«Эта книга — немое напоминание о том, что грех, сколько бы он ни сулил радости и удовольствия, приносит с собой бремя вины, горя, несчастья, пустоты и боли; что он — обратная сторона лозунга «ешь, пей и веселись».» Чарльз Р. Свиндолл
Введение
I. Уникальное положение в каноне
В греческом, латинском и английском переводах эта маленькая книга Библии называется просто «Плач». Евреи же называют ее по первому слову глав 1−2,4 — «как» или «увы». Книга состоит из пяти отдельных плачевных песней, объединенных общей темой разрушения Иерусалима Навуходоносором (586 г. до Р. Х) и уникальной структурой — акростихом — в первых четырех главах.
Возможно, для того, чтобы их было легче заучивать наизусть, стихи выстроены в порядке еврейского алфавита: каждый новый стих начинается со следующей буквы. Исключение составляет глава 3, где на каждую букву алфавита приходится по три стиха. Хотя в главе 5 столько же стихов, сколько букв в еврейском алфавите (т.е. двадцать две), она не построена в форме акростиха.
Несмотря на то, что писать в столь узких структурных рамках довольно сложно, автору книги удалось выразить страстный патриотизм и боль, переполнявшую его сердце.
II. Aвторство
Хотя в книге Плач Иеремии не упоминается имя автора, предание издревле указывало на Иеремию — до 18-го века это не вызывало сомнений.
В греческом переводе (Септуагинта) книга Плач Иеремии фактически начинается со вступительных слов, стиль которых дает основание предположить, что они также переведены с древнееврейского: «И случилось, после того как Израиль был уведен в плен, и Иерусалим лежал в руинах, обезлюдивший, Иеремия написал этот плач об Иерусалиме, когда сидел и лил слезы, говоря...» (с этих слов начинается первая глава).
Стиль книги указывает на «плачущего пророка», что соответствует тексту 2Пар 35:25, где сказано, что Иеремия сочинял погребальные, плачевные песни. Тот факт, что автор книги был очевидцем событий, и что трудно предложить более обоснованную «кандидатуру», дает нам право доверять иудео-христианской традиции, которая считает Иеремию автором книги Плач Иеремии.
III. Bремя написания
Описание очевидцем опустошения Сиона настолько ярко и впечатляюще, что дает повод отнести написание книги к самому ближайшему времени после разрушения Иерусалима (около 586 или 585 гг. до Р.Х) — перед тем как Иеремию увели в Египет.
IV. Исторический фон и тема
Падение Иерусалима было временем величайших страданий и боли. Эта страшная катастрофа и стала причиной написания книги Плач Иеремии — плод измученного сердца страдающего пророка.
Плач Иеремии стал своего рода дополнением к его пророчествам. Книга раскрывает невыразимую боль пророка из-за разрушения Иерусалима и храма. Он не гордится тем, что его пророчества исполнились. Напротив, горько оплакивает страдания своего народа.
Кроме слов самого Иеремии, в книге есть тексты, которые выражают:
1. горе оставшихся в живых евреев, ставших свидетелями пленения народа (Иеремия произносит речи от их имени).
2. скорбь Мессии, Который страдал, истекая кровью, и умер на Голгофском кресте (см. например 1:12).
3. страдания остатка еврейского народа, когда ему придется пройти через Великую Скорбь, бедственное время для Иакова.
Содержание
I. УЖАСНОЕ ОПУСТОШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (1:1−11)
II. ГОРЕСТНЫЙ ПЛАЧ, РАСКАЯНИЕ И МОЛИТВА НАРОДА (1:12−22)
A. Плач (1:12−17)
Б. Раскаяние (1:18−19)
B. Молитва (1:20−22)
III. ГОСПОДЬ, НАКАЗАВШИЙ ИЕРУСАЛИМ (Гл. 2)
A. Последствия Божьего гнева (2:1−13)
Б. Причина Божьего гнева: ложные пророки не предупреждали народ (2:14)
B. Насмешки наблюдателей (2:15−16)
Г. Грозные пророчества исполнились (2:17)
Д. Призыв к покаянию (2:18−19)
Е. Молитва о Божьей милости (2:20−22)
IV. ПРОРОК ВЫРАЖАЕТ ГОРЕ И РАСКАЯНИЕ ОСТАТКА (Гл. 3)
A. Божье наказание (3:1−18)
Б. Божьи милости (3:19−39)
B. Призыв к духовному обновлению (3:40−42)
Г. Иеремия скорбит об Иерусалиме (3:43−51)
Д. Молитва пророка об избавлении от врагов (3:52−66)
V. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО ИУДЕИ (4:1−20)
VI. ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО: ЕДОМ БУДЕТ СОКРУШЕН, А ИУДА ВОССТАНОВЛЕН (4:21−22)
VII. ОСТАТОК НАРОДА ВЗЫВАЕТ К БОГУ О МИЛОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ (Гл. 5)
комментарии МакДональда на Плач Иеремии, введение