Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Судьи | 5 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава содержит хвалебную песнь, которая была сочинена и воспета по поводу славной победы, одержанной Израилем над армией Иавина, царя ханаанского, а также по поводу счастливых последствий этой победы. Возможно, в то время обычно публиковали поэмы, сочиненные в связи с такими событиями, как и сейчас, но из всех поэм, сочиненных в период судей, сохранилась только эта, ибо она была продиктована пророчицей Деворой и в то время была псалмом хвалы, а также образцом восхваления для последующих веков; она проливает свет на историю тех веков.

I. Песнь начинается с хвалы Богу (ст. 2−3).

II. Ее содержание передает воспоминания об этом великом событии.

1. Явление Бога и Его заступничество в данной ситуации сравнивается с Его явлением на горе Синай (ст. 4−5).

2. Их спасение возвеличивается за счет размышлений об их бедственном положении, в котором они пребывали (ст. 6−8).

3. Песнь призывает присоединиться к хвале тех, кто получил выгоду от победы (ст. 9−13).

4. Она прославляет те колена, которые участвовали и были активными в этой войне, и позорит тех, кто отказался служить (ст. 14−19,23).

5. Обращается внимание, что Сам Бог сражался за них (ст. 20−22).

6. Прославляется, в частности, Иаиль, убившая Сисару; этой теме посвящена значительная часть песни (ст. 24−30). Она также включает молитву Богу (ст. 31).

Стихи 1−5. Предыдущая глава показала, какие великие дела Бог совершал для Израиля, а в данной главе приводится благодарность за них Богу, чтобы Церковь на протяжении всех веков могла учиться небесному труду как славить Бога.

I. Бог прославлен песней.

1. Это весьма естественный способ выражения радости. Весел ли кто, пусть поет; святая радость это душа и корень хвалы и благодарения. Богу нравится считать себя прославленным, когда мы радуемся в Нем и Его чудесных делах. Радость Его рабов доставляет Ему удовольствие, а их песни для Него приятные мелодии.

2. Это весьма подходящее средство для распространения знания и сохранения памяти об этих великих событиях. Соседи будут передавать и учить эту песнь друг у друга, а дети у своих родителей; благодаря этому те, которые не имеют книг или не умеют читать, смогут ознакомиться с этими делами Божьими; род роду будет восхвачять дела Твои и говорить о могуществе страшных дел Твоих (Пс 144:4 и далее).

II. Эту песню сочинила сама Девора, что следует из ст. 7: «...доколе не восстала я, Девора». А первые слова говорят: «В тот день воспела Девора».

1. Как пророчица она использовала свой дар для сочинения песни; ее стихи на протяжении всего произведения очень красивы и возвышенны, образы весьма энергичны, а выражения элегантны; в ней присутствует безмятежность и величие. Никакую поэзию нельзя сравнить со священной поэзией.

2. Мы можем предположить, что она, как владычица, использовала свою власть, чтобы заставить победоносную армию Израиля выучить и петь эту песнь. Она не хотела, чтобы они своими песнями прославляли и возвеличивали ее в данной ситуации, а требовала, чтобы этой песней все вместе они прославляли Бога и возвеличивали Его. Она была первым колесиком в этой цепочке действий, и теперь была первой в благодарении.

III. Эта песнь была воспета в тот день, но не в тот самый день, когда происходило сражение, а по этому поводу, очень скоро, как только можно было назначить подходящий день для благодарения. Если мы получили милость от Бога, то должны поторопиться ответить хвалой, пока еще свежи впечатления от милости. Эту плату нужно отдавать в тот же день.

1. Она начинает песнь с обычного «Аллилуйя» (ст. 2): прославьте (или благословите, ибо таково значение этого слова) Господа! Основная цель песни воздать славу Богу, поэтому эта фраза стоит первой, чтобы пояснить и направить все последующие, подобно тому как первым прошением в молитве «Отче наш» стоят слова: «Да святится имя Твое». Здесь Бог прославляется:

(1) За то, что Он отомстил врагам Израиля за их гордость и жестокое угнетение, отплатил им сполна за все обиды, причиненные Его народу. Познан Бог как праведный Бог, как Бог, которому отдано мщение, по суду, который Он совершил.

