III. СОВЕТЫ НАСЧЕТ ЖИЗНИ ПОД СОЛНЦЕМ (7:1 — 12:8)
А. Хорошее и лучшее под солнцем (Гл. 7)
7:1 В конце главы 6 звучит мрачная нота: человек не может определить, что для него лучше под солнцем. Но у Соломона есть некоторые представления о том, что хорошо и что лучше. Об этом он рассказывает в главе 7. Фактически, слова хорошо и лучше встречаются здесь чаще, чем в любой другой главе Ветхого Завета.
Во-первых, доброе имя лучше дорогой масти. Доброе имя — это, конечно же, добрый характер. Дорогая масть — нечто драгоценное и ароматное. Идея здесь в том, что даже самые дорогие духи никогда не заменят благочестивой жизни.
Екклесиаст утверждает, что день смерти лучше дня рождения. Это одно из его высказываний, которое заставляет нас строить догадки. Имел ли он в виду общее правило, или говорил только о человеке с добрым именем? Что касается истинных верующих, то это замечание верно. Но оно точно не относится к тем, кто умирает без исповеди и прощения грехов.
7:2 Далее Соломон утверждает, что лучше сходить на похороны, чем на пир. Смерть — конец всякого человека, и, когда мы сталкиваемся с ней лицом к лицу, мы вынуждены задуматься о собственной смерти, которая ждет нас рано или поздно.
Любой думающий человек должен иметь в виду, что смертен, и обрести такое отношение к жизни, которое позволит ему с уверенностью встретить эту неизбежность. В Евангелии говорится о Спасителе, который смертью Своей нанес поражение тому, кто несет смерть, то есть дьяволу, и который избавляет всех тех, кто, в страхе смерти, обречен на пожизненное рабство (Евр 2:14−15).
7:3 Еще один вывод: сетование лучше смеха. Екклесиаст был убежден, что серьезный настрой полезнее, чем легкомыслие. Серьезное размышление заостряет ум и помогает решать великие жизненные проблемы, тогда как ветреность — это пустая трата времени, она мешает людям постичь важное.
Я прошел милю с Радостью;
Она болтала всю дорогу,
Но от всего, что она сказала,
Я не стал мудрее.
Я прошел милю с Печалью,
И она не сказала мне ни слова;
Но сколько всего я узнал у Печали,
Пока она шла со мной!
Роберт Браунинг Хэмилтон.
При печали лица сердце делается лучше. Это один из жизненных парадоксов: радость может сосуществовать с печалью. Даже языческие философы приписывали страданиям и печали терапевтические свойства. Но то, что лишь в какой-то мере справедливо для неверующего, является славной истиной для детей Божьих. Печали и страдания — средство развития хороших качеств в их жизни. Они придают новое понимание страданий Христа. Они помогают человеку утешать других, проходящих через похожие испытания. И они — залог будущей славы (Рим 8:17).
7:4 Разум мудрого остается спокойным и уравновешенным перед лицом смерти. Он может справиться с печалью и давлением, потому что корни его глубоки. Глупые не умеют справляться с серьезными кризисами. Он пытаются заглушить печальные звуки жизни смехом и весельем. Они избегают больниц и кладбищ, потому что им не хватает душевной глубины для сопротивления давлению жизни.
7:5 У Соломона есть и другие идеи насчет того, что лучше. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых. Конструктивная критика наставляет, исправляет и предупреждает. Пустые слова глупцов не имеют никакого значения.
7:6 Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом — он громок, шумен, но не продуктивен. Терновый хворост ярко вспыхивает, производит много треска, но это плохое топливо. Оно быстро сгорает и дает мало тепла. Это бесполезный шум, одна видимость.
7:7 Даже мудрый может поступать глупо, когда становится обманщиком и притеснителем. Он одержим стремлением к власти и теряет уравновешенность и сдержанность. Все, кто берет взятки и позволяет себя подкупить, предают свой собственный ум. Принимая подарки, они утрачивают способность к здравому и беспристрастному суждению.
