Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 17 глава

Комментарии МакДональда


Щ. Царь Осия Израильский (17:1−6)

Осия, сын Илы, был царем Израильским девять лет (732/731−723/722 гг. до Р. Х.).

17:1−2 Мы подошли к истории последнего царя, представителя девятой и последней династии Израиля. Осия убил Факея (см. 15:30), возможно, за его неспособность сопротивляться набегам Ассирии на Израиль, и взял в свои руки бразды правления. Он не был таким нечестивым, как его предшественники, но народ слишком низко пал — было уже поздно что-то менять.

17:3−6 Салманассар, царь Ассирийский, выступил против Самарии и заставил Осию платить дань. Осия заключил союз против Ассирии с царем Египетским и отказался платить дань. Поэтому царь Ассирийский (либо Салманассар, либо его наследник Саргон) взял в плен Осию, держал Самарию в осаде три года и угнал в рабство часть израильтян. Нам не сообщается, что стало с Осией; он просто исчезает в ассирийском темничном доме, и Самария остается без царя в последние дни своего существования. Окончательное падение Израиля произошло в 723 или 722 г. до Р. Х.

Э. Падение северного царства (17:7−41)

17:7−23 Здесь объясняются основные причины, по которым Бог был недоволен Израилем и позволил, чтобы народ потерпел поражение и был угнан в плен. Они стали чтить иных богов, стали поступать по обычаям народов, построили себе высоты, статуи и изображения, их идолопоклонство приобретало все больший размах. Они не хотели слушать Его пророков, но ожесточали выю свою, отказываясь веровать в слово Господа, Бога своего. Они отвернулись от Божьих уставов и переняли рукотворную религию своих соседей. Они ревностно стремились к суете, принося своих сыновей и дочерей в жертву ложным богам.

17:24−25 Царь Ассирийский переселил десять северных колен Израиля в Месопотамию и Мидию. На их место, в Израиль, он переселил жителей пяти других областей, им покоренных. Раньше, когда Израиль слушался Господа, Он изгнал язычников из Ханаана и позволил Своему народу обосноваться там, при Иисусе Навине. Когда же они перестали слушаться Иегову, Он изгнал их оттуда и привел обратно языческие народы руками царя Ассирийского. Эти языческие народы поклонялись своим языческим божествам и тем навлекли на себя неудовольствие Бога, и это усугублялось тем, что теперь они жили в земле Еммануила. Божий гнев проявлялся в том, что Он посылал на них львов, которые бродили по земле и убивали их.

17:26−28 Кто-то сказал царю Ассирийскому, что львы посланы Богом Израиля на этих иноземцев, которые не знают Его закона. Тогда царь Ассирийский приказал одному из священников Израиля вернуться из плена, чтобы научить язычников-колонистов жить в страхе Господнем. Скорее всего, вернувшийся священник был одним из священников-идолопоклонников Израиля, а не настоящим священником Иеговы. Он прибыл в Вефиль, место поклонения тельцу (хотя тельца там больше не было), и научил новых жителей земли оскверненной религии Иеровоама, которая включала в себя поклонение Иегове, но этим не ограничивалась. Эти иноземные колонисты вступили в браки с израильтянами, оставшимися в земле, и породили народ, известный как самаряне — смешанную этническую группу с собственной религией и обычаями.

17:29−34а По-видимому, в этих стихах описаны иноземные поселенцы. У каждого народа были свои боги и священники из своего народа. Они также переняли поклонение Иегове, и в результате возникла смешанная религия, которая хуже, чем откровенное язычество.

17:34−40 Фрагмент, начиная со стиха 34б («не боятся Господа...») и заканчивая стихом 40, по-видимому, относится к израильтянам, оставшимся в земле. Они не прислушались к неоднократным предупреждениям Господа против идолопоклонства, но продолжали поклоняться золотому тельцу.

17:41 Здесь речь снова идет об иноземцах, осевших в этой земле. Они кажутся менее виновными, чем Израиль. Хотя света им дано было меньше, они по-своему чтили Господа; в то время как десять колен, со всем посланным им светом, не боялись Господа (ст. 34б).

Насколько нам известно, десять колен так и не вернулись в свою землю. Они рассеялись по свету. Возможно, они включают в себя чернокожих иудеев фалашей из Эфиопии, китайских иудеев кайфенфу, и иудеев Кокина из Индии. Бог знает, кто они; Он вернет их в Израиль в будущем.

Вероятно, в это время завершилось служение пророка Осии — с падением Самарии и пленом Израиля.

комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств, 17 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.