(2) За благодать, которую Он даровал друзьям Израиля, когда народ показал рвение, служа в этой войне. Богу принадлежит слава за все добрые служения, которые во всякое время совершались для нас; и чем больше рвения проявляют люди, тем больше благодати они получают, которая дает желание и возможность исполнить свое дело. Именно ради этого пророчица решила сохранить эту песню в написанном виде: чтобы почтить вечного Бога (ст. 3): «Я Господу, Я пою Иегове Богу неоспоримого владычества и непреодолимой силы, Господу Богу Израилеву, Который управляет всем для блага Церкви».

2. Она призывает сильных мира сего, которые сидят во главе стола, прислушаться к ее песне и обратить внимание на ее содержание: «Слушайте, цари, внимайте, вельможи!»

(1) Девора хочет, чтобы они знали, что какое бы высокое положение они ни занимали, есть Тот, Который выше их и с Которым глупо соперничать; они посодействовали бы своим интересам, если бы подчинились ему, ибо кони и колесницы бесполезные вещи и не спасут их.

(2) Она хочет, чтобы они присоединились к ее прославлению Бога Израилева и больше не славили свои ложные божества, как делал Валтасар, который славил богов золотых и серебряных (Дан 5:4). Она обращается к ним, как псалмопевец (Пс 2:10−11): «Итак вразумитесъ, цари! Служите Господу со страхом».

(3) Она хочет, чтобы, глядя на судьбу Сисары, они приняли это предостережение и не осмеливались причинять какой-либо вред народу Божьему, за дело которого рано или поздно Бог ревностно заступится.

3. Она оглядывается на прошлое и вспоминает прежние явления Бога, сравнивает данное заступничество с ними, чтобы больше возвеличить славного Творца этого великого избавления. Наблюдая за делами Божьими, мы должны вспоминать, что Он сделал раньше, ибо Он тот же вчера, сегодня и во веки (ст. 4): «Когда выходил Ты, Господи, от Сеира...» Эти слова могут говорить:

(1) О случаях, когда Бог явил Свою силу и справедливость против врагов Израиля, чтобы подчинить и завоевать их; так здесь проведена параллель с Книгой Аввакума (Авв 3:3−4), где описывается истребление врагов Церкви. Когда Бог вывел Свой народ Израиля из Едома, то поверг ему под ноги Сихома и Ога, поразив их самих и их армии таким ужасом и изумлением, что им казалось, будто небо и земля соединились. Их сердца растаяли, словно растаял весь мир вокруг них. Или эти слова обращают внимание на славное явление божественного величия, ибо поразительные эффекты божественной силы вполне могут заставить землю трепетать, небо капать, как снег на солнце, и горы таять. (Ср. Пс 17:8). Никакое творение не может помещать осуществлению Божьих советов, когда настает их время; то, что казалось препятствием на их пути, не только покорится, но и будет служить им (см. Ис 64:1−2).

(2) О явлениях Божьей славы и величия Израилю, когда Он на горе Синай дал им Свой закон. Тогда эти слова буквально исполнились: земля тряслась и небо капало и т.д. (ср. Втор 33:2; Пс 68:7−8). Пусть все цари и вельможи знают, что Девора славит именно такого Бога, а не презренные и бессильные божества, которым они поклоняются. Халдейский парафраз полагает, что здесь говорится о дне, когда был дан закон, но имеет критическое замечание к словам «горы таяли». Фавор, Ермон и Кармил соперничали между собой; одна сказала: «Пусть божественное величие обитает на мне»; другая сказала: «Нет, пусть оно обитает на мне», но Бог решил обитать на горе Синай самой посредственной и последней из всех гор. Я думаю, что она считалась самой заурядной, так как была бесплодной и скалистой.

