33:1−11 По мере приближения Исава Иаков снова испугался и стал вести себя, как обычный человек, разделив своих людей таким образом, чтобы те, кого он любил больше всех, оказались защищены надежней других. Подходя к брату, Иаков семь раз поклонился до земли. Исав же, напротив, был спокойным, добродушным и общительным при встрече — вначале с Иаковом, а затем с его женами и детьми. И хотя поначалу он мягко протестовал против такого множества подаренного скота, в конце концов он все-таки принял дар. Иаков, похоже, проявляет чрезмерную учтивость, называя Исава своим господином. Некоторые считают лестью и преувеличением слова Иакова о том, что увидеть лицо Исава — все равно, что увидеть лицо Бога. Другие же полагают, что под лицом Бога здесь подразумевается лицо, выражающее примирение.
33:12−17 В ответ на предложение Исава пойти дальше вместе Иаков сказал, что не может идти так же быстро, как и он. Предлогом послужило то, что у Иакова были дети и дойный скот. Иаков пообещал встретить Исава в Сеире (Едоме), хотя у него вовсе не было таких намерений. И даже когда Исав предложил оставить с ним несколько своих людей, тот отказался, скрыв истинную причину своего отказа — страх и недоверие.
33:18−20 Гора Сеир была на юге, но Иаков пошел на северо-запад. Наконец, он прибыл в Сихем и поселился там, воздвигнув жертвенник, который назвал (возможно, несколько самонадеянно) Эль Элохе Израиль — Бог, Бог Израилев. За двадцать лет до этого, когда Бог явился ему в Вефиле, Иаков поклялся, что Господь будет его Богом, что он даст Ему десятую часть от всего своего богатства, а Вефиль сделает домом Божиим (28:20−22). Но теперь, вместо того чтобы вернуться в Вефиль, он поселился в тридцати милях (пятидесяти километрах) от него, в плодородной долине Сихема. Скорее всего, это объяснялось тем, что в окрестностях Сихема были хорошие пастбища для скота. (Сихем — это символ мирской жизни). Теперь Бог не будет говорит с Иаковым напрямую, пока через несколько лет не призовет его к выполнению собственной же клятвы (гл. 35). Но прежде чем это случилось, произошли трагические события, о которых повествуется в главе 34.
комментарии МакДональда на Бытие, 33 глава