Псалом 30: В руки Твои
Стих 6 псалма 30 выделяется своей прямой ассоциацией со страдающим, умирающим Агнцем Божиим, ведь именно эти слова были Его последними словами на кресте:
«Отче! в руки Твои предаю дух Мой»
(Лк 23:46).
Разумеется, тот факт, что один стих некоего псалма явным образом связан с Мессией, еще не означает, что такая связь должна существовать и со всеми остальными его стихами. Тем не менее, если говорить именно об этом псалме, то каждый его стих, судя по всему, имеет хотя бы некоторое отношение к Мессии.
Впрочем, при анализе данного псалма возникает одна проблема. Он не прослеживает страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса в хронологическом порядке, а переходит от Страстей к Воскресению и обратно. Но мы должны помнить, как указывал К. С. Льюис, что «псалмы — это стихи, причем стихи, предназначенные для пения; это не доктринальные трактаты и даже не проповеди».
Мольба об избавлении (30:1−6а)
30:1−2 В начальных стихах псалма Господь Иисус молится Своему Отцу с креста. Как совершенный человек, Он всегда во всем полностью полагался на Бога. Ныне, в час Его глубочайших страданий, Он подтверждает Свое упование на Господа, как Свое единственное и вседостаточное Святилище. Он просит, чтобы Ему никогда не постыдиться того, что Он во всем полагался на Бога Отца. Это очень сильная молитва, говорящая Богу, что слава Его имени неразрывно связана с воскресением Его Сына.
Для Отца воскресение Господа Иисуса из мертвых станет актом Его праведности. Иначе Спаситель предстал бы жертвой чрезмерной уверенности и тем самым был бы унижен.
30:3−4 Прибегнув к выразительному антропоморфному сравнению, одиноко страдающий Спаситель умоляет Бога снизойти к Нему на Голгофу, приклонить ухо Свое; далее Он просит Бога внять Его настойчивым мольбам и поспешить избавить Его. Еще Он просит Бога быть Его каменною твердынею, непоколебимой и неизменной, Его незыблемой крепостью, в которой можно укрыться от любой опасности.
Разумеется, Бог — уже Его каменная гора и ограда, единственный Его дом прибежища.
Нет мне прибежища другого, К Тебе младенцем льнет душа моя, Не оставляй меня без очага и крова, Без дома, где жива любовь Твоя.
Чарльз Уэсли Христос еще раз соотносит Свою мольбу с той идеей, что речь идет о славе Божией. Ради имени Твоего води меня и управляй мною. Разве Бог не обещал спасать праведников? Воистину обещал! И сейчас это призыв к Нему прославить Свое имя, избавив Господа Иисуса Христа от смерти для Его воскресения и воцарения на небесах во славе.
30:5 Для Спасителя коварно поставили сеть смерти, чтобы захватить и удержать Его. И теперь Христос взывает к Богу, чтобы Он вывел Христа из сети, спас Его от могилы, ибо Иегова — Его крепость, твердыня и оплот.
30:6а Лука пишет, что Иисус произнес слова первой части стиха 6 громким голосом. Никто не отнимал жизнь у Христа; Он отдал ее добровольно, совершенно ясно понимая, что делает. С тех пор на протяжении столетий эти слова повторяли перед лицом смерти святые Божии — такие люди, как Мартин Лютер, Джон Нокс, Ян Гус и десятки других.
Мольба о воскресении (30:6б-9)
30:6б−7 В середине стиха 6 имеет место отчетливо видный переход — от смерти к Воскресению, от мольбы к вознесению хвалы. Верный Своему Слову Бог избавил Святого Своего от смерти и могилы. Это стало прославлением и оправданием веры Его Сына в Бога живого; те, кто почитает суетных идолов, не заслуживают ничего, кроме презрения Иеговы!
30:8−9 Теперь к небесам взмывает песнь хвалы за ту неизменную любовь, которая осеняла возлюбленного Сына Божиего в Его бедствии. Это любовь, которая полностью отдает себе отчет о Его противниках, отказывается предать Его во власть врага, любовь Бога, Который вывел Спасителя из могилы и поставил ноги Его на пространном месте, а называется это место «земля Воскресения».
