6. Примирение Иакова с Исавом (Гл. 32,33)
32:1−8 По дороге в Ханаан Иаков встретил ангелов и назвал это место «Маханаим» (что в переводе значит «два ополчения» или «двойной стан»). Под двумя станами могли подразумеваться ополчение Божие (ст. 2) и свита Исаака. Или же это было образное выражение, означающее великое множество (ст. 10). Приближаясь к Ханаану, Иаков вспоминал о своем брате Исаве, мести которого он боялся. Зол ли Исав до сих пор из-за обмана, лишившего его благословения? Вначале Иаков послал к нему вестников, которые должны были передать Исаву приветствия и пожелания мира. Услышав о том, что Исав идет к нему навстречу с отрядом в четыреста человек, Иаков, охваченный ужасом, разделил свою семью на две части — в расчете на то, что если одна часть погибнет, вторая сможет спастись бегством.
32:9−12 Молитва Иакова вызвана глубочайшим осознанием того, как он нуждается в божественной защите. Иаков молился в духе смирения, помня о завете, который Бог заключил с ним и с его отцами. Просьба Иакова основана на Слове Божьем и вере в то, что Бог выполнит обещание.
Сильнее всего мы молимся тогда, когда нас побуждает необходимость. Находясь же вне опасности, мы зачастую угашаем молитвенную жизнь. Что заставляет нас это делать во вред самим себе?
32:13−21 Затем Иаков послал Исаву три стада одно за другим — всего 580 голов скота. Иаков хотел умилостивить Исава этим даром, который тот должен был получить в три приема. Такие действия Иакова говорят о неверии или, по крайней мере, о том, что вера в нем боролась с неверием.
32:22−32 Отослав семью на другой берег ручья Иавок (в переводе «опустошит»), Иаков остался в одиночестве. В эту ночь произошло одно из самых незабываемых событий в его жизни. Некто пришел и боролся с ним. Этот был Ангел Иеговы (Ос 12:4), то есть Сам Господь. Он вывихнул Иакову бедро, так что тот хромал до конца жизни. И хотя Иаков проиграл в физической борьбе, он победил в очень важном духовном сражении. Он научился торжествовать, несмотря на поражение, и быть сильным в немощи. Освободившись от своего «я» и не доверяя больше своей хитрости, он назвал свое имя: Иаков, ловкач, «хитрец».
И тогда Бог изменил его имя, назвав его Израилем. (Существует несколько вариантов перевода этого имени: «Бог царствует», «борющийся с Богом», «князь Божий»). То место, где это произошло, Иаков назвал Пенуэл («лицо Божие»), потому что понял: здесь он увидел Бога. Пфайффер отмечает, что сказанное в стихе 32 справедливо в отношении евреев и сегодня:
«После забоя скота седалищный нерв, или вена на бедре, должны быть удалены, если мясо предназначается в пищу ортодоксальным иудеям».
комментарии МакДональда на Бытие, 32 глава