В этот день Господь Иисус воскрес из мертвых (Ин 20:1) в доказательство того, что дело искупления закончено и одобрено Богом. В следующие два дня Господня Он встречался со Своими учениками (Ин 20:19,26). Дух Святой был дан апостолам в первый день недели (Деян 2:1; ср. с Лев 23:15−16). Первые ученики встречались в этот день для преломления хлеба, возвещая смерть Господню (Деян 20:7). Это определенный Богом день, в который все христиане должны откладывать свои средства для дела Господня (1Кор 16:1−2).
Суббота, или седьмой день, наступила в конце трудовой недели; день Господень, или воскресенье, начинает неделю со спокойным сознанием того, что дело спасения завершено. Суббота служит напоминанием о первом творении, день Господень связан с новым творением. День субботний был днем ответственности, день Господень — день привилегии.
Христиане соблюдают день Господень не как средство, чтобы заслужить спасение или достигнуть святости, и не как средство от страха наказания.
Они выделяют этот день из всех других, руководствуясь любящей преданностью Тому, Кто отдал Себя за них.
Свободные в этот особенный день от повседневных житейских дел, мы можем отделить его для поклонения и служения Христу.
Утверждать, что суббота заменена днем Господним, было бы неверно.
Шаббат — это суббота, а день Господень — это воскресенье. Шаббат был тенью, а сущность — это Христос (Кол 2:16−17). Воскресение Христа отметило новую исходную точку, и день Господень означает это начало.
Как истинный еврей, живущий по закону, Иисус соблюдал шаббат (несмотря на то, что фарисеи обвиняли Его в обратном). Как Господин субботы, Он очистил ее от ложных уставов и правил, которые покрывали ее коркой налета.
Д. Иисус исцеляет в субботу (12:9−14)
12:9 Пройдя засеянными полями, Иисус вошел в синагогу. Лука рассказывает нам, что книжники и фарисеи тоже были там, следя за Ним, чтобы найти против Него какое-нибудь обвинение (Лк 6:6−7).
12:10 В синагоге был человек, имевший сухую руку — молчаливое свидетельство неспособности фарисеев помочь ему. До сих пор они относились к нему с холодным безразличием. Но вдруг он стал нужен им как средство, чтобы уловить Иисуса. Они знали, что Спаситель всегда предрасположен облегчать человеческое страдание. Они подумали, что если Он исцелит в субботу, они смогут уловить Его в наказуемом проступке. И вот они начали с основанного на законе софизма: «Можно ли исцелять в субботу?»
12:11 В ответ Спаситель задал им встречный вопрос: не вытащат ли они свою овцу из ямы в субботу. Конечно, вытащат! Почему? Может быть, они отговорились бы тем, что это дело милосердия; но могло быть и другое соображение: овца стоила денег, а они не хотели нести финансовые потери даже в субботу.
12:12 Наш Господь напомнил им, что человек гораздо ценнее, чем овца. Если справедливо оказать милость животному, то тем более справедливо сделать добро человеку в субботу!
12:13−14 Поймав еврейских вождей в ловушку их собственной жадности, Иисус исцелил сухую руку. Повелением человеку протянуть руку вера и человеческая воля были приведены в действие. Послушание было вознаграждено исцелением. Рука стала здорова, как другая, благодаря чудному Создателю. Вы, может быть, подумаете, что фарисеи обрадовались исцелению человека, которому они не могли помочь? Напротив, они пришли в ярость и совещались против Иисуса, чтобы убить Его. Если бы у кого-либо из них была сухая рука, то он был бы рад исцелиться в любой день недели.
Е. Исцеление — для всех (12:15−21)
12:15−16 Когда Иисус узнал, что задумали Его враги, Он удалился оттуда. Тем не менее везде, куда бы Он ни шел, собирались толпы людей, и где бы ни собирались больные, Он исцелял их всех. Но Он запрещал людям рассказывать о чудесных исцелениях не потому, что хотел укрыться от опасности, но чтобы избежать любого движения толпы сделать Его популярным народным героем. Божественное расписание должно соблюдаться. Его революция наступит, но через пролитие не римской крови, а Своей.
