16:1−4 Когда Давид перевалил через вершину горы Елеонской, ему встретился Сива, слуга Мемфивосфея, у которого были большие запасы еды и вина и два осла. Когда Давид поинтересовался о Мемфивосфее, Сива солгал (см. 19:27), сказав, что сын Ионафана остался в Иерусалиме в надежде на то, что царство будет возвращено дому Саула, а, следовательно, ему, так как он был следующим наследником. Давид поверил в эту ложь и приказал отдать Сиве все, что принадлежало Мемфивосфею.
16:5−14 В Бахуриме, по пути в Иерихон, навстречу Давиду вышел потомок Саула по имени Семей и начал яростно злословить Давида, обвиняя его в пролитии крови в доме Саула. Авесса, один из воинов Давида, хотел сразу же убить Семея, но царь этого не допустил. Он сказал, что может быть Господь повелел ему злословить. Он указал на то, что в конце концов у представителя дома Саула было больше оснований искать его смерти, чем у его собственного сына Авессалома. Возможно, Давид вспомнил о том, как погиб Урия, и понял, что обвинения Семея были небезосновательны. Также Давид надеялся, что чрезмерная враждебность Семея послужит к проявлению милости Божьей. Пока Давид со своими людьми шел к Иордану, Семей шел за ними, осыпая их проклятиями и бросая в их сторону пыль и камни. В итоге изгнанный царь дошел до реки, где у него и его окружения была возможность освежиться.
Е. Советники Авессалома (16:15 — 17:23)
16:15−19 Теперь сюжет переносится в Иерусалим, куда только что приехал Авессалом. Хусий громко и решительно показал свою приверженность Авессалому. В начале к нему отнеслись с подозрением, но в итоге узурпатор его принял.
16:20−23 Первый совет Ахитофела Авессалому заключался в том, чтобы он вошел к тем десяти наложницам, которых Давид оставил в Иерусалиме. Такой поступок, сам по себе постыдный, стал бы несказанным оскорблением для Давида, о примирении не могло бы быть и речи. Этот поступок представлял собой непосредственное объявление своих прав на престол. Авессалом принял совет, отправившись в царский гарем на глазах у всего Израиля, исполнив таким образом пророчество Нафана в 12:11−12.
В то время совет Ахитофела ценился очень высоко. Авессалом ему безоговорочно последовал, так же, как это делал его отец. Но если мы вспомним, что Ахитофел был дедушкой Вирсавии, мы увидим, что этот совет был мотивирован жаждой мести.
комментарии МакДональда на вторую книгу Царств, 16 глава