II. ПАТРИАРХИ ИЗРАИЛЯ (Гл. 12−50)
А. Авраам (12:1 — 25:18)
1. Призвание Авраама (12:1−9)
12:1−3 Господь призвал Аврама, когда тот был еще в Уре Халдейском (ср. ст. 1 с Деян 7:1−2). Аврам должен был оставить родную страну, семью, дом своего отца и стать странником (Евр 11:9). Бог заключил с ним удивительный завет, в котором содержались многозначительные обетования. Авраму была обещана земля — то есть, Ханаан. От Аврама должен был произойти великий народ — евреи. Аврам и его потомство должны были получить множество благословений — и материальных, и духовных, а их имя должно было возвеличиться. Через них многие другие должны были получить благословения. Их друзья будут благословлены, а антисемиты будут прокляты. Все народы земли благословятся через Авраама. Это обещание связано с приходом Иисуса Христа, Который тоже будет потомком Аврама. Завет был со временем обновлен и дополнен — 13:14−17; 15:4−6; 17:10−14; и 22:15−18.
12:4−9 После всех «лет, потраченных впустую в Харране» — то есть, без продвижения вперед, Аврам отправился в Ханаан с женой Сарой, племянником Лотом, другими родственниками и всем своим имуществом. Вначале они пришли в Сихем, где Аврам построил жертвенник Господу. Присутствие враждебно настроенных хананеев не было помехой для человека, живущего верой. Затем Аврам поселился между Вефилем (домом Божим) и Гаем. Здесь он тоже не только поставил шатер для себя, но и соорудил жертвенник Господу. Это говорит о том, насколько важным было для этого божьего человека общение с Богом. В стихе 9 Аврам идет на юг — по направлению к Негеву.
2. Путешествие в Египет и обратно (12:10 — 13:4)
12:10−20 Но и у людей веры бывают падения. Когда настал голод, Аврам оставил место, выбранное для него Богом, и бежал в Египет — символ мира. Это привело к неприятным последствиям. Аврамом овладел панический страх; он боялся, что фараон убьет его для того, чтобы забрать его прекрасную жену Сару в свой гарем. Поэтому Аврам убедил Сару, чтобы та солгала, назвавшись его сестрой. И хотя она действительно бьла его сводной сестрой (20:12), ложь остается ложью, так как главным намерением Аврама был обман. Авраму этот обман был выгоден (он получил щедрую награду), но для Сары последствия были неприятными (ей пришлось побывать в гареме фараона). На фараона тоже обрушились беды (он сам и весь его дом страдали от болезней). Узнав об обмане, фараон поступил более праведно, чем Аврам. Упрекнув Аврама, он отправил его обратно в Ханаан.
Этот эпизод напоминает нам о том, что нельзя вести духовную войну плотским оружием, что цель не оправдывает средства, и что грех не может оставаться без последствий. Бог не оставил Аврама, но позволил последствиям греха отразиться на людях. Аврам был при всех пристыжен фараоном и с позором выдворен из страны.
Фараон — это не имя собственное, а титул (как, например, царь, император, президент и т. п.)
комментарии МакДональда на Бытие, 12 глава