12:17−18 Его миссия милосердия заключалась в исполнении пророчества Исаии (41:9; 42:1−4). Пророк предвидел Мессию кротким завоевателем. Он рисует Иисуса как Раба, которого избрал Иегова; Возлюбленного, Которому благоволит Божья душа. Бог положил Дух Свой на Него — пророчество, исполнившееся во время крещения Иисуса. Его служение будет продолжаться, несмотря на препоны, которые ставит Израиль; Он возвестит суд язычникам. (В русском переводе «народам».) Последнее становится более главным по мере того, как «нет» Израиля звучит все громче.
12:19 Далее Исаия предсказал, что Мессия не воспрекословит и не возопиет и что Его голос не услышат на улице. Иными словами, Он не будет политическим вдохновителем толпы, возбуждающим людей. МакКлейн пишет:
«Этот Царь, Который есть «раб» Божий, не будет стремиться к Своему полноправному высокому положению ни с помощью обычных средств плотской силы или политической демагогии, ни с помощью сверхъестественных сил, которые находятся в Его подчинении». (McClain, Kingdom, p. 283.)
12:20 Он трости надломленной не переломит или льна курящегося не угасит. Он не будет попирать бедных и бесправных для достижения Своих целей. Он будет поддерживать и укреплять угнетенного и разбитого сердцем человека. Он будет раздувать даже маленькую искорку, пока не разгорится пламя. Его служение будет продолжаться до тех пор, пока Он не доставит суду победы. Его кроткое, любовное отношение к другим не смогут угасить человеческая неблагодарность и ненависть.
12:21 И на имя Его будут уповать язычники. (В русском переводе «народы».) У Исаии использованы другие слова: «...и на закон Его будут уповать острова». Но значение их одинаково. Острова — относится к языческим народам. Они представляются ожидающими Его Царства, чтобы стать Его верными подданными. Клейст и Лилли высоко отзываются об этой цитате:
«...Одна из жемчужин Евангелия, картина Христа великой красоты... Исаия рисует единство Христа с Его Отцом, Его миссию научить народы, Его благородство в обхождении со страждущим человечеством и Его окончательную победу: для человечества нет никакой другой надежды, как только в Его Имени. Христос, Спаситель мира, представлен не сухими научными терминами, но облечен в богатое восточное воображение». (Kleist and Lilly, The New Testament rendered from the Original Greek with Expanded Notes, p. 45.)
Ж. Непрощаемый грех (12:22−32)
12:22−24 Когда Иисус исцелил немого и слепого бесноватого, простые люди стали всерьез подумывать, что Он, должно быть, Сын Давидов, Мессия Израиля. Это привело фарисеев в ярость. Не в состоянии выносить любую симпатию к Иисусу, они разразились обвинениями, что это чудо было сделано силой веельзевула, князя бесовского. Это зловещее обвинение в том, что Иисус обладал бесовской силой, было первым, высказанным открыто.
12:25−26 Прочитав их мысли, Иисус приступил к разоблачению их безрассудства. Он указал на то, что никакое царство, город или дом, разделившиеся сами в себе, не устоят. Если Он изгонял бесов сатаны силою бесовскою, тогда сатана работал бы против себя. Это было бы абсурдом.
12:27 У нашего Господа был второй уничтожающий ответ для фарисеев. Некоторые из их еврейских друзей, известных как заклинатели, заявляли, что имеют силу изгонять бесов. Иисус не принял и не отверг их заявление, но использовал его, чтобы указать им, что если Он изгоняет бесов силою веельзевула, тогда сыновья «фарисейские» (т.е. их заклинатели) делают то же самое. Фарисеи никогда не согласились бы с этим, но они не могли устоять против логичности аргумента. Их же товарищи осудят их за намек на то, что они заклинают духов, будучи приспешниками сатаны. Скоуфилд сказал:
«Фарисеи довольно быстро негодовали на любую причастность сатанинской силы, поскольку это касалось их и их сыновей, однако их обвинения стали беспочвенны, так как, если Христос изгоняет демонов силою веельзевула, их сыновья осудили бы их за непостоянство: ведь если власть изгонять демонов исходит от сатаны, то всякий, обладающий этой силой, находится в связи с источником этой силы». (Ella E. Pohle, C. I. Scofield's Question Box, p. 97.) Они не были логически последовательными, определяя сходные действия в разных случаях.
