«Я поистине могу назвать эту книгу анатомическим атласом всех составляющих человеческой души, ибо ни у кого не могут родиться такие движения духа, которые не были бы уже отражены в этом зеркале. Все печали, тревоги, страхи и сомнения, надежды и страдания, мучительные вопросы и страстные порывы мятущегося сердца человеческого предстают здесь с полной достоверностью, словно сама жизнь.» Джон Кальвин
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Если бы вам можно было взять с собой на необитаемый остров только одну из книг Библии, какую вы бы выбрали?
Честно говоря, я надеюсь, что мне никогда не придется встать перед подобным выбором, но если бы пришлось, я наверняка выбрал бы Псалтирь! В ней охвачено такое многообразие тем, ее каталог человеческого духовного опыта до такой степени всеобъемлющ, а поклонение Богу настолько возвышенно, что я был бы в изобилии обеспечен благодатной духовной пищей и вдохновляющим примером для прославления Бога и молитв на долгое время вперед.
Приведенная в качестве эпиграфа цитата свидетельствует, что и Кальвин, вероятно, выбрал бы Псалтирь.
Грэм Скрогги, судя по всему, тоже высказался бы в пользу Псалтири. Он писал:
«Какой возвышенной хвалою Богу исполнены эти псалмы! Все струны Творения, Провидения и Искупления благоговейно перебирает восторженная душа; и небо и земля, море и суша, живые существа и неодушевленные сущности призваны прославлять Господа». При первом изучении Псалтири нас нередко смущает наша неспособность обнаружить упорядоченный ход мысли в некоторых псалмах. Нам кажется, что связность изложения иногда нарушается, иногда плохо видна, а иногда отсутствует вовсе. Здесь нам могут быть полезны два наблюдения, которые сделали Альберт Барнс и К. С. Льюис. Барнс пишет:
«Псалмы — это, главным образом, лирическая поэзия, то есть поэзия, рожденная для арфы и лиры; песни, предполагающие аккомпанемент музыкальных инструментов, предназначенные для того, чтобы их пели, а не читали». Льюис приводит сходные разъяснения: «Определенно, псалмы нужно воспринимать как поэзию, как слова песен, со всеми их поэтическими вольностями и условностями, с преувеличениями, с той логикой эмоций, а не рассудка, которая присуща именно лирической поэзии». Эти глубокие суждения способны открыть новые горизонты для нашего понимания Псалтири.
II. Aвторство
Псалтирь часто называют «Псалмами Давида», хотя из всех псалмов лишь около половины (семьдесят три) непосредственно связаны с именем «сладкого певца Израилева». Двенадцать псалмов приписывают Асафу, десять — сынам Кореевым, два — Соломону, и по одному — Моисею, Ефаму, Еману и Ездре. Сорок девять псалмов, или почти одна треть, анонимны.
Тем не менее, размышляя о Псалтири, мы обычно соотносим ее с жизненными путями Давида. Об этом прекрасно сказал один неизвестный автор:
«Нам все еще слышны звуки Давидовой лиры, и Святой Дух запечатлел для нас молитвы и славословия сына Иессеева. Кто-то сравнил архитектуру с застывшей музыкой. Псалтирь — это музыка сердца, иногда горестная и печальная, иногда радостная и торжествующая, иногда мрачная и полная боли, иногда мирная и счастливая, это музыка души Давида, сохраненная для нас Духом, чтобы мы, слушая ее, могли вдохновиться стремлением стать ближе к Богу».
III. Bремя написания
Псалтирь была создана за период примерно в тысячу лет, от Моисея до Ездры (ок. 1400−400 гг. до Р.Х.). Однако большинство псалмов написано на протяжении трехсот лет, от Давида до Езекии (ок. 1000−700 гг. до Р.Х.). Таким образом, Псалтирь создавалась в ту же самую эпоху, что и весь Ветхий Завет (хотя не исключено, что книга Иова древнее Моисея).
Псалом |
Тема |
Исполнение |
Пс 2:7 |
Сын Божий |
Мф 3:17 |
Пс 8:3 |
Хвала из уст младенцев |
Мф 21:15,16 |
Пс 8:7 |
Владыка всего |
Евр 2:8 |
Пс 15:10 |
Воскрес из мертвых |
Мф 28:7 |
Пс 21:2 |
Оставлен Богом |
Мф 27:46 |
Пс 21:8,9 |
Насмешки врагов |
Лк 23:35 |
Пс 21:17 |
Руки и ноги пронзены |
Ин 20:27 |
Пс 21:19 |
Бросают жребий об одежде |
Мф 27:35−36 |
Пс 33:21 |
Кости не сокрушены |
Ин 19:32−33,36 |
Пс 34:11 |
Обвинения от лжесвидетелей |
Мк 14:57 |
Пс 34:19 |
Беспричинно ненавидимый |
Ин 15:25 |
Пс 39:8−9 |
Стремление исполнить волю Божию |
Евр 10:7 |
Пс 40:10 |
Предан другом |
Лк 22:47 |
Пс 44:7 |
Вечный царь |
Евр 1:8 |
Пс 67:19 |
Вознесен на небеса |
Деян 1:9−11 |
Пс 68:10 |
Ревность о доме Божием |
Ин 2:17 |
Пс 68:22 |
Дали уксус и желчь |
Мф 27:34 |
Пс 108:4 |
Молитва за врагов |
Лк 23:34 |
Пс 108:8 |
Его предатель лишился всего |
Деян 1:20 |
Пс 109:1 |
Владычество над врагами |
Мф 22:44 |
Пс 109:4 |
Священник вовек |
Евр 5:6 |
Пс 117:22 |
Краеугольный камень в доме Божием |
Мф 21:42 |
Пс 117:26 |
Грядущий во имя Господне |
Мф 21:9 |
Мессианские псалмы
IV. Исторический фон и тема
Псалтирь делится на пять разделов, каждый из которых кончается доксологией, прославлением Бога. Для пятого раздела таким завершающим славословием служит весь 150-й псалом.