Стихи 6−11. В данных стихах:

I. Девора описывает бедственное положение Израиля, находившегося во власти Иавина, чтобы значительность их бедствия явила их спасение более прославленным и благодатным (ст. 6): «От дней Самегара, который боролся за избавление Израиля от филистимлян, до дней Иаили, то есть до нынешнего дня, когда Иаиль так проявила себя, страна была в определенном смысле опустошена».

1. Замерла торговля. Из-за недостатка солдат для защиты торговцев и их бизнеса от набегов врага, из-за отсутствия гражданских властей, которые сдерживали бы и наказывали воров и грабителей, находившихся среди них (люди с несложившейся судьбой, отчаявшиеся, не имеющие работы, начинали грабить на дорогах), торговля прекратилась; никто не ходил по дорогам; не видно было караванов купцов, как раньше.

2. Никто не путешествовал. Пока в государстве был порядок и существовало правительство, путники чувствовали себя безопасно на открытых дорогах и грабители были вынуждены скрываться возле малолюдных дорог, но теперь, наоборот, грабители нападали на больших дорогах и никто не препятствовал им, а честные путники были вынуждены пробираться малолюдными дорогами в постоянном страхе.

3. Никто не обрабатывал землю. Поля оставались невозделанными и опустошенными, раз жители деревень и фермеры оставили свои занятия и покинули свои дома, ибо постоянно пребывали в страхе из-за грабителей и в результате были вынуждены искать прибежище себе и своим семьям в укрепленных и окруженных стенами городах.

4. Никто не вершил правосудие. Где функционировали суды, там была война у ворот (ст. 8). Только после того, как они были освобождены, народ Господень осмелился выступить ко вратам (ст. 11). Постоянные нашествия врага лишили гражданские власти достоинства, а народ преимуществ, связанных с их руководством.

5. Не было мира ни входящему, ни выходящему. Ворота, через которые они входили и выходили, осаждались врагами; более того, лучники постоянно пугали людей, приходивших за водой.

6. Ни оружие, ни дух не помогали им; не было видно ни щита, ни копья у сорока тысяч Израиля (ст. 8). То ли они были разоружены своими угнетателями, то ли сами с презрением относились к искусству ведения войны; и поэтому, хотя они имели копья и щиты, но те были отброшены и ржавели, так как их владельцы не умели и не желали пользоваться ими.

II. Одним словом, она показывает, что привело их к такому бедственному положению: они избрали новых богов (ст. 8). Идолопоклонство побудило Бога предать их в руки врагов. Господь Бог их был единственным Господом, но Его им было недостаточно; они хотели иметь их больше и больше. Их Бог был Ветхий днями, Он оставался прежним, и поэтому они устали от Него и захотели новых богов, которые им нравились, как детям нравится новая одежда, наново придуманные имена и новые канонизированные герои. Когда их отцам был предоставлен выбор, то они выбрали своим Богом Господа (Нав 24:21), но их потомки не остались верны этому выбору и избрали себе новых богов.

III. Она обращает внимание на великую милость Бога, проявленную к Израилю, когда Он поставил ему людей, которые могли устранить эти скорби. Во-первых, это она сама (ст. 7): «Доколе не восстала я, Девора, чтобы обуздать и наказать возмутителей их гражданского мира, защитить людей и их бизнес, и тогда вскоре все должно измениться к лучшему»; когда вышел этот радостный свет, то хищники удалились и вышел человек на дело свое и на работу свою (Пс 103:22−23). Так она стала матерью Израиля, кормящей матерью, ибо испытывала сильную привязанность к своему народу и прилагала значительные усилия ради его гражданского благополучия. Ей подчинялись другие начальники Израилевы (ст. 9), которые, подобно ей, добровольно участвовали в войне, когда им предоставлялась возможность выступить за дело своей страны, не настаивая на собственном исключении, право на которое им давало их высокое положение и должность. Несомненно, пример этих начальников оказал хорошее влияние на людей, которые таким же образом показачирвение (ст. 2). Об этих начальниках она говорит: «Сердце мое к вам, то есть я действительно люблю и уважаю вас; вы навсегда завоевали мое сердце; я никогда не забуду вас». Отметьте: двойных почестей заслуживают те, которые добровольно отказались от почестей, чтобы служить Богу и Его Церкви.

