Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 17 глава

Новой Женевской Библии


17:1−6 В данных стихах повествуется о правлении Осии, последнего из царей израильских. Он отказался продолжать платить дань Ассирии; в наказание ассирийцы вторглись в Израиль, взяли Самарию и насильно переселили ее жителей в свою страну.

17:1 В двенадцатый год Ахаза. Т.е. в 732 г. до Р.Х.

царствовал девять лет. Осия царствовал в 732−723 гг. до Р.Х.

17:3 Салманассар. Преемник Тиглатпаласара III Салманассар V царствовал в Ассирии в 727−722 гг. до Р.Х. В отличие от своего предшественника Факея (см. ком. к 15:27−31), Осия был вассалом царя ассирийского.

17:4 к Сигору, царю Египетскому. Речь, видимо, идет о фараоне Осорконе IV чьи владения лежали в восточной части дельты Нила. Осия ошибочно полагал что покровительство фараона защитит его от посягательств со стороны Ассирии. За этот неверный политический шаг пророк Осия назвал царя «глупым голубем» (Ос 7:11).

не доставлял дани царю Ассирийскому. Отказ вассала платить дань рассматривался как измена и влек за собой соответствующие санкции (как правило — военное подавление неповиновения).

17:5 держал ее в осаде три года. Ассирийцы вторглись в Израиль сразу после того, как был пленен Осия (это произошло в 724/23 г. до Р.Х.). За время долгой осады Самарии Салманассар V умер и на ассирийском престоле его сменил Саргон II (Ис 20:1), который и переселил израильтян из Самарии в Ассирию (ст. 6).

17:6 В девятый год Осии. Т.е. в 722 г. до Р.Х.

царь Ассирийский. Саргон II, царствовавший в Ассирии с 722 по 705 г. до Р.Х.

переселил Израильтян в Ассирию. Как утверждается в летописи, составленной по указанию Саргона II, ассирийцы переселили в отдаленные районы своей страны двадцать семь тысяч двести девяносто жителей Самарии. Падение столицы Израиля знаменовало собой конец северного царства (1Пар 5:25,26), которому уже не суждено было оправиться от этого поражения (см. ком. к ст. 7−23). Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что многие израильтяне бежали от ассирийских вторжений в Иудею, где и остались на постоянное жительство. Благодаря притоку беженцев с севера в конце VIII — начале VII вв. до Р.Х. значительно увеличилось население Иерусалима.

в Халахе. Халах располагался северо-восточнее Ниневии.

в Хаворе, при реке Гозан. Точнее: «в Гозане, на реке Хавор». Хавор — один из северных притоков Евфрата; стоявший на нем город Гозан являлся столицей одноименной ассирийской провинции.

в городах Мидийских. Эти города, по-видимому, располагались на территории между рекой Тигр и Каспийским морем.

17:7−23 В этих стихах библейский автор разъясняет, что поражение и пленение израильтян явились прямым следствием их грехов против Господа.

Военные действия Ассирии против Израиля (725 г. до Р.Х.).

17:8 стали поступать по обычаям народов... по обычаям царей Израильских. Грех Израиля заключался в заимствовании религиозных обычаев соседних языческих народов (Исх 34:15; Втор 18:9; Суд 2:13), а также в следовании обрядовым нововведениям своих беззаконных царей (3Цар 12:26−33; 3Цар 16:30−34).

17:9 высоты. См. ком. к 3Цар 3:2.

17:10 статуи. См. ком. к 3Цар 14:23.

изображения Астарт. См. ком. к 3Цар 11:5; 14:23.

на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. См. 3Цар 14:23; Втор 12:2; Иер 2:20; Иер 3:6,13; Иер 17:2.

17:12 служили идолам. Закон запрещал евреям делать изображения как языческих божеств, так и Самого Господа (Исх 20:4; Втор 4:12,15−19,23−28).

17:13 по всему учению. Т.е. в соответствии с законом Моисеевым и требованиями завета (см. ком. к 3Цар 2:3).

17:14 ожесточили выю свою, как была выя отцов их. См. Исх 32:9; Втор 10:16.

17:16 литые изображения двух тельцов. Имеются в виду изваяния, поставленные Иеровоамом I в Вефиле и Дане (3Цар 12:26−33). Их прообразом служил золотой телец Аарона (Исх 32:4,8; Втор 9:12,16; Ос 13:2).