12:28 На самом деле Иисус изгонял бесов Духом Божьим. Свою земную жизнь Он прожил силой Духа Святого. Он был исполненный Духом Мессия, о Котором предсказал Исаия (Ис 11:2; 42:1; 61:1−3). Поэтому Он сказал фарисеям: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие». Это заявление должно было стать сокрушительным ударом. Они гордились своими теологическими познаниями, и все же Царство Божье достигло их, потому что Царь был среди них, а они даже не узнали, что Он был там!
12:29 Далекий от того, чтобы находиться в союзе с сатаной, Господь Иисус был его Победителем. Он иллюстрирует это историей о сильном человеке. Сильный человек — это сатана.
Его дом — это земной шар, где он держит власть в своих руках. Его вещи — это бесы. Иисус — это Тот, Кто связывает сильного, входит в его дом и расхищает его вещи. Связывание сатаны происходит поэтапно. Оно началось с публичного служения Иисуса. Оно было твердо гарантировано смертью и воскресением Христа. Оно будет действительным на более высоком уровне во время Тысячелетнего Царства Царя (Откр 20:2). Наконец, оно осуществится навечно, когда сатана будет ввержен в озеро огненное (Откр 20:10).
В настоящее время дьявол кажется несвязанным; он еще проявляет значительную силу. Но его гибель определена, и его время коротко.
12:30 Потом Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».
Богохульная позиция фарисеев показала, что они не с Господом; а потому они против Него. Отказываясь собирать с Ним, они разбрасывали зерно. Они обвиняли Иисуса в изгнании бесов силою сатаны, в то время как сами были слугами сатаны, старающимися навредить делу Божьему. Марка (9:40) Иисус сказал: «...кто не против вас, тот за вас». Похоже, что это прямая перестановка Его слов, записанных здесь, у Матфея (12:30).
Проблема разрешится, когда мы поймем, что у Матфея это вопрос спасения. Человек или за Христа, или против Него; нейтрального положения нет. У Марка речь идет о служении.
Есть много различий между учениками Иисуса: разница в поместном церковном богослужении, методах и толковании доктрин. Но при этом есть одно правило: если человек не против Господа, то он за Него и, следовательно, должен быть уважаем за это.
12:31−32 Эти стихи отмечают кризис в отношениях Христа с вождями Израиля. Он обвиняет их в совершении непростительного греха: хулы на Духа Святого, т.е. утверждения, что Иисус совершал Свои чудеса силою скорее сатаны, чем Святого Духа. Фактически, они назвали Святого Духа веельзевулом, князем демонов.
Другие виды греха и хулы простятся. Человек даже может сказать хулу на Сына Человеческого и получить прощение. Но похулить Святого Духа — значит совершить грех, за который нет прощения ни в этом, ни в будущем веке Тысячелетнего Царства. Когда Иисус сказал «в этом веке», Он говорил о днях Своего публичного служения на земле. Есть основание сомневаться, можно ли сегодня совершить этот непрощаемый грех, потому что Иисус не присутствует на земле в теле, совершая чудеса.
Этот непрощаемый грех не то же самое, что отвержение Евангелия; человек может годами с презрением отвергать Спасителя, потом покаяться, поверить и быть спасенным. (Конечно, если он умирает неверующим, то остается непрощенным.) Не может непрощаемый грех быть тем же, что и отступление от веры. Верующий может далеко блуждать от Господа и все же быть восстановленным на служение в Божьей семье. Многие люди переживают, что совершили этот непрощаемый грех. Даже если бы этот грех можно было сделать сегодня, сам факт, что человека это беспокоит, подтверждает, что он в нем не виновен. Те, которые совершили этот грех, были тверды и неутомимы в своей оппозиции Христу. Их не тревожили никакие сомнения, касающиеся оскорбления Духа, и они нисколько не колебались, обсуждая, как умертвить Сына. Их не мучили ни угрызения совести, ни раскаяние.
З. Дерево познается по плоду (12:33−37)
12:33 Даже фарисеи признавали, что Господь делал добро, изгоняя бесов. Все же они обвинили Его во зле. Здесь Он разоблачает их в их же противоречивости и говорит: «Посудите сами. Если дерево хорошее, то и плод его хороший, и наоборот». Плод отображает качество дерева, которое его приносит. Плод служения Иисуса был хороший. Он исцелял больных, слепых, глухих и немых, изгонял бесов и воскрешал мертвых. Могло ли испорченное дерево приносить столь хороший плод? Такое абсолютно невозможно! Почему же они так упорно отказывались признать Его?
