11. Пророчество Иакова о будущем его сыновей (Гл. 49)
49:1−2 Последние слова Иакова были одновременно и пророчеством (ст. 1), и благословением (ст. 28).
49:3−4 Рувим, будучи первенцем, служил воплощением мужской силы отца, и ему должны были принадлежать власть и почет. Ему принадлежало и право первородства, вместе с двойной долей наследства. Но он утратил это право, потому что в нем бушевали темные страсти, и он согрешил с Валлою, наложницей отца (35:22).
49:5−7 Симеон и Левий, из-за того, что жестоко убили жителей Сихема и перерезали жилы тельца, будут разделены в Иакове и рассеяны в Израиле. Во время второй переписи израильтян (Чис 26), эти два племени были самыми малочисленными. Пророчество исполнилось и тогда, когда большая часть племени Симеона была поглощена племенем Иуды (Нав 19:1−9), а уделом племени Левия стали 48 городов по всей земле. Иаков проклял их жестокий обман, но не самих людей, родившихся в этих двух племенах.
49:8−12 Иуду (имя которого означает «хвала»), братья будут хвалить и уважать, потому что он победит врагов. Иуда сравнивается со львом, который бросается на добычу, а затем возвращается на заслуженный отдых, и никто не смеет потревожить его. Право первородства, которое получил Иосиф, означало двойной надел земли. Право первородства, которое получил Иуда, означало главенство среди других племен. Власть будет принадлежать племени Иуды до тех пор пока не придет Шилох (Мессия), Который будет править вечно. В день силы Его избранный народ добровольно подчинится Ему. Точное значение слова «Шилох» неизвестно. Среди возможных вариантов перевода можно назвать следующие: Князь мира, мирный, семя (Иуды), его потомок, Тот, Кому принадлежит (см. Иез 21:27).
49:13 Завулон будет процветать за счет морской торговли. Так как в ветхозаветные времена это племя не имело земли на побережье, то это пророчество может иметь отношение к Тысячелетнему Царству.
49:14−15 Иссахар сравнивается с крепким ослом, который так удобно расположился на сочных пастбищах, что не захотел бороться за свою независимость и оказался под вражеским ярмом.
49:16−18 Дан, оправдывая свое имя, будет судить народ. Стих 17 труден для толкования. Возможно, это предсказание об идолопоклонстве, которое началось в колене Дана и привело к падению Израильской нации (Суд 18:30,31). Многие считают, что здесь содержится скрытое указание на то, что антихрист произойдет из племени Дана, и именно поэтому Дан не упоминается среди племен Израиля в 1 Паралипоменон 2:3; 8:40 и в Откровении 7:3−8. В стихе 18 Иаков молится об избавлении своего народа от врагов, или о собственном избавлении.
49:19 Гад получит земли на восточном берегу Иордана. Враги часто будут нападать на эти незащищенные территории, но племя Гада разобьет вражеские войска.
49:20 К счастью для Асира (имя которого означает «счастливый»), его племя получит плодородные земли, на которых будут произрастать плоды, достойные царского стола.
49:21 Неффалим сравнивается с оленем, выпущенным на свободу. Он несется на большой скорости, чтобы принести радостную весть. Все ученики Христа, за исключением предателя, жили в земле Неффалима. Там же происходили многие события во время земного служения Господа нашего (Мф 4:13−16).
49:22−26 Иосиф, земли которого включают в себя территории Ефрема и Манассии, — отрасль плодоносного дерева, благословения которого простираются далеко за его пределы. На него ополчились враги, но он выстоял, потому что мощный Бог Иаковлев укрепил его. От Бога придет Пастырь и твердыня Израиля (то есть, Мессия). Бог благословит Иосифа обилием дождей, колодцев и источников, а также многочисленным потомством. Иаков смиренно осознавал, что получил больше благословений, чем его предки. И теперь он желает, чтобы эти благословения перешли к Иосифу, который был избран между братьями (или «выделяется среди братьев»).
49:27 Вениамин, племя воинов, будет постоянно побеждать и делить добычу. Кто-то сказал, что Вениамин действительно был самым смелым и воинственным племенем.
49:28−33 В заключение Иаков повелел своим сыновьям похоронить его в пещере на поле Махпела, недалеко от его дома в Хевроне. Там же были похоронены Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, а также Лия. Затем патриарх положил ноги на постель и скончался.
комментарии МакДональда на Бытие, 49 глава