Псалом 105: Уроки истории
Кромвель спросил: «Что такое история, как не откровение Бога о Себе?» Автор этого псалма охотно согласился бы с такими словами, потому что в истории своего народа он видел как Иегова проявил Себя как Бога благости, терпения и неизменной любви.
Хотя имя автора нам не известно, мы знаем, что это был благочестивый иудей, писавший в то время, когда его народ был в плену (ст. 47). Этот псалом прежде всего исповедь грехов народа (ст. 6−46), но он также содержит элементы восхваления (ст. 1−3,48) и мольбы (ст. 4−5, 47).
Восхваление (105:1−3)
105:1 Приближаясь к Богу, автор начинает с поклонения; он входит в Божьи врата с благодарностью, в священные дворы — с хвалой. «Славьте Господа» — это перевод еврейского слова «аллилуйя», которым эта песня начинается и завершается.
Господа следует славить неустанно, потому что Он так благ с каждым из нас. Вовек милость Его — и то, что мы остаемся живы, доказывает это. Если бы Он воздал нам по заслугам, мы давно уже погибли бы.
105:2−3 Человеческий язык не способен рассказать обо всех чудесных вмешательствах Бога в жизнь Его народа. Даже вечности не хватит, чтобы воздать Ему должную хвалу за все, кем Он является и все, что Он сделал.
Господи, вспомни меня! (105:4−5)
За восхвалением следует личная просьба. Предвосхищая возрождение Израиля и славное правление Царя-Мессии, автор молится о том, чтобы он разделил благословение того дня, когда Бог окажет милость Своим искупленным святым. Он жаждет видеть, как Израиль насладится нерушимым процветанием и будет радоваться после стольких скорбей. Он хочет тоже быть наследником славы древнего Божьего народа. Его молитва напоминает нам молитву умирающего разбойника: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк 23:42).
Бунт у Чермного моря (105:6−12)
Далее автор переходит к исповеди, в значительной степени следуя порядку молитвы Господней. Она тоже начинается с поклонения, потом идет просьба («Хлеб наш насущный дай нам...»), а потом — мольба о прощении («Прости нам долги наши...»).
Это признак подлинной духовной зрелости — когда человек кается не только в собственных грехах, но и в грехах своего народа. Как трудно сказать от всего сердца:
Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
Думая о грехах израильтян, мы не должны задирать перед ними нос со своей богословской позиции. Мы еще хуже, чем они! Пусть их прегрешения напоминают нам о наших собственных и побуждают встать на колени в покаянии.
Их неблагодарность — они не ценили
чудеса, которые Бог совершил в Египте, чтобы освободить их.
Их забывчивость — они слишком быстро забыли бесчисленные милости Бога.
Их непослушание — когда они пришли к Чермному морю, они стали жаловаться, что Бог привел их в пустыню на смерть и что лучше бы они оставались в Египте (Исх 14:11,12).
Но их грех не угасил Божьей любви. Бог увидел в их бунте возможность явить им Себя как их Слугу и Спасителя. Верный Своему имени, Он избавил их — и какое огромное проявление Его могущества это было! По Его слову воды Чермного моря расступились, чтобы иудеи перешли его по сухому дну. Когда они благополучно оказались на другом берегу, избавившись от преследовавшего их врага, воды вернулись на место, утопив египетское войско. Как могли иудеи, увидев такие чудеса, не поверить в Него и не петь Ему хвалу?
Ропот в пустыне (105:13−15)
Но вскоре они снова начали грешить.
У них была короткая память — скоро забыли дела Его, хотя Он совершал для них чудеса.
Они были своевольны — не дождались Его изволения.
Они шли на поводу своих желаний — утратили контроль над собой, желая пищи (Чис 11:1−35).
Они провоцировали Бога — искушали Его.
На этот раз Бог исполнил их просьбу, но послал на них язву (Чис 11:20). Их история учит нас осторожности в молитвах — надо всегда молиться о том, что угодно Богу, потому что, как сказал Мэтью Генри, «То, о чем просят в страсти, часто дают в гневе».
Бунтовщики Дафан и Авирон (105:16−18)
Они не признавали власть Бога — Дафан и Авирон, вместе с Кореем, возглавили бунт против Моисея и Аарона (Чис 16:1−30). Они позавидовали этим двум Божьим людям. Они хотели также вмешаться в дела священников. Восстав против Божьих святых, то есть против Божьих представителей, они восстали против правления Бога. В результате разверзлась земля, и поглотила бунтовщиков и их семьи. А огонь уничтожил еще двести пятьдесят человек, которые приносили Господу воскурение (Чис 16:31−35).
Золотой телец (105:19−23)
Их идолопоклонство — пока Моисей был на горе Синай и получал закон Божий, люди сделали золотого тельца и поклонились ему (Исх 32:4). Они променяли славу Божью на изображение вола, ядущего траву. Вместо того, чтобы признать Бога как своего Спасителя из Египта, они стали воздавать почести безжизненному тельцу. Бог уничтожил бы их в одно мгновение, если бы Моисей не попросил за них. Как воин, закрывающий брешь в стене собственным телом, Моисей... стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его.
Грешное донесение лазутчиков (105:24−27)
Их неверие в Кадес-Варни (Чис 14:2,27,28) — Бог обещал им землю желанную, идеального местоположения, с прекрасным климатом и ресурсами. Это обещание включало в себя все необходимое для того, чтобы войти в землю и занять ее. Но они не поверили Его обещанию и задрали носы на (презрели) эту землю. Вместо того, чтобы идти вперед с верой, они роптали в шатрах своих. Поэтому Бог поднял руку Свою на них, чтобы уничтожить это поколение в пустыне и рассеять их потомков по земле, в народах.