7:8 Соломон считал, что конец дела лучше начала его. Возможно, он думал об инерции, которую часто приходится преодолевать, чтобы начать какое-то дело, и о том, сколько усилий и дисциплины требуется на первых порах. Когда же дело завершено, человек чувствует удовлетворение от достигнутого.
Но не нужно обладать большой проницательностью, чтобы понять: это не всегда так. Конец праведных дел действительно лучше, чем начало, но конец греха — хуже. Последние дни жизни Иова были лучше начала (Иов 42:12), но конец грешников невероятно ужасен (Евр 10:31).
Екклесиаст был более прав, когда утверждал, что терпеливый лучше высокомерного. Терпение всегда является добродетелью, в то время как гордость — причина всех зол. Терпение делает человека угодным Богу (Рим 5:4), в то время как гордость осуждает его на погибель (Притч 16:18).
7:9 Далее нас предостерегают от поспешного гнева. Недостаток самоконтроля свидетельствует об очевидной слабости характера. Кто-то сказал: вы можете составить себе представление о масштабе личности человека, увидев, что может вывести его из себя. Лелея свою обиду и недовольство, мы сами себя выставляем глупыми. Умные люди не портят себе жизнь таким бессмысленным поведением.
7:10 Другая разновидность глупого поведения — жить прошлым. Если мы постоянно твердим о «старых добрых временах» и желаем их возвращения, мы живем в нереальном мире. Лучше принимать жизнь такой, какая она есть, и жить победоносно, несмотря ни на что. Лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту.
7:11 Мысль Соломона о мудрости и наследстве можно понимать по-разному. Во-первых, хороша мудрость с наследством (НКИ; НАСБ); она позволяет наследнику мудро поступить с ним. Во-вторых, хороша мудрость как наследство (ДжНД); если бы человек сам мог выбирать свое наследство, мудрость стала бы хорошим выбором. В-третьих, мудрость не менее хороша, чем наследство; она — источник богатства. Она выгодна для видящих солнце, то есть для живущих на земле. Это объясняется в стихе 12.
7:12 Мудрость подобна серебру в том, что дает защиту и безопасность. С помощью денег человек может застраховать себя от физических и финансовых потерь, а мудрость дает защиту от морального и духовного ущерба. Вот почему мудрость лучше; она хранит жизнь своего обладателя, а не только его материальное состояние.
Когда мы помним, что Христос есть мудрость Бога и что те, кто находит Его, обретают жизнь, бесконечное превосходство мудрости становится очевидно. В Нем скрыты все сокровища мудрости и знания (Кол 2:3).
7:13 Мудрый человек должен смотреть на то, как Бог, в Своей высшей власти, управляет событиями. Если Он что-то сделал кривым, кто может выпрямить это? Иначе говоря, кто может противостоять Его воле? Его постановления неизменны, люди ничего не могут сделать с ними.
7:14 Руководя нашей жизнью, Бог посылает нам моменты процветания и моменты трудностей. Когда наступает момент благополучия, мы должны радоваться и наслаждаться им. В дни несчастья же мы должны понимать, что это Бог посылает нам хорошее и плохое, счастье и беду, так что человек не знает, что будет с ним дальше. Это может быть и милость, и огорчение.
Возможно, здесь имеется в виду также, что Бог смешивает хорошее и плохое, чтобы люди не могли винить Его ни в чем.
В любом случае, это явно выводы человека, живущего под солнцем. Они не поднимаются выше уровня плоти и крови.
7:15 Мы говорим: «Всего насмотрелся я», подразумевая, что мы видели много неожиданного, парадоксального и удивительного. Вероятно, и Соломон имеет в виду то же самое. За свою бессмысленную жизнь он насмотрелся всяческих противоречивых событий. Он видел, как праведники умирали молодыми, а нечестивые доживали до глубокой старости.
7:16 Так как Екклесиаст не мог выявить определенной связи между праведностью и благословением с одной стороны, и грехом и наказанием с другой, он решил, что лучше всего избегать крайностей. Этот неглубокий, небиблейский вывод известен как «правило золотой середины».