12:34−35 Причина этого заключалась в том, что они были порождением змеиным (ехидны). Их злоба против Сына Человеческого, подтверждаемая злыми словами, исходила от избытка их злых сердец. Сердце, наполненное добротой, будет подтверждать это словами благодати и истины. Злое сердце заявляет о себе хулой, горечью и бранью.
12:36 Иисус торжественно объявил им (и нам), что люди дадут отчет за всякое праздное слово, какое они скажут. Так как слова, которые говорят люди, отражают их жизнь, то они создадут соответствующее основание для осуждения или оправдания. Как велико будет наказание фарисеям за ужасные и презрительные слова, высказанные ими о святом Божьем Сыне.
12:37 «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Что касается верующих, то наказание за их необдуманные слова было уже уплачено посредством смерти Христа; однако наша необдуманная речь, неисповеданная и непрощенная, скажется на потере награды перед судилищем Христовым.
И. Знамение пророка Ионы (12:38−42)
12:38 Несмотря на все чудеса, сотворенные Иисусом, книжники и фарисеи стали нагло требовать у Него знамение, давая понять, что они бы поверили, если бы Он доказал им, что Он — Мессия! Но их лицемерие было явным.
Если они не поверили, будучи свидетелями такого большого числа чудес, то разве смогут они точно убедиться, если их станет на одно больше? Позиция, требующая знамений как условие, чтобы поверить, не по душе Богу. Как сказал Иисус Фоме: «...блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20:29). У Бога видение следует за верой.
12:39 Господь обращается к ним как к роду лукавому и прелюбодейному. Лукавому, потому что они сознательно не хотели видеть своего Мессию; прелюбодейному, потому что духовно они не были верны своему Богу. Их Бог-Творец, уникальная Личность, сочетающая в Себе абсолютное Божество и совершенную человеческую природу, стоял среди них, разговаривая с ними, и они все же осмеливались требовать у Него знамение.
12:40 Без долгих рассуждений Он ответил им, что никакое знамение не дастся им, кроме знамения Ионы пророка, имея в виду Свою смерть, погребение и воскресение. Пережитое Ионой, когда его проглотила, а потом выплюнула рыба (Ионы 1:17; 2:10), было прообразом страданий и воскресения Господа. Его воскресение из мертвых должно было стать финальным, кульминационным знамением в служении народу израильскому.
Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так, предсказал наш Господь, Он будет три дня и три ночи в сердце земли. Возникает проблема. Если, как принято верить, Иисус был погребен в пятницу после обеда и воскрес в воскресенье утром, то как можно говорить, что Он был во гробе три дня и три ночи?
Ответ таков: согласно еврейскому счету, любая часть дня и ночи считалась завершенным периодом. «День и ночь составляют onah, а часть onah — это целое» (еврейская поговорка).
12:41 Иисус показал вину еврейских вождей с помощью двух сопоставлений. Во-первых, язычники, жившие в Ниневии, имели гораздо меньше преимуществ и все же, услышав проповедь странствующего пророка Ионы, в глубоком сокрушении покаялись. Они восстанут в день суда, чтобы осудить живших во времена Иисуса за то, что они не приняли Того, Кто больше Ионы, — воплощенного Сына Божьего.
12:42 Во-вторых, царица Савская, язычница, не имевшая таких привилегий, как евреи, пришла с юга, что потребовало больших затрат и усилий, чтобы побеседовать с Соломоном. Евреям времен Иисуса не нужно было никуда ехать, чтобы увидеть Его; Он пришел с неба в их маленький район, чтобы стать их Царем-Мессией. И в их жизни не нашлось места для Того, Кто был гораздо больше Соломона. Языческая царица осудит их в день суда за такое чрезмерное безразличие. В этой главе наш Господь был представлен как Тот, Кто больше храма (ст. 6), больше Ионы (ст. 41) и больше Соломона (ст. 42). Он «больше самого великого и лучше самого хорошего».