Грех с моавитянами (105:28−31)
Их греховное поклонение Ваалфегору — Мужчины Израиля не только прелюбодействовали с женщинами Моава, но и вместе с ними приносили жертвы мертвым, участвуя в языческих обрядах и поклоняясь Ваалфегору (Чис 25:3−8). Бог был так разгневан, что послал язву, чтобы убить тысячи людей. Когда Финеес увидел, что один израильтянин привел язычницу в свой шатер, он убил их обоих копьем. Это остановило язву, но только после того, как двадцать четыре тысячи человек умерли. Это было доказательством праведности Финееса, и было вознаграждено заветом мира. Господь сказал:
Вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых (Чис 25:12,13).
Проблемы в Мериве (105:32,33)
Грех Моисея (Чис 20:2−13) — У вод Меривы (это слово переводится как «раздор») люди проявили вопиющее неверие. Они обвинили Моисея в том, что он завел их в пустыню, чтобы они умерли от жажды. Вместо того, чтобы поговорить со скалой, как сказал Бог, Моисей дважды ударил ее жезлом. Он также погрешил устами своими, резко разговаривая с народом бунтовщиков. В результате Бог лишил его привилегии ввести народ Израиля в землю обетованную.
В Ханаане — та же история (105:34−39)
Новая обстановка в земле Ханаан не изменила природы израильтян, что видно из их поведения:
105:34Им не удалось уничтожить языческих обитателей земли. Развращенные хананеяне были пораженным гангреной органом человечества, который следовало отсечь. Бог терпел их сотни лет, а потом решил, что единственное решение проблемы — уничтожение, и эту хирургическую операцию Он поручил Израилю. Но Израиль Его не послушался (Суд 1:27−36).
105:35Они вступали в смешанные браки с язычниками. Братаясь с язычниками и вступая с ними в браки, Израиль поступался своими религиозными и моральными принципами.
105:36Их идолопоклонство. Скоро иудеи стали поклоняться истуканам вместо истинного и живого Бога.
105:37−39Их человеческие жертвоприношения. Особенно отвратительно для Господа было то, что они приносят в жертву сыновей своих и дочерей своих, чтобы удовлетворить бесов (4Цар 3:27; 21:6; Иез 16:20−21). Сыновья и дочери избранного Божьего народа становились жертвами для мерзких идолов Ханаана, и осквернилась земля кровию.
Период судей (105:40−46)
«Оскорбленный Своим народом, — пишет Барнс, — Господь стал относиться к нему так, словно он был скверной». Он предал людей в руки язычников — жителей Месопотамии, мадианитян, филистимлян, моавитян и других. Эти нечестивые народы правили иудеями, угнетали и преследовали их. Несмотря на это обращение, народ упорствовал в своем грехе и сопротивлении Иегове. Когда же они обращались к Нему с покаянием, Он относился к ним милостиво. Помня о Своем завете, Он отказывался от суда, демонстрируя Свою неизменную любовь. Даже в самый мрачный период плена Господь возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их, — трогательный пример победы милости над судом.
Спаси и собери (105:47)
Автор псалма молится о том, чтобы его народ, рассеянный среди народов мира, вновь воссоединился. Тогда они будут славить святое имя Бога и хвалиться Им. Эта молитва предвосхищает просьбы верного остатка Израиля в будущем, в период великой скорби, перед установлением славного царства Христа.
Славословие (105:48)
Этой возвышенной нотой завершается не только сам этот псалом, но и четвертая книга Псалтири. Но, подходя к концу псалма, мы должны противостоять искушению загнать его в диспенсационалистские рамки и относить только к нечестивому народу Израиля. В этом псалме отражена и наша собственная история. В 1 Коринфянам 10:11 мы читаем:
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Этот псалом предостерегает нас от неблагодарности. Если Израиль должен был быть благодарен за искупление из Египта силой Божьей, то насколько больше мы должны благодарить за искупление от греха и сатаны кровью Христа!
Он предостерегает нас от забывчивости. Как мы легко забываем о смерти и страданиях Господа Иисуса! Мы виновны в «проклятии христианства — отсутствии слез на глазах».
Он предостерегает нас от ропота. Для некоторых людей совершенно естественно все время жаловаться: на погоду, на условия жизни, на малейшие неудобства и даже на слишком густой соус.
Он предостерегает нас от своеволия, от того, чтобы считать свою собственную волю выше воли Бога. «И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их» (ст. 15).
Он предостерегает против критики Божьих руководителей, будь то правительство, старейшины общины или родители в семье.
Он предостерегает нас от идолопоклонства — поклонения деньгам, семье, машинам, образованию, удовольствиям или мирскому успеху.
Он предостерегает нас от неверия в >обещания Бога. Этот грех привел Израиль к тридцати восьми годам блужданий по пустыне и помешал виновным вступить в землю обетованную.
Он предостерегает нас от блуда. Поклонение Ваалфегору вовлекло израильтян в серьезный грех прелюбодеяния. Отношение Бога к этому греху видно из того, какое несчастье Он навлек на виновных.
Он предостерегает нас от «незначительного» непослушания. Моисей ударил по скале, вместо того, чтобы заговорить с ней. Нам может показаться, что это так несерьезно, но это непослушание.
Он предостерегает нас от брака с неверующими. Бог отделяет Своих верных, Он ненавидит, когда Его народ развращается из-за неравных браков.
Наконец, он предостерегает нас от принесения в жертву своих детей. Родители-христиане очень редко учат своих детей тому, что провести жизнь в служении Богу — это желательно и уместно. Слишком часто дети вырастают, стремясь сделать себе имя, преуспеть в бизнесе или какой-то профессии. Мы растим их для мира — и для ада.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 105