Избегая крайней праведности и крайней мудрости, можно избежать преждевременной кончины. Конечно же, это не так. Бог велел Своему народу не грешить (1Ин 2:1). И Он гарантирует верующим бессмертие, пока они не завершат свое дело.
7:17 Другая опасность, по мнению Соломона, заключается в чрезмерном грехе. Грешник тоже может умереть преждевременно. Следовательно, лучше найти золотую середину. Это идеал, к которому мы должны стремиться, говорит Екклесиаст.
Понятно, что все это рассуждения человека, а не Божье откровение. Бог не может поощрять грех. Его правило — совершенство.
7:18 Согласно Екклесиасту, лучшая политика — держаться одного и не отнимать руки от другого, избегая и роковой судьбы чрезмерных праведников, и саморазрушения грешников. Тот, кто боится Бога (ходит посередине), избежит обеих опасностей.
Бог ошибочно представлен здесь как любитель умеренности во всем — в грехе и праведности. Но это рассуждения Соломона, сделанные под солнцем. Если не помнить об этом, нас может озадачить такая мирская философия.
7:19 Соломон полагает, что мудрость делает сильнее и обеспечивает человеку больше защиты, чем десять властителей — городу. Это просто означает, что мудрость важнее, чем вооруженная мощь. Бог не обязательно стоит на стороне больших батальонов.
7:20 В оригинале этот стих начинается с «потому что», и это указывает, что он связан с какой-то предыдущей мыслью. Но с какой? А связь такова: нам нужны все блага мудрости, описанные Екклесиастом, потому что мы все несовершенны. Никто не обладает абсолютной праведностью сам по себе, нет человека, который делал бы добро и не грешил.
Обычно считается, что стих 20 учит нас идее всеобщности греха, и это уместное его применение. Но в данном контексте, утверждает Леупольд, стих объясняет, почему нам надо придерживаться ранее описанной мудрости.
7:21 Здоровое чувство собственного несовершенства помогает нам выдерживать критику. Если мы слышим, что раб злословит нас, хоть он и находится ниже по социальному статусу, мы всегда можем радоваться, что он не знает нас лучше, потому что тогда ему было бы еще что сказать!
Когда Семей проклинал Давида, Авесса хотел отрубить ему голову, но реакция Давида показывает, что проклятия Семея, возможно, были не совсем беспочвенными (2Цар 16:5−14).
7:22 Мы всегда должны помнить, что виновны в том же. Много раз мы сами злословили других в своем сердце. Вряд ли мы можем ждать совершенства от других, когда сами так далеки от совершенства.
Это одно из разочарований перфекциониста. Он хочет, чтобы все и все были совершенны, но он живет в несовершенном мире и сам не может достичь той цели, которую ставит перед другими.
7:23 Екклесиаст, с помощью своей несравненной мудрости, проник во все сферы жизни. Он хотел быть достаточно мудрым, чтобы решить все загадки и проникнуть во все тайны мира. Но, так как он проводил все свои исследования без Бога, он так и не смог найти ответа. Без особого откровения жизнь кажется неразрешимой загадкой.
7:24 Объяснения остаются далекими, недоступными и чрезмерно глубокими. Мир полон загадок. Царство неизведанного остается неизученным. Нас окружают разнообразные тайны и вопросы без ответов.
7:25 Несмотря на то, что ответов найти не удалось, Соломон упорно искал большей мудрости и решения человеческого уравнения. Он хотел понять нечестие глупости, невежества и безумия, то есть, почему люди предаются дебошам и ведут себя постыдно.
7:26 В этой связи он особенно думал о распущенной женщине или блуднице — женщине, чье влияние горче смерти. Она все время думает о том, как уловить мужчин; ее объятья подобны цепям. Тот, кто желает быть угодным Богу, избежит ее ловушки, но человек грешный окажется на ее пути и будет уловлен ею.
Возможно, женщина здесь символизирует мир или мудрость мира сего (Кол 2:8; Иак 3:15).
