З. Вавилонская башня (Гл. 11)
11:1−4 В главе 10, которая в хронологическом порядке следует за главой 11, происходит разделение языков человечества (ст. 5,20,31). Теперь мы узнаем, почему это произошло. Вместо того чтобы разойтись по всей земле, как заповедал Бог, люди построили город и башню в земле Сеннаар (Вавилон). Они сказали друг другу: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». В этих словах слышится гордыня (желание сделать себе имя) и вызывающее отношение (нежелание рассеиваться по земле). Для нас эта башня может стать символом неустанных попыток падшего человечества дотянуться до небес своими силами, с помощью религии, основанной на делах, вместо того, чтобы принять спасение, как бесплатный дар благодати.
11:5−9 Господь покарал людей, смешав их языки. Отсюда берет начало многообразие языков, наблюдаемое в мире сегодня. События, произошедшие в День Пятидесятницы (Деян 2:1−11), были противоположностью вавилонскому смешению языков, потому что каждый, кто слышал проповедь Апостолов в тот день, слышал ее на своем родном языке. Слово «Вавил» (англ. Babel) означает «смешение», «смятение» — то, к чему неизбежно приводит союз, заключенный без Бога или не по Его воле.
11:10−25 В этих стихах прослеживается родословная Сима — вплоть до Аврама. Таким образом, историческое повествование Книги Бытия сужается к жизнеописанию только одной расы (семитской), а затем к биографии одного человека — Аврама, который стал главой еврейской нации. Остальная часть Ветхого Завета посвящена в основном истории этой нации.
11:26−32 Аврам был героем веры и одним из самых важных людей в истории. Его почитают в трех мировых религиях — в иудаизме, исламе и христианстве. Его имя упоминается в шестнадцати книгах Ветхого Завета и в одиннадцати книгах Нового. Имя Аврам означает «возвышенный отец», а Авраам — «отец многих».
В этом отрывке есть сложное место, которое вызывает математические трудности. Дерек Киднер поясняет: «Возраст, в котором умер Фара, представляет сложности для толкования, так как его старшему сыну должно было быть 135 лет (26), в то время как Аврааму было всего лишь 75 (12:4, а также Деян 7:4). Один из возможных ответов заключается в том, что Авраам был младшим сыном, родившимся через шестьдесят лет после старшего, но помещенным в начале списка в 11:26−27 из-за своей выдающейся роли в истории (можно провести параллель с Ефремом, который помещается в родословных перед Манассией). Другой вариант предложен самаритянским текстом, согласно которому, Фарра умер в 145 лет. Этот вариант представляется более вероятным, так как вряд ли бы Аврам издал восклицание, записанное в 17:17, если бы его собственному отцу было 130 лет, когда он родился». Ур Халдейский (ст. 31), находившийся в Месопотамии, был центром язычества и идолопоклонства. Фарра с семейством отправился на север-запад в Харран по пути в землю Ханаанскую.
комментарии МакДональда на Бытие, 11 глава