I. УЖАСНОЕ ОПУСТОШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (1:1−11)
Перед нами предстает картина полного опустошения Иерусалима. Стихи 1−11 написаны от лица наблюдателя. Некогда многолюдный город теперь как вдова, князь, сделался данником — идолы бросили его на произвол судьбы, все друзья предали его (ст. 1−2). Из-за грехов своих отправился в изгнание народ, никто уже не приходит поклониться на Сионе (ст. 3−9). Вавилоняне забрали драгоценные сосуды из святилища (ст. 10), народ страдает от голода (ст. 11).
II. ГОРЕСТНЫЙ ПЛАЧ, РАСКАЯНИЕ И МОЛИТВА НАРОДА (1:12−22)
A. Плач (1:12−17)
Этот отрывок повествует о великом несчастии Иерусалима. Стих 12, который стал «классическим выражением скорби», напоминает нам плач Господа над Иерусалимом из-за его упрямого отвержения своего Мессии. Эти слова также соответствуют той атмосфере, которая царила на Голгофе, где умирал Христос: жестокие солдаты, религиозные вожди и бессердечная чернь, устроившая из ужасной казни забавное зрелище.
Иудеи понимают, что сам Господь (ст. 15) навел на них все это зло. И хотя Сион простирает руки свои, взывая о милости, утешителя нет ему, потому что Иерусалим сделался мерзостью среди них.
Б. Раскаяние (1:18−19)
Иудеи признают, что праведен Господь в том, что наказал их изгнанием, потому что народ непокорен был слову Его. Друзья Сиона — языческие народы — обманули его.
B. Молитва (1:20−22)
Евреи молят Бога — «ибо тяжки стоны мои» — чтобы Он воздал их врагам по их злобе и злорадству, полностью осознавая, при этом, свои грехи.
комментарии МакДональда на Плач Иеремии, 1 глава