Псалом 36: Подлинный мир
Давид в своей жизни много пострадал от рук безбожных и бессовестных людей. Теперь, уже в старости, он делится советами о том, как себя вести, когда мы становимся жертвами злобных интриг и ядовитых языков.
36:1−2 Прежде всего, мы не должны позволять злодеям нарушить наше душевное равновесие. Опасность состоит в том, что мы, улегшись вечером спать, начнем снова прокручивать в уме недавний возмутительный случай. Сперва мы вспомним, что сказали и сделали наши обидчики, потом — что мы на это ответили, и тогда уж примемся сожалеть, что сразу не сообразили, как нужно было дать отпор! Очень скоро наш желудочный сок превратится в разъедающую серную кислоту, а мы будем ворочаться с боку на бок и вздыхать, думая о том, когда же, наконец, придет сон! Наши переживания вредят только нам самим и ни к чему хорошему привести не могут. Мы не должны поддаваться этому искушению!
И что бы ты ни делал, предостерегает Давид, не завидуй беззаконным! Этот земной мир — единственный рай для них. Они скоро будут подкошены косой Божьего воздаяния, и все их блестящие достижения увянут и превратятся в прах.
36:3 Это была негативная форма совета — не раздражайся из-за них и не желай оказаться на их месте. Переходя теперь к позитивной форме, первое, что необходимо — это уповать на Господа и делать добро. Такое упование отнюдь не подразумевает безосновательный, легкомысленный оптимизм, надежду, что все как-нибудь утрясется. Напротив, оно требует глубокой и твердой веры в Бога, обещавшего наказывать безбожных и вознаграждать праведных. Его Слово никогда не бывает ложным. Верующие действительно будут обитать на земле, обретя мир и покой. Несмотря на всю враждебность и злобу бесов или людей, ни одна овца Христова не пропадет (Ин 10:27−29). Обитель в доме Отца обязательно дождется всякого, кто верует во Христа (Ин 14:1−6).
Джон Уэсли однажды выслал финансовую помощь своему другу, священнику, которого звали Самуил Бредберн. Вложив в конверт пятифунтовую банкноту, он написал: «Дорогой Сэм! Уповай на Господа и делай добро; так ты будешь обитать на земле и поистине ни в чем не будешь нуждаться». Вредберн прислал ответ с выражением благодарности, где написал: «Меня часто изумляла красота стиха из Писания, приведенного в твоем письме, но, должен признаться, я никогда еще не встречал такой убедительной иллюстрации к этой цитате».
36:4 Но предположим, что вами овладело великое стремление совершать определенное служение для Господа. Вы чувствуете уверенность, что Он руководит вами, и ваша единственная цель — славить Его. Однако могущественные противники вам мешают, создают препятствия и вредят вам на каждом шагу. Как вам поступать в подобных случаях? Ответ состоит в том, чтобы утешаться Господом, зная, что в предначертанное Им время Он исполнит желания сердца твоего. Вам нет нужды отвечать ударом на удар. «Ибо не ваша война, а Божия» (2Пар 20:15). «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх 14:14).
36:5−6 Или, может быть, ваши слова искажают, на вас клевещут и накладывают ложные обвинения. Если бы во всей этой критике была хоть какая-то крупица истины, вам бы не было так тяжело ее слышать. Но это абсолютно беспочвенные и лживые наветы. Как вам быть? Нужно вверить все это дело Господу. Переложите ваше бремя на Него. Предоставьте Ему действовать за вас, и тогда вы будете полностью реабилитированы. В конечном счете всем станет совершенно ясно, что вы ни в чем не виноваты. Барнс пишет:
«Если вас оклеветали, если вашу репутацию порочат, стараются бросить на нее тень словно от тучи, если вас очернили такие козни безбожных людей, которым вы противостоять не в силах — тогда, коль скоро вы предоставите разбираться в вашем деле Богу, Он защитит вашу честь, рассеет тучи, и ваша репутация и все ваши побуждения засияют своей чистотой, как под лучами солнца в безоблачный день».
36:7−8 Предав путь свой Господу, следующим, что нужно делать — это спокойно надеяться на Него. Поскольку Он несет наше бремя, нам нет необходимости тоже его нести. А ведь очень часто мы именно это и делаем. Нерешительно переложив наши заботы на Господа, мы при любой неожиданности поспешно взваливаем их снова на себя.
Воля Божья мне известна:
Чтобы я покойно жил,
Чтобы все свои заботы
На Него переложил.
