Псалом 103: Творец и Хранитель
Представьте себе, как трудно управлять такими городами, как Нью-Йорк, Лондон или Токио, с их миллионным населением. Необходима сложная сеть организаций, руководящих системой водоснабжения, распределения жилья, поставками продуктов питания и другими важными аспектами.
А теперь подумайте, насколько сложнее задача Бога, управляющего миром, в котором мы живем. Он должен снабдить все Свои создания водой. Трудная задача в области логистики — снабдить пищей всех людей, зверей, птиц и рыб. А проблема жилья? Только представьте себе все это, когда будете думать о Боге — о Творце и Хранителе всего огромного мира природы.
103:1−3 Автор псалма, имени которого мы не знаем, призывает все свое существо славить Господа, после чего приводит потрясающее описание Бога, которое, должно быть, вдохновило Микеланджело. Это описание следует воспринимать как образное, потому что как иначе можно описать незримого Бога или передать Его безграничное величие ограниченным человеческим языком?
В изумлении глядя на вселенную, автор псалма восклицает: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик». Потом следуют подробности теофании (явления Бога). Бог облечен в одеяния неописуемого великолепия и величия. Он одевается светом, как ризою, что символизирует Его абсолютную чистоту и праведность. Он расстилает над землей звездное небо, как шатер — деяние, размах и безмерность которого потрясают воображение. Облачная оболочка, окружающая землю, — основание, на котором покоятся столпы небес. Облака, движущиеся по небу, — колесница Иеговы, Он несется на крыльях ветра.
103:4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. Так как в еврейском языке ветер и дух обозначаются одним словом, а другое слово значит одновременно ангел и вестник, это выражение можно перевести так: «Ты делаешь ветры Своими вестниками, Своими служителями — пылающий огонь». Это соответствует природному контексту, но использование данной цитаты в контексте Послания к Евреям 1:7 требует традиционного перевода. (В греческом языке эти слова также имеют двойное значение, так что это применимо к обоим Заветам).
103:5−9 Читая псалом, мы понимаем, что автор заново переживает дни сотворения, описанные в Книге Бытия 1, хотя о некоторых из них он говорит не так подробно, как о других. Он изумляется тому, как Бог заботится о своем творении и особенно о человеке.
Во-первых, он вспоминает, как Бог сотворил землю на невидимых основах, чтобы она была твердой и стабильной, чтобы на ней могли жить. Сначала вся земля была покрыта бездной вод, такой глубокой, что даже горы были под водой. На третий день Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» (Быт 1:9). Немедленно воды отступили. Появились горы и долины в тех местах, которые предначертал им Бог. Моря и океаны обрели четкие границы и перестали вторгаться на территорию суши.
103:10−13 Потом начала действовать чудесная Божья система водоснабжения. Обильные потоки вод заструились из родников. Потоки устремились вниз с гор, в долины, низменности и наконец моря. С тех пор полевые звери стали утолять жажду в этих потоках, реках и озерах. Птицы стали вить гнезда на деревьях, растущих рядом с этими потоками. Другим источником водоснабжения стал дождь. Как указывал Елиуй, Бог «собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей» (Иов 36:27,28). Ирригационная система Бога увлажняет горы, и ею насыщается земля.
103:14,15 Теперь Бог стал заботиться о провизии. Он в изобилии произрастил зелень, траву для скота, зерно для человека, чтобы он выращивал его. Произошло медленное, незаметное чудо: пища стала произрастать из земли.
Сок винограда превращается в вино посредством замечательного химического процесса, и человек радуется, когда пьет его. Маслина стала давать золотой елей, который используют разными способами, полезный для здоровья и вкусный. Из зерна получается хлеб, питающий жизнь, укрепляющий человека для труда.
103:16−18 Большие древа в лесу высасывают из земли тонны воды; кедры Ливанские растут сами собой, никто их не сажает. Деревья дают кров птицам. Например, аист строит гнездо на ели (могут иметься в виду можжевельники или кипарисы). Высокие горы — идеальное убежище для серн, скалы — для зайцев.
103:19−23 Жизнь развивается циклически, по расписанию, поэтому должно быть какое-то средство для исчисления времени. Бог создал луну для исчисления месяцев и солнце, чтобы, глядя на него, люди знали, когда заканчивается день. Регулярная смена дня и ночи нужна животным и человеку. Под покровом тьмы охотятся лесные звери. Когда наступает утро, они возвращаются в безопасные логовища. А человек выходит на дело свое и использует дневные часы для продуктивной работы.
103:24−26 Поразительно разнообразие Божьих дел. «Какая мудрость нужна, чтобы придумать все это!» (Нокс). Земля полна Его творений, и Он заботится обо всех них с поразительным вниманием к деталям. Море кишит жизнью, там водятся животные малые с большими, от крохотного планктона до китов.
Кажется, что упоминание кораблей в стихе 26 неуместно, так как речь идет о живых существах. Некоторые считают, что имеются в виду морские чудовища (Быт 1:21), но правильное прочтение — корабли. Левиафан (в том же стихе) может быть китом или морской свиньей, которые резвятся в морях. (Однако смотри комментарий и примечания к Книге Иова 41).
103:27−30 Хотя живые организмы могут не осознавать этого, их пропитание зависит от Бога, который дает им пищу. И когда Он дает эту пищу, они принимают ее. Он отверзает руку — и они насыщаются. В стихе 13 сказано, что земля насыщается дождем, который послан Богом. В стихе 16 насыщаются деревья. А теперь и все создания насыщаются.
Обязательная составляющая устройства Божьего мира — смерть, которая поражает прежнее поколение, и его сменяет новое. Животные умирают, от старости или в результате насилия, как будто Бог скрывает от них лицо Свое. Однако, в то же самое время, когда они умирают и превращаются в персть, Бог посылает Своего Духа и обновляет лицо земли новым творением. С одной стороны, все постоянно умирает, с другой — лицо земли постоянно обновляется.
103:31−32 Псалом начинается со слов о сотворении мира, а завершается он страстной молитвой о золотом веке, когда последствия греха будут устранены и Господа станут почитать и прославлять за Его величие и благость: «Он (автор псалма) хочет видеть все вернувшимся на круги свои, восстановленным, быть в гармонии со всеми Божьими созданиями, на заре новой субботы творения, в Божьем покое, в котором Он станет радоваться Своим делам, а они — Ему, и вселенная станет храмом, который наполняют хвалебные гимны». Что же касается Господа, то автор псалма молится о том, чтобы слава Его была во веки, чтобы Он веселился о делах Своих — великий Бог, Чей взгляд вызывает землетрясение, а прикосновение — извержение вулкана.
103:33−35 Сам же автор священного текста вознамерился воспевать совершенства Бога во всю жизнь свою. Он молится о том, чтобы его песнь была благоприятна Иегове, в Котором он обретает подлинную радость.
Что же касается грешников, которые портят Божье творение, то они должны исчезнуть с земли. Бог уже постановил, что так будет, поэтому его молитва соответствует Божьей воле.
Мы же вполне можем присоединиться к его последнему славословию:
Благослови, душа моя, Господа!
Аллилуйя!
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 103