Ф. У. Грант полагает, что псалмы сгруппированы по темам. Тематику всех пяти разделов псалмов, входящих в иудейскую Библию, он характеризует следующим образом:
1. Христос в слове Божьем, источник всякого благословения для Его народа, Израиля (Пс 1−40).
2. Погибель Израиля, но возрождение в последние дни (Пс 41−71).
3. Святость Бога в Его отношениях с Израилем (Пс 72−88).
4. Падшего первого человека сменяет Второй, и мир переходит под Его власть (Пс 89−105).
5. Этическое заключение о Божиих путях, на которых, наконец, встречаются Бог и человек (Пс 106−150).
Возможна также параллель между этими пятью разделами и книгами Пятикнижия. Например, второй раздел соответствует освобождению от рабства в Египте; третий, как и книга Левит, подчеркивает тему святости.
Для псалмов внутри разделов возможна собственная классификация, хотя отдельные псалмы могут при этом попадать сразу в несколько категорий:
1. Исторические — связанные с определенным событием или событиями в истории Израиля, либо в жизни самого псалмопевца.
2. Мессианские — говорящие о страданиях Христа и Его грядущей славе.
3. Пророческие или милленарные — предрекающие время Великой скорби Израиля и последующую эру мира и благоденствия.
4. Покаянные — включающие в себя проникновенную исповедь псалмопевца в своих грехах и его сердечные мольбы о прощении.
5. Проклинающие — призывающие Бога к отмщению врагам Его народа.
Многие другие псалмы суть выражение личного или общественного поклонения Богу и Его восхваления; и еще есть повествования о чудесных делах Господа в Его отношениях со Своим народом.
Толкование псалмов
В данном комментарии проводится различие между Израилем и Церковью. Многие псалмы, особенно те, в которых призываются проклятия на беззаконников, были вполне уместны для иудеев, живших под властью Закона, но такие формулировки не пригодны для верующих в век Церкви. В этот век мы призваны любить врагов наших и благотворить тем, кто относится к нам со злобою. Если мы не осознаем это важное отличие эпох, мы будем сталкиваться с серьезными проблемами при толковании Псалтири.
Любой внимательный читатель Псалтири вскоре замечает, что существуют тесные параллели между тем, что предначертано испытать псалмопевцу, народу Израиля и Господу Иисусу Христу. Во всех трех случаях это — гонения, страдания, скорбь, ненависть врагов и отчуждение от Бога — но и торжество, слава и ликование. В данном комментарии мы часто указываем на такие аналогии.
Применение псалмов в нашей жизни
Хотя не вся Библия написана непосредственно Церкви, все Писание полезно для Церкви. В Псалтири мы можем найти все необходимое для утешения, для научения, наставления и исправления, когда видим отражение того, что переживаем мы сами, в духовном опыте псалмопевца.
Мы, люди Церкви, можем извлечь для себя важные уроки из учения, которое является в первую очередь иудейским. Иудейский храм можно рассматривать как прообраз Тела Христова, состоящего из всех верующих и ставшего обителью для Святого Духа. Сражения в Псалтири указывают нам на наши духовные битвы с начальствами и властями, против сил тьмы поднебесной. Материальное благоденствие Израиля на земле говорит нам о нашем духовном благоденствии на небесах во Христе и так далее.
Если мы учтем эти подсказки, Псалтирь наполнится для нас глубоким смыслом, а многие проблемы ее толкования исчезнут.
Заголовки псалмов
Заголовки псалмов являются весьма древними и, судя по всему, входят составной частью в священный текст. Однако смысл и назначение многих из них далеко не ясны, и по этой причине мы в большинстве случаев воздержимся от комментариев к ним. Вряд ли будет уместно просто повторять снова и снова: «мы не знаем, что это означает»!
Содержание
I. РАЗДЕЛ 1 (Пс 1−40)
II. РАЗДЕЛ 2 (Пс 41−71)
III. РАЗДЕЛ 3 (Пс 72−88)
IV. РАЗДЕЛ 4 (Пс 89−105)
V. РАЗДЕЛ 5 (Пс 106−150)
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 0