Г. Смиренный ответ Иова (42:1−6)
Иов ошеломлен. Он свое получил! Он покорился владычеству Бога. Он признает, что говорил своими устами необдуманно. Теперь, когда Иов не только слышал Господа, но и видел Его своими глазами, он стыдится сам себя и раскаивается в прахе и пепле. Иов, разумеется, не видел Бога непосредственно, но он получил такое впечатляющее откровение о Его мудрости, могуществе, Его провидении и владычестве, что это равносильно зримому явлению Самого великого Бога.
В Иове 1:1 сказано, что Иов «непорочен». Теперь, в конце книги, он сам себе мерзок. Таким был во все века духовный опыт самых избранных из святых Божиих. «Чем больше человек возрастает в благодати», пишет Д. Л. Муди, «тем презренней он в своих собственных глазах».
V. ЭПИЛОГ: ТОРЖЕСТВО ИОВА (42:7−17)
А. Порицание друзьям Иова и их прощение (42:7−9)
Теперь Бог упрекает Елифаза и двух его друзей за то, что они неправильно объясняли Его пути. Они утверждали, что всякое страдание есть наказание за грех. В случае Иова дело обстояло иначе. После этого трое друзей Иова, подчиняясь божественному повелению, приносят большую жертву всесожжения (семь тельцов и семь овнов). Иов, выступая в качестве посредника, возносит молитву за своих друзей, и в итоге они избавлены от осуждения, и Бог принимает ходатайство Иова.
Б. Благоденствие Иова восстановлено (42:10−17)
42:10−12 Когда Иов помолился за своих друзей, Господь вдвойне возместил то, что было у Иова прежде: дал вдвое больше мелкого скота, вдвое больше верблюдов, волов и ослиц.
42:13−17 Кроме того, у Иова родились семь сыновей и три дочери, что удвоило его потомство, поскольку мы должны, видимо, считать, что на небесах у него по-прежнему были старшие сыновья и дочери. Иов прожил дополнительно сто сорок лет. Господь благословил последние дни Иова более прежних. «И умер Иов в старости, насыщенный днями». В итоге Иов так и не проклял Бога, вопреки всем уверениям сатаны.
Ласковый отблеск Божьей благодати виден в том, что Иов, так ужасно обезображенный своей болезнью, после своего возрождения получил от Бога дочерей исключительной красоты (отцы любят хвалиться красотой своих дочерей!). В их именах содержится свой смысл — Емима (голубка), Кассия (корица, ароматная кора коричного дерева) и Керенгаппух («рог» краски для ресниц). Иов даже дал им наследство вместе с их братьями, что, надо полагать, не было распространенной практикой в патриархальную эпоху.
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: УРОКИ ИЗ КНИГИ ИОВА
Собственно говоря, тайна человеческих страданий была раскрыта не полностью. Как отмечает Уэсли Бейкер,
«Когда книга Иова подходит к концу, там не приведено ответа. Там нет ничего, что могло бы удовлетворить чисто логический ум!» Мы, тем не менее, можем быть уверены в двух фактах:
Прежде всего, страдания Иова не были прямым следствием его личного греха. Бог подтверждает, что Иов был человеком непорочным и справедливым (1:8). Кроме того, Бог говорит, что рассуждения трех друзей Иова — якобы, Бог наказал его за грехи — были неверными (42:8).
Во-вторых, хотя Иов страдал не из-за своей греховности, испытания выявили в его сердце гордость, самоправедность и злобу. Он не был избавлен от страданий до тех пор, пока не осознал свою собственную ничтожность и величие Бога (42:1−6), и пока не помолился за своих друзей (42:10).
Из книги Иова мы извлекаем ряд уроков относительно человеческих страданий. Вот некоторые из них:
1. Праведные не освобождены от страданий.
2. Страдания — не обязательно наказание за грех.
3. Бог ограждает праведных от зла.
4. Бог не посылает болезней и бед. Они исходят от сатаны (Лк 13:16; 2Кор 12:7).
5. У сатаны есть некоторая власть распоряжаться беззаконными людьми (савеянами и халдеями), сверхъестественными бедствиями (огонь с неба), погодными явлениями (большой ветер), болезнями (язвы Иова) и смертью.
6. Сатана может навлечь эти беды на верующих только с позволения Бога.
7. То, что Бог лишь допускает, зачастую приписывают Ему. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»
8. Мы должны расценивать все, с чем сталкиваемся в своей жизни, как исходящее от Господа или с Его разрешения, а не от сатаны. «Господь дал, Господь и взял».
9. Бог не всегда разъясняет причины наших страданий.
10. Страдания закаляют терпение.
11. Приходя к страдающим святым, мы не должны их осуждать.
12. Нам не следует долго у них задерживаться.
13. Человеческие рассуждения бесполезны. Только Божье утешение совершенно.
14. К концу книги Иова мы понимаем, что «Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак 5:11). Мы также узнаем, что в этой жизни, по крайней мере иногда, несправедливое оборачивается справедливым.
15. Терпение Иова в страданиях отстояло точку зрения Бога.
16. Терпение Иова обличило сатану как клеветника и лжеца.
17. «Человек больше вещей, которые его окружают, и, что бы ни произошло с его достоянием и его семьей, Бога воистину следует так же прославлять и доверяться Ему, как прежде».