IV. Она взывает к тем, которые стали непосредственными участниками этого великого спасения, чтобы они за это вознесли особую хвалу Богу (ст. 10−11). Пусть каждый человек, обнаружив милость Божью в благоприятной перемене положения государственных дел, скажет об этом.

1. Ездящие на ослицах белых это знатные люди и вельможи. В той стране лошади редко использовались; возможно, в то время порода ослов была лучше, чем у нас, и люди, занимавшие высокое положение, ездили на ослах, отличившихся мастью; так как белая масть встречалась реже, то больше ценилась. Обращается внимание на то, что сыновья и внуки Авдона ездили на молодых ослах, что отличало их среди других (Суд 12:14). И те, чьи права благодаря этому избавлению были восстановлены, пусть не только обретут свободу, как остальные израильтяне, но и почести и воздадут Богу хвалу.

2. Пусть те, которые сидят на коврах (в судах в англ. пер.) осознают, что могут сидеть там безопасно и что меч справедливости не будет вырван из их рук мечом войны, пусть поблагодарят за эту великую милость.

3. Пусть ходящие по дороге и не встретившие там никого, кто напугал бы их, обратятся к самим себе в благочестивых размышлениях и к своим спутникам в набожных разговорах о милости Бога, освободившего дороги от бандитов, которые в течение длительного времени наполняли их.

4. Пусть те, которые черпают воду в мире, у кого не отобраны и не закупорены колодцы, не подвергаются опасности быть схваченными врагом, когда они выйдут черпать; там, где они почувствуют себя в большей безопасности и покое, чем раньше, пусть еще раз расскажут о делах Господних (англ. пер.): не о делах Деворы или Варака, а о делах Господних, отмечая тот факт, что Его рука утвердила мир на их границах и поставила защиту всей славе. Это дела Господни. Обратите внимание, что в этих делах:

(1) Свершилось правосудие над Его дерзкими врагами. Это праведные дела Господа. Он заступился за праведное дело и на полных правах восседал на престоле суда, и поэтому воздайте Ему славу как Судье всей земли.

(2) Его трепещущему народу была оказана милость. Обитатели деревень (англ. пер.), оказавшиеся незащищенными от врага, подвергались самой большой опасности и больше всех страдали (Иез 38:11). Бог прославляется, защищая тех, кто больше всего подвергается опасности, и помогая слабейшим. Давайте все мы, особенно обитатели деревень, обратим внимание на то, что совместно наслаждаемся миром и спокойствием в государстве, и воздадим за это славу Богу.

Стихи 12−23. В данных стихах:

I. Девора побуждает себя и Варака самым торжественным образом отпраздновать эту победу во славу Бога и Израиля, чтобы ободрить друзей и привести в замешательство врагов (ст. 12).

1. Девора как пророчица сделает это с помощью песни, сочинив и воспев которую она ободрит себя: «Воспряни, воспряни!», и вновь: «Воспряни, воспряни!»; эти слова подразумевают, что она осознает, какая важная и трудная работа ей предстоит; для ее сочинения необходимо, чтобы душа была приведена в максимально веселое и энергичное состояние, ибо это дело стоит того; должны быть максимально задействованы все силы и способности души. Эти слова также выражают ее ощущение собственной слабости; она может ослабеть и утратить ревность, совершая это дело. Отметьте: мы должны побуждать себя и других к прославлению Бога (Пс 107:3).

2. Варак как военачальник должен делать это с ликованием: «Веди пленников твоих». Хотя армия Сисары была истреблена на поле боя и никого не пощадили, но мы можем предположить, что после победы, когда война продолжилась во вражеской стране, многие не состоявшие в армии были схвачены и стали узниками войны. И Девора хотела, чтобы эти пленники шли в узах за Бараком, когда он будет торжественно въезжать в свой город, дабы возвеличить свой триумф. Это не значит, что он получит удовольствие, если будет топтаться по таким же творениям, как он сам, но тем самым он воздаст славу Богу и послужит великой цели, которую преследует Его правление: смотреть на все гордое и смирять его.