устроили дубраву. См. ком. к 3Цар 14:23.

поклонялись всему воинству небесному. Т.е. небесным светилам. Этот культ, распространенный среди некоторых соседних с Израилем народов, строжайше воспрещался законом (Втор 4:19; 17:3), однако многие израильтяне исполняли сопряженные с ним обряды (21:5; 23:4−5; Ам 5:26).

служили Ваалу. См. З Цар. 16:31−32.

17:17 проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь. См. ком. к 3:27; 16:3.

и гадали, и волшебствовали. См. ком. к 16:15.

17:18 кроме одного колена Иудина. Из двенадцати колен Израиля ассирийское переселение не затронуло только колено Иудино (см. ком. к 3Цар 12:20).

17:19 поступал по обычаям Израильтян. См. 8:18; 11:1−21.

17:20 отвратился Господь от всех потомков Израиля. Доказательством этого является то, что Господь позволил ассирийцам увести израильтян из земли, которую Сам же даровал их предкам (ст. 6).

17:21 вовлек их в великий грех. Имеется в виду воздвижение Иеровоамом изображений тельцов в Вефиле и Дане (см. ком. к 3Цар 12:27−33; 3Цар 14:15).

17:22 поступали... по всем грехам Иеровоама. См. ком. к 3Цар 12:30; 14:15.

17:24 царь Ассирийский. Очевидно, Саргон II. Одновременно с выселением из Израильского царства евреев ассирийцы заселяли их земли другими народами полагая, что тем самым будет исключена возможность восстановления уничтоженного ими царства.

из Вавилона. В описываемое время Вавилон находился под властью Ассирии.

из Куты. Этот город располагался приблизительно в двенадцати километрах к северо-востоку от Вавилона.

из Аввы. Авва (или Ивва — 18:34; 19:13), по-видимому, находилась в Сирии.

из Емафа. Емаф, располагавшийся на берегу реки Оронт (см. ком. к 14:25), также находился под властью Ассирии.

из Сепарваима. Этот город, по-видимому, находился в Сирии.

овладели Самариею. Северное царство, после захвата его ассирийцами, стало называться Самарией (см. 3Цар 16:24).

17:25 Господь посылал на них львов. Как орудие наказания за грехи (3Цар 13:24; 3Цар 20:36; Ам 3:12).

17:26 не знают закона Бога той земли. Ассирийцы, как и другие ближневосточные народы, были убеждены в необходимости отдавать должное божествам покоренных народов, которые, как они считали, в противном случае могли всячески вредить победителям на завоеванных землях.

17:29 сделал каждый народ и своих богов. Приглашение в Вефиль израильского священника отнюдь не привело к обращению пришельцев в веру Израиля. Несмотря на его проповедь, они устанавливали в старых языческих святилищах изваяния своих богов и отправляли там свои обряды.

в капищах высот, какие устроили Самаряне. См. 23:19; 3Цар 12:31; 3Цар 13:32. «Самарянами» или «народом Самарии» население северного царства называется не только в Библии, но начиная с VIII в. до Р.Х. также и во многих небиблейских письменных источниках.

17:32 Между тем чтили и Господа. Религия нового населения Самарии была синкретической — поклонение Господу сочеталось в ней с культами языческих богов.

17:34 До сего дня. См. ком. к 3Цар 8:8.

сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля. Отношения между Богом и избранным Им народом были закреплены в завете, заключенном на горе Синай (ст. 35; Исх, гл. 19−24) и возобновленном на «равнинах Моавитских» (Втор, гл. 1−34). Принадлежность к Израилю определялась не по этническому, а, главным образом, по религиозному признаку: к Израилю принадлежал тот, кто чтил Господа, как того требовали условия завета.

17:37 и уставы, и учреждения ... старайтесь исполнять. См. ком. к ст. 13 и З Цар. 2:3.

17:39 Он избавит вас от руки всех врагов ваших. В прошлом Бог избавил Свой народ от египетского рабства; Он может избавить его и в будущем (Исх 20:1−2; Исх 23:22; Втор 20:1−4; Втор 23:14).

17:41 до сего дня. См. ком. к 3Цар 8:8. Несколько столетий спустя потомки избежавших переселения израильтян и пришлых народов приняли монотеизм и стали подчиняться требованиям закона Моисеева.

комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств, 17 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.