К. О возвращении нечистого духа (12:43−45)
(12:43−44) Теперь Иисус в метафорической форме суммирует прошедшее, настоящее и будущее неверующего Израиля. Человек, о котором здесь сказано, представляет народ израильский. Нечистый дух — идолопоклонство, которое было характерно для народа от времен его рабства в Египте до Вавилонского пленения (которое на время исцелило его от идолопоклонства). Это выглядело так, как если бы нечистый дух вышел из человека. Начиная с конца пленения и до описываемого времени евреи не поклонялись идолам. Они были похожи на незанятый, выметенный и убранный дом.
Более девятнадцати столетий тому назад наш Спаситель искал позволения войти в этот пустой дом. Он был полноправным Жильцом, Хозяином этого дома, но люди упорно отказывались впустить Его. Хотя они уже не служили идолам, они не поклонялись и истинному Богу.
Незанятый дом говорит о духовной пустоте — опасном состоянии, как показывают последствия. Преобразований недостаточно. Нужно реально принять Спасителя.
12:45 Со временем дух идолопоклонства примет решение вернуться в дом в сопровождении семи духов, злейших себя. Так как семь — это число совершенства, или полноты, то, наверное, имеется в виду, что наступит полный расцвет идолопоклонства. Это ожидается в будущем, в период великой скорби, когда народ-отступник поклонится антихристу. Поклонение человеку греха и поклонение ему, как Богу,- это еще более ужасная форма идолопоклонства, чем та, в какой был повинен народ в прошлом. И поэтому последнее состояние человека будет хуже, чем первое. В дни великой скорби неверующий Израиль будет терпеть ужасные наказания, и его страдания далеко превзойдут страдания вавилонского пленения.
Часть народа, занимавшаяся идолопоклонством, будет совершенно истреблена при втором пришествии Христа.
«Так будет и с этим злым родом». Тот же самый отступивший, отвергший Христа народ, пренебрегший Сыном Божьим в Его первое пришествие, будет жестоко наказан в Его второе пришествие.
Л. Мать и братья Иисуса (12:46−50)
В этих стихах описывается кажущийся обычным случай, когда родственники Иисуса пришли поговорить с Ним. Зачем они пришли? Марк может дать нам ключ к пониманию этого события. Некоторые из друзей Иисуса решили, что Он не в себе (Мк 3:21,31−35), и, наверное, Его домашние пришли потихоньку забрать Его (см. также Ин 7:5). Когда Иисусу сказали, что Его Мать и братья ждут вне, желая поговорить с Ним, Господь ответил вопросом: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои?» Потом, указав на Своих учеников, Он сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».
Это потрясающее заявление имеет духовный смысл; оно отмечает отчетливую поворотную точку в отношениях Иисуса с Израилем. Мария и ее сыновья представляли народ израильский, кровных родственников Иисуса. До сих пор Его служение было в основном направлено на погибших овец дома Израилева. Но становилось ясно, что Он не будет принадлежать Своему народу. Вместо того чтобы преклониться перед своим Мессией, фарисеи обвинили Иисуса в одержимости сатаной.
Поэтому теперь Иисус объявляет новый порядок вещей. Впредь Его отношения с Израилем не будут руководящим фактором Его действий. Хотя Его сочувствующее сердце будет продолжать ходатайствовать о Своих соотечественниках по плоти, глава 12 дает знать, что Его разрыв с Израилем очевиден. Последствия этого ясны.
Израиль не принял Его, значит Он повернется к тем, кто захочет принять Его. Кровные отношения будут заменены духовными. Послушание Богу приведет мужчин и женщин, будь то евреи или язычники, к несущим жизнь отношениям с Ним.
Прежде чем оставить это происшествие, мы должны упомянуть две точки зрения, касающиеся матери Иисуса. Во-первых, если говорить о доступе в Его присутствие, то очевидно, что Мария не занимала особо привилегированного положения.
Во-вторых, упоминание о братьях Иисуса разбивает в прах учение о том, что Мария была пожизненной девственницей. Их причастность к данному событию делает более обоснованным мнение, что это были действительно сыновья Марии, а потому кровные братья нашего Господа. Эта точка зрения подтверждается такими местами Писания, как Пс 68:9; Мф 13:55; Мк 3:31−32; 6:3; Ин 7:3,5; Деян 1:14; 1Кор 9:5; Гал 1:19).
комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 12 глава