2:1−3 Сотворив мир, Бог покоился на седьмой день. Этот покой вызван не усталостью, а удовлетворением от завершенной работы. Несмотря на то, что тогда еще не было заповеди о субботнем покое, принцип отдыха раз в семь дней уже прослеживается.
2:4−6 Имя «Господь Бог» (Иегова [Яхве] Элохим) впервые появляется в стихе 4, но только после сотворения человека (гл. 1:27). Под именем Элохим Он выступает как Творец. Под именем Иегова, Он заключает с человеком завет. Не понимая этого, критики Библии объясняли различные имена Бога сменой авторов манускриптов.
Слова «Вот происхождение неба и земли» (ст. 4) относятся к началу Сотворения, о котором шла речь в главе 1. Стих 5 — «и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» — описывает состояние земли на тот момент, о котором сказано в 1:10 — когда появилась суша, но еще не было растений. Земля орошалась не дождем, а изморосью.
2:7 Здесь мы находим более подробное повествование о сотворении человека. Бог сотворил человеческое тело из праха земного, но только дыхание Божие сделало человека живым существом. Имя Адам («земля» или «красный») он получил от красной земли, из которой был сделан.
2:8−14 Тот сад, который насадил Бог в Едеме, был на востоке, т.е. находился к востоку от Палестины — географической точки отсчета в Библии. Сад находился в Месопотамии, недалеко от рек Хиддекель (Тигр) и Евфрат. Дерево познания добра и зла было посажено там для того, чтобы проверить, будет ли человек послушен Богу. Есть плоды этого дерева нельзя было только потому, что Бог запретил это делать. В несколько видоизмененной форме, этот плод знаком нам и сегодня.
2:15−23 Наказанием за несоблюдение этой духовной заповеди была смерть (ст. 17) — мгновенная духовная смерть и медленная физическая. Наделяя зверей и птиц именами, Адам, по-видимому, заметил, что среди них есть самцы и самки. У каждого животного была пара — похожая на него, но немного другая. Это, должно быть, навело Адама на мысль, что ему тоже нужен помощник, подобный ему. Невеста Адама была сделана из его же собственного ребра, которое у него вынули, пока он спал. А из пробитого копьем бока Христа, пролившего кровь в невыразимой агонии, пришло спасение для Его Невесты. Женщина была сделана не из головы, чтобы не господствовать над мужем, и не из ноги, чтобы ее не попирали, а из места под рукой — чтобы ее защищали. Это место было близко к сердцу, чтобы ее любили.
Бог сделал мужа главой семьи еще до того, как в мир вошел грех. Апостол Павел аргументирует это порядком сотворения (муж был сотворен первым) и целью сотворения (жена была сотворена для мужа) (1Кор 11:8−9). И, несмотря на то, что первой согрешила Ева, сказано, что грех вошел в мир именно через Адама. Адам был главой семьи, и вся ответственность лежала на нем.
В стихе 19 описано действие, совершенное ранее. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых.» — то есть, до сотворения человека.
2:24 В этом стихе Бог устанавливает институт моногамного брака. Как и все другие божественные установления, брак был создан на благо человеку, и не может быть нарушен безнаказанно. Узы брака служат также иллюстрацией союза между Христом и Церковью (Еф 5:22−32).
2:25 Хотя Адам и Ева, живя в Саду Едемском, не носили одежды, стыд был им неизвестен.
комментарии МакДональда на Бытие, 2 глава