II. Она приводит хорошее основание для славы и хвалы (ст. 13). Эта славная победа, обстоятельства которой они полностью приписывали Богу, в значительной мере возвеличила остаток Израиля и Девору в частности.

1. Израильтяне стали малочисленными и незначительными, но именно им Бог дает возможность владычествовать над сильными. Многие из них были уничтожены врагом, многие умерли от скорби, возможно, некоторые переселили свои семьи и перевезли имущество в чужие места, но именно эти немногие оставшиеся благодаря божественной помощи одной смелой и благородной попыткой не только свергли со своей шеи ярмо угнетения, но и одержали власть над угнетателями. Пока существует остаток Божьего Израиля (а остаток Израиля остается даже в наихудшие времена), есть надежда; и каким бы маленьким ни был этот остаток, даже если это один человек, Бог может сделать так, что он одержит победу над самой гордой и мощной армией.

2. Девора была представителем слабого пола пола, который после грехопадения был приговорен подчиняться, тем не менее Господь, занимающий самое высокое положение, дал ей власть руководить воинами Израиля, которые добровольно подчинились и дали ей возможность победить могущественных воинов Ханаана, павших перед армией, которой она командовала; так чудесным образом призрел Он на смирение рабы Своей. «Господь подчинил мне храбрых». Отверженный камень стал главою угла. Дивны дела Господа в очах наших.

III. Она детально перечисляет отдельные группы израильтян, участвовавших в этом великом деле, обращая внимание, кто воевал против них, кто за них, а кто придерживался нейтралитета.

1. Кто воевал против них. Чтобы победа предстала более прославленной, следует обратить внимание на силу врага. Иавин и Сисара были упомянуты в этом рассказе, но далее оказывается:

(1) Что Амалик заключил союз с Иавином: послал ему помощь или старался помочь. Здесь сказано, что Ефрем воевал против Амалика (ст. 14), возможно, задерживая и отсекая небольшие группы воинов Амалика, направлявшихся для присоединения к Сисаре. Амалик помогал Моаву угнетать Израиль (Суд 3:13), атеперь начал помогать Иавину; они были закоренелыми врагами народа Божьего; их рука всегда была против престола Господа (Исх 17:16), поэтому они были особенно опасными.

(2) Что другие цари ханаанские, которые немного окрепли после поражения, нанесенного Иисусом Навином, присоединились к Иавину и укрепили его армию своими силами, испытывая такую же непримиримую враждебность к Израилю, как и он, ибо эти царства, находясь во всей своей силе, подчинялись Асору (Нав 11:10). Эти цари пришли и сразились (ст. 19). У Израиля не было царя, но было много врагов, которые обладали огромной силой и влиянием, особенно когда выступали вместе, и поэтому были весьма грозными; тем не менее Израиль, имевший Господа своим Царем, был слишком силен для них. Об этих царях сказано, что они не получили нимало серебра; это не были наемные войска, нанятые для служения Иавину (такие часто подводят в чрезвычайной ситуации), это были добровольцы, смело сражавшиеся против Израиля; они не хотели богатства и серебра (написано в халдейском переводе), а желали получить удовлетворение, помогая уничтожить Израиль. Действуя согласно этому принципу, они были особенно грозными и жестокими.

2. Кто воевал за них. Здесь с почтением говорится о нескольких коленах, помогавших армии Варака в этом великом подвиге, ибо хотя основная слава должна принадлежать Богу, но инструменты также должны получить свою часть славы для ободрения других; но, помимо всего этого, именно небеса перевесили чашу весов.