18. Мы должны с осторожностью высказывать обобщенные утверждения, не предполагающие исключений.
19. Сатана не вездесущ, не всемогущ и не всеведущ.
20. Несмотря на то, что Богом допускаются незаслуженные страдания, Он благ и справедлив.
Из других книг Библии мы можем дополнительно узнать о некоторых причинах того, почему Бог допускает, чтобы Его святые страдали:
1. Иногда это наказание за неосужденный грех в жизни человека (1Кор 11:32).
2. Для Бога это средство взращивать духовные добродетели, такие как терпение и смирение (Рим 5:3−4; Ин 15:2).
3. Тем самым из жизни верующeго вычищаются остатки скверны, так что Бог сможет увидеть более совершенное отражение Своего образа (Ис 1:25).
4. Благодаря этому чадо Божье способно утешать скорбящих таким же утешением, каким Бог утешает его самого (2Кор 1:4).
5. Это позволяет святым приобщиться к остальным страданиям Спасителя и поэтому испытывать к Нему больше благодарности Флп 3:10).
6. Это наглядный урок для живущих на небе и на земле (2Фес 1:4−6). Это показывает им, что Бога можно любить ради Него Самого, а не за блага, которые Он дарует.
7. Это подтверждение нашего сыновства, потому что Бог наказывает только тех, кого любит (Евр 12:7−11).
8. Это заставляет святых полагаться только на Бога, а не на собственные силы (2Кор 1:9).
9. Это приближает Божий народ к Богу (Пс 118:67).
10. Это залог грядущей славы (Рим 8:17−18).
11. Бог никогда не допускает нам быть искушаемыми свыше того, что мы можем вынести (1Кор 10:13).
«Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак 5:11б).
=====
Примечания
(Введение) Главы 1−11 книги Бытия обычно относят к периоду, окончившемуся примерно в 2000 г. до Р.Х., а начавшемуся, как прослеживается по родословным, гораздо раньше.
(1:1−3) «Другие ученые обосновывают отождествление с восточным Едомом, на севере Аравии» (The Revell Bible Dictionary, ed. by Lawrence O.Richards, стр. 1138).
(38:34−38) Поскольку похоже, что стих 36 отклоняется от темы погодных явлений в стихах 34−38, предлагалось множество других вариантов перевода. Общепризнанно, что древнееврейский оригинал очень труден для перевода.
(40:10−19) Например, Барнс дает такое описание, чтобы текст соответствовал описанию гиппопотама: «громадная голова этого животного, его выпученные глаза, широкая морда и своеобразные пропорции челюстей с остальной частью головы делают его безобразным, едва ли не карикатурным. Особенно ошеломляющее впечатление он производит, когда разевает свою непомерно огромную пасть с розовым и мясистым языком, с клыками самого устрашающего вида» (Barnes, «Job», II: 247−248).
Проблема такого отождествления состоит в том, что, как ни замечательно описан гиппопотам у Барнса, но клыки, розовый мясистый язык и прочие подробности в книге Иова отсутствуют! Точно так же, ни челюсти, ни голова, ни морда бегемота (гл. 40) в Писании вообще не упоминаются.
(41:4−26) Левиафан мог быть морским динозавром. Возможно, описывается чудовище с четырьмя огромными плавниками и очень длинной шеей — плезиозавр, гигантское водное пресмыкающееся, жившее в эпоху динозавров, которое считается вымершим. Описание в главе 41 подходит к этому или сходному виду морских динозавров. Это описание также напоминает загадочных существ, которых вроде бы видели в Лох-Несском озере в Шотландии.
(42:1−6) Возможно, это явление Бога Иову было «теофанией», зримым проявлением славы Божьей.
(42:1−6) В число других библейских персонажей, ощутивших в присутствии Бога свою ужасную греховность, входят Моисей (Исх 3:6), Исаия (Ис 6:5), Петр (Лк 5:8), Павел (Деян 9:4) и Иоанн (Откр 1:17).
(42:7−9) Небезынтересно отметить, что Елиуй, четвертый человек, обращавшийся с речами к Иову, освобожден от подобных упреков. Более того, он вообще больше не упоминается в книге. Очевидно, его рассуждения были правильными и, возможно, представляли собой «переход» от неверных советов друзей Иова к величественному ответу Бога. Здесь также можно видеть подтверждение вышеупомянутой теории о том, что Елиуй есть прообраз Христа.
(42:13−17) Райдаут убежден, что в этих именах заключен «божественный смысл... Таковы плоды испытания Иова — голубка, подразумевающая кротость и любовь этой птицы печали; корица, указывающая на аромат, воскурившийся из его бед; и «рог» косметики, этой «красоты из пепла», которой Иов теперь любуется. Любовь, аромат, красота — они рождаются из наших скорбей. Воистину, не было дочерей столь прекрасных, как эти» (Ridout, Job, стр. 263−264).
(Иов 42:13−17) В древности женщины наносили на глаза больше косметики, чем на губы. Это подтверждает слова Соломона: «нет ничего нового под солнцем»! 49 (Заключение) Wesley C. Baker, More Than a Man Can Take: A Study of Job, стр. 128.
комментарии МакДональда на книгу Иова, 42 глава