1 и 2 Паралипоменон были разделены в отдельные книги только для удобства. Изначально это была одна большая книга. Поэтому Вторая книга Паралипоменон начинается точно с того места, на котором заканчивается Первая.
Разделение было сделано грамотно: завершается рассказ о правлении Давида и повествование переходит к правлению Соломона.
В 1 Паралипоменон 29 Давид назначает Соломона своим наследником. Во 2 Паралипоменон род Давида прослеживается от Соломона до возвращения остатка иудеев из вавилонского плена. Третья и Четвертая книги Царств в основном посвящены тому же периоду, но в книгах Паралипоменон внимание уделяется целиком и полностью Иудее. Цари Израиля упоминаются только тогда, когда они оказывают влияние на историю Иудеи. Кроме того, в книгах Паралипоменон акцентируется духовная сторона, в то время как в Книгах Царств — историческая. Хотя значительная часть материала этих книг совпадает, иногда в книгах Паралипоменон есть подробности, которых нет в Книгах Царств, так как книги Паралипоменон были написаны позже и с другой целью. Мы прокомментируем некоторые разночтения между этими книгами, но подробный разбор всех различий не представляется возможным. (Для этого были написаны отдельные труды).
I. ЦАРСТВО СОЛОМОНА (Гл. 1−9)
А. Поклонение, мудрость и богатство Соломона (Гл. 1)
1:1−3 В 3 Царств 1−3 рассказывается о том, что происходило между смертью Давида (1Пар 29) и временем, когда Соломон стал царем. Адония и Иоав были убиты в борьбе за власть, и Соломон закрепился на престоле своего отца в соответствии со словом Господним (1Пар 22:9−10).
Завладев царством, Соломон созвал своих подданных и в торжественном шествии привел их в Гаваон, где находилась скиния.
1:4−6 Давид принес ковчег в Иерусалим (1Пар 13−15), но остальное убранство скинии оставалось в Гаваоне, включая медный жертвенник. На этом жертвеннике Соломон вознес тысячу всесожжений, демонстрируя свою верность и преданность Иегове, Богу своего отца.
1:7−12 В ту же самую ночь Соломону явился Бог и спросил, чего он больше всего желает (ст. 7; 3Цар 3:5). Соломон попросил о премудрости и знании, чтобы хорошо править народом. Эта просьба так понравилась Господу, что Он пообещал царю также несравненное богатство, имение и славу. Бог некоторым образом является каждому верующему и спрашивает, что он хочет. От того, что мы хотим в жизни, зависит то, что мы в ней получаем.
1:13−17 Соломон вернулся в Иерусалим и начал свое успешное правление. В этих стихах рассказывается о его колесницах, всадниках, колесничих городах, серебре, золоте, кедровой древесине и конях. Но в этом процветании прятались причины будущих неудач, как часто бывает.
комментарии МакДональда на вторую книгу Паралипоменон, 1 глава