Но, увы, я неразумен —
Если в дверь стучат нежданно,
Вновь впрягаюсь в воз забот,
И тревожусь неустанно.
Т. Вэйрд
И надейся на Него. Отметим, как все источники духовных сил верующего поочередно отождествляются с Господом:
Уповать на Господа (ст. 3).
Утешаться Господом (ст. 4).
Предать путь свой Господу (ст. 5).
Покориться Господу (ст. 7а).
Надеяться на Господа (ст. 7б).
Иногда для нас исполнить это труднее всего. Просто ждать и надеяться мы совсем не любим! Но истинная вера ждет с полной уверенностью, что Бог в силах исполнить обещанное (Рим 4:21).
И во второй раз Давид говорит: «не ревнуй...» Для чего здесь этот повтор? Разумеется, для необходимого усиления. Даже после решения не расстраиваться из-за того, как с нами обращаются, мы зачастую готовы вернуться в своих размышлениях к этому вопросу и снова взбаламутить весь осадок. Но ведь это и бессмысленно, и просто вредно. Даже если нечестивый успевает в пути своем — даже если преуспеяние дается человеку лукавствующему, злокозненному — христианина это не должно выводить из эмоционального равновесия, не должно вызывать у него гнев, возмущение, злобу и ненависть. Если мы позволим себе предаваться подобным настроениям, они могут в конце концов привести нас к несдержанным словам и действиям. А тогда мы сами станем беззаконными.
36:9−11 Грядет день, когда вся несправедливость на земле будет исправлена.
Тогда все делающие зло истребятся, а доверившиеся Богу святые обретут все благословения, которые Им обещаны. Не так уж много времени пройдет до тех пор, когда нечестивые исчезнут. Тогда, как бы мы ни искали их в их обычных местах обитания, все поиски будут тщетны! В тот день кроткие наследуют землю и во всей полноте насладятся невиданным благоденствием на ней. Когда придет этот день? Для Церкви он наступит тогда, когда Спаситель, грядущий на облаках, заберет народ Свой, ждущий Его, в его небесную обитель. Для верующего остатка Израиля и для множества народов он начнется тогда, когда Господь Иисус вернется на землю, чтобы произвести опустошение в рядах Своих врагов и установить тысячелетнее царство мира. В Нагорной проповеди Иисус, предвосхищая наступление этого дня славы, говорил: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5).
36:12−13 А до тех пор мошенники, вымогатели и притеснители вынашивают свои замыслы против сынов Божиих. Они проявляют величайшую враждебность к тем, кто любит Господа. Но Иегова не беспокоится, слыша, как они скрежещут зубами своими. Он знает, что день возмездия близок. Благо для нас, если мы сумеем смотреть на своих врагов с такой же отстраненной невозмутимостью, если сумеем, как сказал кто-то, отойти от мира мелких людей.
36:14−15 Нередко кажется, что «истина всегда на эшафоте, а ложь на троне царствует всегда». Нечестивые хорошо вооружены и хорошо подготовлены к противоборству. Праведные, по сравнению с ними, выглядят совсем неподготовленными и слишком наивными. Но в сфере нравственности непреложно действуют определенные законы. Путь преступившего их в конце концов приводит к несчастью. Грехи рано или поздно обязательно вернутся к грешнику. Люди не могут вечно отмежевываться от своих грехов. Неизменно действует эффект бумеранга: меч их войдет в их же сердце. Их оружие отказывает, когда оно нужнее всего: луки их сокрушатся.
36:16 Скудное достояние праведника все-таки лучше, чем несметные богатства многих нечестивых, ведь у святых есть Господь, а у грешников Его нет. Священнописатель Послания к Евреям, перечислив все несравненные сокровища, которые верующий обретает во Христе, добавляет с долей парадоксальности: «имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: 'не оставлю тебя и не покину тебя'» (Евр 13:5).
36:17−18 Мышцы нечестивых (то есть их сила) сокрушатся. Совсем другое ждет праведников. Господь дает им силы из неисчерпаемого источника. Он знает все дни непорочных, все, что наполняет эти дни, и к чему они в конечном счете приведут. Он знает, что наследие праведных пребудет вовек — это их достояние, нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для всех тех, кто силой Божией через веру оберегается для спасения, готового открыться в последнее время (1Пет 1:4,5).