Глубокое горе (30:10−14)
30:10−11 Но затем мы возвращаемся к жизни нашего Господа до суда над Ним и распятия. Мы сможем услышать молитвы Мужа скорбей, встречающего жгучую ненависть грешников. Отвергнутый и презираемый людьми, Он в Своем горе обращается к Иегове и просит Его милосердно проявить участие. От невыносимой горести у Него запали глаза, а Его душа и утроба чахнут от плача. Он изнурен и изможден в Своей печали и стенаниях. Несчастье лишило Его остатков сил, и самые кости Его словно бы истончились. Единственный способ соотнести фразу «изнемогла от грехов моих сила моя» с безгрешным Спасителем — понимать ее как указание на наше беззаконие, которое Он принял на Себя, когда понес грехи наши. В противном случае этот стих не имеет мессианской трактовки.
30:12−14 Терпеливо страдающий Спаситель далее рассказывает, что стал мишенью нескрываемого презрения со стороны всех врагов Своих и жупелом для соседей. Настолько, что они готовы перейти на другую сторону улицы или юркнуть в подворотню, едва завидев Его. Воспоминания о Нем быстро изгладились из их памяти, как если бы Он был сосуд разбитый. Он слышит распространяемые о Нем клеветнические сплетни. Днем и ночью Его подстерегает ужас — против Него замышляют недоброе, хотят убить Его.
Такая картина издевательства и мучений выглядела бы достаточно печально в отношении любого человека. Но что мы должны сказать, узнав, что она изображает положение Создателя вселенной, Господа жизни и славы!
Мольба о спасении (30:15−19)
30:15−18а Печаль и воздыхания уступают место молитве, исполненной веры. Тот, Кого отвергли люди, исповедует Иегову как Свое упование и Бога Своей жизни. Неизъяснимое утешение Он находит в той мысли, что дни Его — в руке Отца. Это утешение для всех верующих в Бога людей, которые поют и во времена, когда сияет солнце, и во времена печали:
Все наши дни в руке Твоей,
Отец, да будет посему!
Нашу жизнь, наши души и себя самих мы вверяем
Провиденью Твоему!
Уильям Ф. Ллойд.
Вслед за этим подтверждением веры и послушания, Господь Иисус особо молится о том, чтобы Бог избавил Его от руки преследующих Его врагов. Он призывает Отца взглянуть на Него с благоволением. Он молит спасти Его от смерти, и мольба эта апеллирует к неизбывной любви Бога. Он еще раз просит о том, чтобы Его упование на Иегову, как единственного Своего Избавителя, никогда не оказалось тщетным. Разумеется, это риторическая фраза, стилистическое усиление ценой отказа от буквальности смысла. Совершенно невозможно было, чтобы Христос когда-либо оказался постыжен в Своем уповании на Иегову. Он знал это, и мы это знаем. Но мы что-то потеряем, если будем настаивать на строгой буквальности, когда читаем страстную молитву или же лирическую поэзию.
30:18−19 Вновь обращаясь к тому, что делают нечестивые, Христос молится, чтобы посрамлены за это оказались они, чтобы они безмолвно исчезли в Шеоле. Он просит, чтобы их уста лживые онемели в наказание за хулу на Святого Сына Божиего. Некоторые прямые и искренние люди считают эти слова не совсем христианскими по тону, но чем больше мы думаем о жестокости беззаконных, о низости их преступлений и безвинности Жертвы, тем тверже убеждаемся, что эти выражения еще не так уж и сильны!
Бог, великое Прибежище (30:20−21)
И снова псалом переходит от скорби к радости, от жалобы к прославлению. В этих стихах с их величественным ритмом Господь Иисус воспевает несравненное прибежище, которое находит у Своего Отца. Он сравнивает Бога с управителем неисчерпаемого хранилища благ, приготовленных для верующих в Него. Для всех, кто ищет в Нем прибежище, Он в изобилии хранит эти сокровища, чтобы излить перед лицом сынов человеческих. Присутствие Бога — это место, где Его избранные святые могут укрыться от злобных мятежей людских; это надежное убежище от того, что Нокс называет «шумные распри мирские».
Личная благодарность (30:22−23)
Господь Иисус встретился с чудесным проявлением благости Бога, когда был полностью окружен врагами, словно осажденный город. В Его тревоге Ему казалось, будто бы Он окончательно забыт Иеговой. Но, хотя Он был оставлен Богом в те ужасные три часа на кресте, Бог слышал Его зов и воскресил Его из мертвых.
Любите Господа! (30:24−25)
Вкусив любовь Бога, Христос откликается на нее Своей любовью и по справедливости убежден, что так же должен откликнуться каждый. Иегове можно довериться в том, что Он защитит верующих в Него и определит заслуженное наказание самонадеянным бунтовщикам!
Каждый верующий, который борется с непреодолимыми на первый взгляд обстоятельствами, может поэтому исполниться мужественной и твердой уверенностью в том, что все надеющиеся на Господа не постыдятся — никогда!
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 30