(1) Ефрем и Вениамин, два колена, среди которых жила Девора, побудили себя к участию в этой войне и под ее влиянием смело действовали, ибо ее пальмовое дерево находилось в колене Ефрема и очень близко к колену Вениамина (ст. 14): «От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика (в рус. пер.); из Ефрема был корень (а в корне жизнь) против Амалика (в англ. пер.)». В уделе Ефрема находилась гора, названная горой Амаликовой (Суд 12:25), которая, как полагают и читают некоторые, была корнем в земле Амалика, то есть на этой горе народ принял твердое решение поднять голову против угнетателей, что было сутью вопроса. В данной ситуации Вениамин подал хороший пример своему народу. «Ефрем пошел за тобою, Вениамин»; хотя Вениамин, особенно в то время и по сравнению с Ефремом, был самым младшим коленом, занимавшим низкое положение по численности и богатству, но именно он повел за собой Ефрема, выступив ради общего дела. Если у нас не хватает смелости предводительствовать, то мы хотя бы не должны быть чрезмерно гордыми и замкнутыми, чтобы не следовать примеру подчиненных в добром деле. Ефрем находился на приличном расстоянии от места действия и поэтому не мог послать много своих воинов; но Девора, которая была одной из них, знала, что в них был корень и они искренно сочувствовали этому делу. Д-р Лайтфут придает этой фразе другой смысл. Иисус Навин из колена Ефремова был корнем многочисленных побед, одержанных над Амаликом (Исх 17 гл.), а позднее Аод из колена Вениаминова выступил против Амалика и Моава.

(2) Лед тронулся благодаря Ефрему и Вениамину, Махиру (половине колена Манассии, поселившегося за Иорданом) и Завулону, которые послали мужчин, ставших весьма полезными в этом великом мероприятии. Когда нужно было собрать армию, особенно в таких неблагоприятных условиях, как у Варака, когда народ в течение длительного времени не пользовался оружием и был угнетаем, то исход сражения в значительной степени зависел от того, будет ли обеспечена армия [1] доблестными воинами, способными возглавить сражение. Именно такими воинами обеспечила армию семья Махира, ибо оттуда шли начальники. Сыны Махира были особо известны своей смелостью во времена Моисея (Чис 32:39), и, похоже, это качество в их семье сохранилось, потому что они поселились на границе. [2] Мужами образованными и владеющими искусством ведения войны. Колено Завулона обеспечило армию такими людьми: оттуда пришли мужи, владеющие тростью писца, секретари, которые издавали приказы, писали циркулярные письма, отдавали поручения, зачисляли людей в армию и хранили отчеты. Подобным образом все мы должны служить друг другу, каждый тем даром, какой получил, для общего блага (1Пет 4:10); глаза видят, уши слышат для блага всего тела. Я знаю, чаще всего полагают, что здесь речь идет об усердии толкователей этого колена, которые изучали закон и истолковывали его; и в данной ситуации они взяли в руки оружие, хотя были лучше наставлены в книгах, чем в искусстве ведения войны. Так излагает эту мысль сэр Ричард Блэкмор: Книжники и образованные мужи Завулона Отложили трости писца, чтобы взять меч.

(3) Иссахар тоже сослужил добрую службу; хотя увидел он, что покой хорош, и поэтому преклонил плечи свои для ношения бремени, что характеризует данное колено (Быт 49:15), тем не менее он считал ниже своего достоинства носить ярмо Иавина и платить ему дань и поэтому теперь предпочел утомительную военную службу рабскому покою. Хотя похоже, что из этого колена пришло в армию не очень много обычных воинов, но князья Иссахаровы были с Деворой и Бараком (ст. 15), возможно, в качестве великого военного совета, чтобы консультировать в критическом положении. Похоже, князья Иссахаровы лично сопровождали Варака на поле битвы. Он был пешим? Они пошли пешком вместе с ним, невзирая на свое положение или удобства. Он пошел в долину, самое опасное место? Они вместе с ним подвергали себя опасности и были рядом, чтобы давать ему советы, ибо мужи Иссахара были людьми разумными, которые знали, что когда надлежало делать (1Пар 12:32).

(4) Завулон и Неффалим были самыми дерзкими и активными коленами не только из-за своей привязанности к Вараку своему соотечественнику, но и потому что жили недалеко от Иавина, и ярмо угнетения было для их шеи тяжелее, чем для любого другого колена. Лучше умереть с честью, чем жить в рабстве, поэтому из благочестивой ревности по Богу и своей стране они обрекли душу свою на смерть на высотах поля (ст. 18). С какой героической смелостью они атаковали железные колесницы, презирая опасность и бросая вызов самой смерти ради доброго дела!