36:19 Святые не будут постыжены в своей вере, когда придут трудные времена. У них есть сокровенные духовные богатства, чтобы пережить эти времена. В дни нужды у них будет особого рода изобилие. Прежде всего, они давно научились жить жертвенной жизнью, поэтому не будут слишком страдать, когда житницы оскудеют. Но кроме того, у них есть Господь, Который может приготовить трапезу в пустыне. Им дана привилегия увидеть чудеса Бога, питающего их; есть особенная, неизъяснимая сладость в такой манне небесной.
36:20 А нечестивые погибнут. На протяжении всего этого псалма слышится погребальный звон — это отпеваются враги Господни. Они названы так: нечестивые, делающие беззаконие, злодеи, те, кто успевает на пути своем, лукавствующие, те, кто злоумышляет, враги Господа, проклятые Господом, потомство нечестивых и беззаконники. Слово «нечестивые» (нечестивцы) употребляется в данном псалме четырнадцать раз [в Синод. — тринадцать. — прим. перев.] и составляет один из его лейтмотивов.
Враги Господа — словно пышная краса пастбищ и лугов. Вот они обильно покрылись полевыми цветами и зеленью; а вот уже скошены косой или зачахли при наступлении суровой поры. Эфемерные, они исчезнут, как дым.
36:21 Нечестивый берет взаймы и не отдает. Здесь возможны два смысла: он не спешит отдавать деньги, либо просто не может. Но почему он, при всех его богатствах, не может вернуть долг? Ответ заключается в том, что он всегда переоценивает свои активы. В своей жадности он начинает спекулировать деньгами. Когда спекуляция лопнет, он будет занимать деньги для покрытия убытков. Это старая история о кредитах для выплаты долгов. Он строит свою кредитную пирамиду, а потом, когда приходит время расплаты, он в отчаянии подпирает ее чем попало. За видимостью процветания кроется финансовая пропасть.
Хотя праведник зачастую далек от финансового преуспевания, он невероятно щедр, и всегда видит благословение в том, чтобы отдавать, а не брать. Он доказывает, что у верующего, который действительно стремится отдавать, никогда не возникнет недостатка средств для этого. Как учит Павел:
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор 9:8).
36:22 Удел праведных и нечестивых обусловлен их взаимоотношениями с Господом. Те, кто оправдан верою — это люди, благословенные Господом; им будет принадлежать земля. Те же, кто отказался от предложенного Богом спасения, сами себя обрекли на незавидную участь быть проклятыми Богом; они будут уничтожены.
36:23−24 Господом утверждаются стопы такого человека... Хотя слово «такого» в тексте оригинала отсутствует, этот смысл, бесспорно, подразумевается в стихах 23 и 24. Бог предопределяет и благоустраивает пути человека, который живет в общении с Ним. Им утверждаются стопы того, чьи пути Ему благоугодны. Хотя такой человек может проходить через испытания и беды, они никогда не поглотят его, ибо Господь поддерживает его за руку. Верно также, что праведный человек, если впадет в грех, не будет оставлен Господом, хотя в данном стихе не идет речь именно о таком падении.
36:25 На протяжении всей жизни Давида — а он уже состарился, когда это писал — он ни разу не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. Если кто-нибудь возразит, что знает случаи, когда подобное все-таки происходило, то мы хотели бы сделать два замечания. Во-первых, Давид, может быть, говорит о том, что никогда не видел, чтобы праведник был окончательно оставлен. Во-вторых, Давид здесь может утверждать общий принцип, не отрицая возможности отдельных исключений. В Писании такое бывает часто. В нем делаются обобщенные утверждения, описывающие обычное, нормальное действие духовных законов. Исключения не опровергают эти общие правила.
36:26 Отнюдь не испытывая нужды посылать своих детей просить милостыню, праведный человек, напротив, часто творит милостыню и взаймы дает. Следуя Слову Божиему, он отличается трудолюбием, скромностью и бережливостью. Он много работает, неприхотлив в потреблении, избегает излишеств, бережет ресурсы и, извлекая таким образом максимум из своих средств, способен помогать нуждающимся. Потомство его будет благословенно, потому что в совершенстве усвоило эти уроки в родительском доме, и следует им на протяжении всей своей жизни.
36:27 Данный стих принадлежит к числу тех библейских стихов, которые, на первый взгляд, учат о спасении через дела. Из таких мест Писания, как Еф 2:8−10 и Тит 3:5, мы знаем, что думать так было бы неверно. Мы должны прийти к тому выводу, что человек, коль скоро он спасен, непременно будет делать добро, и что лишь такие верные святые будут существовать вечно.
