Д. Царь Иорам (Гл. 21)
21:1−3 Начиная с правления Иорама, Иудея все больше и больше деградирует, доходя в конечном итоге до бедствий и плена.
Два Азарии упоминаются в стихе 2 как братья Иорама. В переводе НКИ имя одного из них имеет другое написание (Azaryahu).
21:4−6 Пятый царь Иудеи предпочел ходить путем царей Израильских вместо пути Давида. Иорам был убийцей и идолопоклонником. Он безжалостно умертвил всех братьев своих, чтобы упрочить свое положение на престоле. Писание не оставляет сомнений в том, кто повлиял на Иорама и побудил его так нечестиво вести себя: его жена была дочерью Ахава (ст. 6). Ранее Иосафат устроил этот брак ради союза двух царств, а теперь Иудея страдала от того зла, которое погубило Израиль. Дочь Ахава Гофолия была орудием сатаны, используемым для суда над Божьим народом.
21:7 Но Господь помнил завет, заключенный с Давидом, поэтому не поступил с Иорамом и Иудеей так строго, как с Ахавом и Израилем. («Светильник» — потомок, который мог бы стать царем.) Однако Иудея все равно должна была сильно пострадать из-за этого нечестивого союза.
21:8−15 Идумеяне, боявшиеся Иудею в дни Иосафата (17:10), теперь вышли из-под ее власти. Восстала также Ливна, город в Иудее. Иорам ухудшил положение, ввергая народ все больше и больше в идолопоклонство. Даже пророчество Илии, сообщенное царю в письме, не смогло побудить его покинуть путь зла. Конечно же, Иорам знал о чудесном служении Илии в Израиле, но оказался таким же нечувствительным к его словам, как и Ахав.
Илия был вознесен на небеса во время правления Иосафата (4Цар 2:11).
Так как Иорам был соправителем своего отца примерно пять лет, возможно, Илия был еще жив, когда царю было отправлено это послание. Или же пророк написал его по Божьему указанию и поручил Елисею отправить его в нужное время.
21:16−17 Филистимляне и Аравитяне захватили имущество Иорама и его семью, кроме Охозии, меньшего из сыновей его. Так как он перебил семью своего отца, это наказание представляется вполне уместным.
21:18−20 Иорам умер в жестоких страданиях от неизлечимой болезни внутренностей. Никто не оплакивал его. Будучи нечестивым царем, он не был похоронен со своими отцами.
комментарии МакДональда на вторую книгу Паралипоменон, 21 глава