44:1−13 Пока братья готовились к возвращению в Ханаан, Иосиф приказал спрятать свою серебряную чашу в мешок Вениамина. Из этой чаши он не только пил; она использовалась также для гадания. Слово «гадание», скорее всего, относится к толкованию снов.
Позже израильтянам было запрещено заниматься гаданием (Втор 18:10−12). Но хотя описываемые здесь события происходили задолго до того, как был дан этот закон, вряд ли Иосиф увлекался египетскими предсказаниями. Господь давал ему мудрость и разумение, а чаша, скорее всего, использовалась только для того, чтобы братья не сомневались, что перед ними — египтянин.
Затем, когда братьев обвинили в краже этой чаши, они стали протестовать, опрометчиво распоряжаясь жизнью того, у кого она будет найдена. Слуга Иосифа согласился, сказав, что вор станет его рабом. Но когда чаша нашлась в мешке Вениамина, остальные братья упали духом и вернулись в город.
44:14−17 Выслушав упрек Иосифа, Иуда сказал, что все готовы пойти в рабство, но Иосиф ответил, что рабом станет только Вениамин, а остальные могут идти домой. Иосиф подбросил Вениамину чашу и задержал его для того, чтобы дать им возможность признать свою вину. Джордж Уильямс пишет: «Он так поступил, чтобы напомнить им об их грехе, причем так, чтобы они сами могли исповедать этот грех. Он бросил в тюрьму Симеона, а затем задержал Вениамина для того, чтобы посмотреть, будут ли они опять равнодушны к плачу брата и слезам отца. Блестящий замысел Иосифа сработал; его суровость и доброта лишили их покоя, а милосердие Иосифа привело их к покаянию». Эта сцена предвещает тот день, когда остаток Израиля признает свою вину за смерть Мессии и будет оплакивать Его, как оплакивают единственного сына (Зах 12:10).
44:18−34 Иуда подошел к Иосифу и пересказал ему во всех подробностях то, как Вениамин оказался в Египте: как Иосиф потребовал, чтобы они привели младшего брата, как отец, все еще оплакивая другого сына, не хотел отпускать Вениамина, и как Иуда поручился за него. Иуда сказал, что отец умрет, если Вениамин не вернется, и предложил вместо него себя самого в качестве раба.
Как изменился Иуда! В главе 37 он безжалостно продает Иосифа ради наживы, и его даже не волнует, что станет с отцом. В главе 38 мы читаем об обмане и нравственном разложении Иуды. Но Бог изменял его сердце, и в главе 43 мы уже видим, как он поручился за Вениамина. В 44 главе он открывает
Иосифу душу, прося за Вениамина, соглашаясь стать рабом, лишь бы только не дать отцу пережить сокрушительную горечь потери еще одного сына. Тот, кто продал брата в рабство, сам готов стать рабом вместо брата. Тот, кто даже не думал об отце, готов пожертвовать собой ради его блага. Это то, что произвела благодать в жизни Иуды!
комментарии МакДональда на Бытие, 44 глава