В. Каин и Авель (Гл. 4)
4:1 «Адам познал Еву». Здесь речь идет о сексуальной близости. Когда родился Каин, Ева признала, что его рождение — это дар Божий. Назвав сына Каином (от слова, означающего «приобретение»), она, возможно, думала, что родила Обещанное Семя.
4:2−6 Из стиха 3а следует, что могло пройти достаточно времени для того, чтобы население мира значительно возросло. Скорее всего, Каин и Авель узнали, что грешный человек может приблизиться к святому Богу только через кровь заместительной жертвы. Каин отверг это откровение и принес бескровную жертву — плоды растений. Авель же поверил Божественному повелению и принес животную жертву, подтвердив этим свою веру и оправдание, полученное от Бога (Евр 11:4). Он принес жертвы от первородных своего стада, показывая этим, что Бог заслуживает самого лучшего. Жертвоприношение Авеля — это прообраз заместительной смерти Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира.
4:7 Зависть и злоба Каина уже были начальной стадией убийства. Поэтому любящий Бог делает ему предупреждение, которое можно понимать по-разному:
1. «Если делаешь доброе [раскаявшись], то сможешь опять поднять лицо, освободившись от злобы и вины. А если не делаешь доброго [продолжая ненавидеть Авеля], то у дверей грех лежит. Этот грех приносит смерть. Он [Авель] влечет тебя к себе, а ты господствуй над ним». [То есть, он признает твое главенство, и ты будешь над ним начальствовать, если будешь делать добро].
2. «Если делаешь доброе» (или, как говорится в Септуагинте, «Если приносишь правильную жертву»), то не будет ли твоя жертва принята? Выражение «делаешь доброе», таким образом, относится к жертве. Авель поступил хорошо, покрыв свои грехи угодной Богу жертвой. Каин же поступил плохо, принеся жертву без крови, и все его последующее поведение — закономерный результат ложного богопочитания.
3. В Исправленном Стандартном Издании Библии (ИСВ) (в переводе с английского) говорится: «Если добро делаешь, не будешь ли принят? А если не делаешь, грех лежит у дверей. Он влечет тебя к себе, но ты должен господствовать над ним». 4. Ф. У. Грант в своей «Библии Чисел» (ЦБГ) приводит такой вариант: «Если не делаешь добра, то жертва за грех лежит (подстерегает тебя) у дверей». Иными словами, прощение было возможным, если бы Каин того пожелал.
4:8−12 Зависть и злоба Каина вскоре привели к тому, что он убил своего брата. И хотя Авель умер, он по-прежнему свидетельствует о том, что жизнь по вере имеет большое значение (Евр 11:4). На вопрос любящего Бога нераскаявшийся грешник дает наглый ответ. И тогда Господь объявляет наказание для Каина. Каин больше не сможет кормить себя, обрабатывая землю. Он будет скитаться по пустыне, как изгнанник.
4:13−16 Жалоба Каина выражает не раскаяние в грехе, а сожаление по поводу его последствий. Но Бог и здесь успокаивает страх беглеца, наложив особое знамение на Каина и обещая проклятие тому, кто убьет его. И пошел Каин от лица Господня. Это одно из самых печальных расставаний в Библии.
4:17−24 Каин женился на своей сестре или какой-либо другой близкой родственнице. Как уже было сказано, Бытие 4:3 подразумевает, что прошло достаточно времени, и население земли увеличилось, а в другом месте Книга Бытия (5:4) сообщает нам, что у Адама были и сыновья, и дочери. Браки между близкими родственниками в те времена еще не были запрещены (риска генетических отклонений у детей, родившихся от таких браков, тогда еще тоже не существовало). Стихи 17−24 рассказывают о потомках Каина, а также о многих событиях, произошедших впервые в истории: первый город (Енох), первый случай многоженства, начало организованного скотоводства, появление музыки и начало обработки металлов, а также первая песня, тема которой связана с насилием и кровопролитием. В этой песне Ламех сообщает своим женам, что убил молодого человека. Сделал он это в целях самозащиты, и поскольку убийство было непреднамеренным, в отличие от преступления Каина, Ламех тем более должен быть избавлен от мести.
4:25−26 Здесь, в качестве контраста, представлено благочестивое семейство Сифа, о котором идет речь далее, представляет собой разительный контраст. Мессия станет потомком именно Сифа. Когда родился Енос (имя, означающее в переводе «хрупкий» или «смертный»), люди начали называть Бога именем Господа (Иегова), или, возможно, призывать имя Господа, когда они собирались все вместе на богослужения.
комментарии МакДональда на Бытие, 4 глава