7:27,28 По-видимому, в стихах 27−29 выражено общее разочарование Соломона людьми. Когда он встречался с человеком, то ожидал от него многого, но потом, узнав его получше, утрачивал надежду. Никто не соответствовал его идеалу. Допустим, он видел кого-нибудь, кто был довольно привлекателен. Он думал: Надо получше познакомиться с этим человеком. Я хотел бы подружиться с ним. Но чем ближе он узнавал нового знакомого, тем больше разочаровывался в нем. Он увидел, что совершенных незнакомцев не бывает, а знакомство ведет к презрению.
Соломон решил подсчитать количество друзей, которые полностью удовлетворили его и не разочаровали его надежд. Из всех, кого он знал, сколько человек оказались его «братьями по духу»?
Он неустанно искал совершенного человека, но не встретил ни одного. Все, кто ему встречался, имели какие-то недостатки или слабости.
Он обнаружил, что хорошие мужчины — редкость, а хорошие женщины — тем более. Он нашел одного мужчину из тысячи, который приблизился к его идеалу и стал верным, надежным, бескорыстным другом.
Но ему не удалось найти ни одной женщины из тысячи, которая показалась бы ему хотя бы близкой к совершенству. Он не нашел женщину между всеми ими. Такое выражение мужского шовинизма кажется нам сегодня непонятным и оскорбительным, но это потому, что мы судим на основании христианских принципов и ценностей. Для ортодоксального иудея, который каждый день благодарил Бога за то, что не родился женщиной, подобное не казалось шокирующим. Не шокирует это и представителей других культур, где на женщин смотрят как на рабынь или как на собственность.
Комментаторы изыскивают много способов сгладить резкость этих слов Соломона, но все их благие намерения ни к чему не приводят. Дело в том, что Екклесиаст, скорее всего, говорит то, что думает. И до сих пор его взгляды разделяют по всему миру мужчины с мирским и плотским представлением о жизни.
Отношение Соломона к женщинам было поразительно однобоким. Дж. Кемпбелл Морган предлагает более уравновешенный взгляд, когда пишет: «Женщины оказывают очень сильное влияние, положительное или отрицательное. Однажды я слышал, как один очень проницательный наблюдатель сказал: ни одно великое движение в истории человечества не способствовало его развитию так сильно, как женское влияние. Я не знаю, возможно ли подтвердить такое заявление; но я верю, что оно вполне правдоподобно. Правда и то, что пагубное влияние некоторых женщин на человечество тоже было ужасно. Когда женщины народа благородны, народ силен. Когда они развращены, народ обречен на гибель. Женщина — последний оплот добра или зла. Она может быть невероятно сострадательной — или невероятно жестокой». Позже Соломон исправился, создав один из прекраснейших гимнов женщине в литературе — Притчи 31. В Книге Екклесиаста он пишет с земной точки зрения человеческих предрассудков, а в главе 31 книги Притчей — с высот Божьего откровения.
С пришествием христианской веры женщина достигла высшего достоинства и уважения. Господь Иисус — ее вернейший Друг и Освободитель.
7:29 Размышляя о бесконечных разочарованиях в людях, которых он встречал, Екклесиаст приходит к справедливому выводу: человек утратил свое первоначальное положение. Это верно! Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Но человек пустился в греховные помыслы, которые запятнали и исказили Божий образ в нем.
Даже в греховном состоянии человек по-прежнему интуитивно жаждет совершенства. Он ищет совершенного спутника жизни, совершенную работу, совершенное окружение. Но не может найти совершенство ни в себе, ни в других. Проблема в том, что поиск происходит под солнцем. Единственная совершенная жизнь, прожитая на этой земле, — жизнь Господа Иисуса Христа. Но теперь Он пребывает выше солнца, вознесен по правую руку Бога. Только Христос, по воле Бога, может утолить человеческую жажду совершенства — никто иной, ничто иное.
комментарии МакДональда на книга Екклезиаста, или Проповедника, 7 глава