36:28 Господь любит правду, и Его праведность подразумевает, что святых Своих Он будет сохранять вовек. Речь идет не о том, что эти святые заслужили вечную жизнь, а о том, что Христос умер, искупив их для жизни вечной, и что Бог должен действовать согласно этому искуплению.
Псалмопевцу радостно размышлять о безопасности верующих (см. стихи 18,24,28 и 33). Все, кто рожден свыше через веру в Господа Иисуса Христа, знают в силу авторитета Слова Божиего, что они спасены вовек. Ф. У. Диксон пишет:
«Если вам не хватает уверенности, есть только один способ обрести или вернуть ее — принять Слово Божие. Примите его и верьте в него. Бог сказал, что мы — Его; что мы в абсолютной безопасности, мы хранимы, и что Он никогда не допустит нашей погибели; принимайте это целебное средство в неограниченных количествах». Но притом, что праведные вовек сохранятся, потомство нечестивых истребится. Печальное дело — размышлять об участи неспасенных. Каково это — навеки быть отлученным от Бога, от Христа и от всякой надежды?
36:29 Главным упованием Израиля была жизнь на земле под владычеством Мессии. У благочестивых иудеев, впрочем, была также надежда на жизнь небесную (Евр 11:10), но в целом ветхозаветная эпоха сосредотачивалась на материальных благословениях на земле Израиля в золотом веке мира и процветания. Когда мы читаем, что праведные будут обитать на земле вовек, необходимо понимать, что земное Царство Христа будет длиться одну тысячу лет, а затем сольется с Его вечным Царством. Возможно, в вечности искупленный Израиль будет обитать на новой земле, предреченной в Откр 21:1; если это так, то обетование о владении землей вовек можно понимать буквально.
Противопоставление праведных нечестивым продолжается.
36:30−31 В речах праведного человека изобилует премудрость. Он изрекает истины здравые, основательные, основанные на Библии. Он говорит правду — не лжет и не обманывает. Он постоянно размышляет над Словом Божиим, и благодаря этому не поколеблются стопы его в сторону греха и позора. Как отмечал Сперджен, у него есть:
«лучшее достояние — закон его Бога, в лучшем месте — у него в сердце, и приносит оно лучший результат — его стопы не поколеблются».
36:32,33 Нечестивый подсматривает, поджидая возможность нанести удар безвинному и уничтожить его. Но Иегова не оставит безвинного во власти врагов и не допустит, чтобы его объявили виновным, если дело дойдет до суда над ним. Бог — Хранитель и Защитник всего Своего народа.
36:34 Поэтому лучшая линия поведения для нас — вера (уповай на Господа) и послушание (держись пути Его). Нет другой возможности быть счастливым в Иисусе!
Но это еще не все. В шестой раз псалмопевец обещает, что именно эти люди унаследуют землю. Затем он добавляет еще одно подтверждение. Когда будут истребляемы нечестивые, единственной ролью верующих будет роль зрителей.
Это ужасное зрелище не принесет им радости, однако сами они будут освобождены от всякого осуждения.
36:35 Давид был внимателен и восприимчив, наблюдая человеческую жизнь. Однажды он проследил путь нечестивца, обладающего властью человека, который преуспевал подобно укоренившемуся многоветвистому дереву. Очевидно, смысл в том, что такое дерево никогда не страдало от пересадки в другую почву. Оно хорошо укоренилось на той почве, в которую было изначально посажено, и поэтому стало пышным и могучим. Подобным образом, нечестивец сделался могущественным и процветающим.
36:36 Но когда Давид в следующий раз оказался в этой местности, того человека уже там не было. Давид искал его, но не смог нигде найти. Он процветал недолго. Могущество его было лишь на краткий срок, а затем сгинул он сам и вместе с ним — все его могущество и преуспеяние.
36:37−38 Псалмопевец наставляет нас наблюдать за праведным, непорочным человеком, отмечая, как разительно отличаются от него беззаконники. У праведника есть будущность, это мир, тогда как у нечестивых нет будущего, они все истребятся. И праведные, и нечестивые порождают долгую череду своих физических потомков. Толак говорит о человеке, будущность которого есть мир: «В конце концов, такой человек обретет благо». Но для нечестивых этих обетований завтрашнего дня не существует.
36:39−40 Главное благословение в жизни праведников — это их приобщение к Богу. Бог — их Спаситель, их сила в бедственную пору. Ничего удивительного, что христиане интуитивно тянутся к Нему во время скорби! Они видят, что Он помогает им, избавляет от бед и спасает, ибо они на Него уповают. У вас сейчас беда? Уповайте на Него. Он вас выручит!
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 36