Б. Иеремия и прогнивший пояс (Гл. 13)
13:1−11 Иуда сравнивается со старым подержанным поясом (набедренной повязкой), который Бог повелел Иеремии спрятать у реки Евфрат. Было время, когда Иуда пользовался особой привилегией пребывать в очень близких отношениях с Богом. Но подобно поясу «унесен» будет и «спрятан». И действительно, из-за своих грехов Иуда оказался в плену — «унесен» был за 500 км в Вавилон и «спрятан» у реки Евфрат. Когда пророк извлек наконец пояс из расселины скалы, тот оказался испорчен, ни к чему не стал пригоден. Отвечая на вопрос, действительно ли Иеремия ходил к Евфрату, Скоуфилд приводит такой полезный комментарий:
«Некоторые сомневаются, что Иеремия действительно ходил к Евфрату, чтобы спрятать там пояс (ремень) — расстояние было немалое, и военные действия усложняли положение. Однако в служении Иеремии были периоды, когда все окрестные страны находились в мире. Поэтому вполне возможно, что Иеремия действительно ходил в Вавилон. В таком случае, он мог легко зарыть пояс у Евфрата по пути в Вавилон и откопать его, возвращаясь домой. Кроме того, еврейское слово, переведенное как «Евфрат», может также читаться как «Вади Фара», что в нескольких милях к северу от Иерусалима. Если это так, то пророк мог зарыть пояс в любое время до начала последней атаки вавилонской армии. Итак, у нас есть веские основания предполагать, что в этом отрывке описываются реальные события, а не видения или плод воображения. Испортившийся пояс Иеремии символизирует Израиль, чья жизнь и служение Богу оказались неудовлетворительными».
13:12−14 Весь народ будет наполнен вином до опьянения — не в прямом смысле этого слова (как думали евреи), а в смысле гнева Всемогущего Бога, который изольется на них до опьянения; люди будут разбиты, словно бутылки. Харрисон замечает по этому поводу: «Иеремия говорит о том, что как алкоголь делает человека медлительным и лишает способности здраво рассуждать, так и грядущие беды заставят людей вести себя подобно пьяным, которые не могут отличить друга от врага и неспособны защитить себя».
13:15−23 Народу обязательно нужно покаяться, иначе плена не избежать. Если народ не воздаст славу Богу, их ожидает темнота и тень смерти; царь и царица будут низвержены, а южные города — осаждены врагами. Вавилонское нашествие опустошит землю, потому что злы деяния Иуды; грех стал его второй натурой.
13:24−27 Для описания отступничества Иуды Бог использует слова только с аморальной коннотацией: прелюбодейства, неистовые похотения, непотребства и мерзости. Харрисон дает такое объяснение этому отрывку:
«Как и все номинальные верующие (независимо от возраста), современники Иеремии не верили, что их постигнут такие ужасные беды. Но пророк без колебания возлагает всю ответственность за это на их плечи и обещает позорное публичное судилище, подобное тому, какому подвергаются проститутки. Горькая ирония заключается в том, что суд над Иудой произведет тот самый народ, расположения которого он так добивался. Из-за того, что Иуда упорно участвовал в бесплодных делах тьмы, Бог выставит напоказ весь его позор, распутство и разврат — ведь Он первый заключил с ним завет любви».
комментарии МакДональда на книгу пророка Иеремии, 13 глава