(5) И наконец, на стороне Израиля сражались звезды небесные (ст. 20): «Согласно повелению Того, Кто является великим Господом всех воинств, звезды с путей своих сражались с Сисарою, используя свое зловредное влияние или зарождая бури града и гром, которые в значительной степени способствовали истреблению армии Сисары». В халдейском переводе написано: «С небес, с того места, где передвигаются звезды, была развязана война против Сисары, то есть против него выступила сила Бога небес, используя служение ангелов небесных. Так или иначе небесные тела (не остановленные, как солнце, когда оно остановилось по слову Иисуса Навина, а продолжающие двигаться своим путем) сражались против Сисары. Все творение воюет с теми, для кого Бог является врагом. Возможно, звезды сражались с помощью вспышек молнии, которые пугали лошадей, и те становились на дыбы, пока не ломались их копыта (ст. 22); возможно, они переворачивали железные колесницы, которые тащили, или толкали их на своих владельцев.

(6) Против их врагов сражался поток Киссон. Он смыл огромные толпы людей, которые с его помощью надеялись спастись бегством (ст. 21). Обычно эта река оставалась мелководной, и так как они находились в своей стране, го можно предположить, что хорошо знали ее самые безопасные броды и проходы; но теперь, возможно, из-за выпавшего большого дождя она бурлила водой, а ее поток стал глубоким и сильным; а пытавшиеся пройти через нее не смогли, так как ослабели. И тогда из-за того, что им приходилось прыгать в воду, ломались копыта конские. Это написано на полях (ст. 22). Поток Киссон назван древней рекой (в англ. пер.), так как описывался или прославлялся древними историками и поэтами, или, возможно, из-за того, что был предопределен от дней древних советом Бога послужить Его целям в борьбе против Сисары в это время; так и было на самом деле, словно задумано специально; подобным образом Писание говорит, что Бог заранее образовал хранилище для вод старого пруда ради той цели, для которой оно было использовано (Ис 22:11).

(7) Против них сражалась душа Деворы; она говорит об этом со святым ликованием (ст. 21): «Попирай, душа моя, силу!» Тем самым она побуждала к этому других и помогала от всего сердца. Она также действовала своими молитвами. Как Моисей победил Амалика вознесением рук, так Девора одолела Сисару вознесением своего сердца. Когда душа участвует в святых действиях, оказывая воздействие на сердце, тогда через благодать Бога сила наших духовных врагов будет попрана и сокрушена перед нами.

3. Во время этого важного предприятия она обратила внимание на тех, кто придерживался нейтралитета и не присоединился к Израилю, как ожидалось. Горько осознавать, что многие из тех, кто называл себя израильтянином, подло отказались участвовать в этом славном событии и не явились. Среди участвующих колен не упомянуты Иуда и Симеон; так как из-за своей крайней удаленности от сцены действий у них не было возможности прибыть туда, то на их присутствие не рассчитывали; а те, которые располагались близко, но побоялись присоединиться, были преданы позору, как того и заслуживали.

(1) Рувим подло отказался участвовать в этом деле (ст. 15−16). Вполне справедливо много лет назад он был лишен привилегий первородства, и поэтому приговор его умирающего отца все еще имел силу для него: «Ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать». Две вещи помешали ему принять участие: [1] разногласия между ними. Эта раздражающая струна дважды поражала их и позорила: «Из-за разногчасия Рувима (или во время этих разногласий) возникли великие мысли, впечатления и исследования сердца» (англ. пер.). Причина этого была не только в том, что они были отделены от Ханаана рекой Иордан, так как это не могло послужить им препятствием, если бы они искренно переживали за это дело, ибо Галаад тоже был расположен за Иорданом, тем не менее от Махира Галаадского пришли начальники. Эти слова означают, что среди них самих возникли разногласия: они не могли прийти к согласию, кто должен пойти или кто должен предводительствовать; каждый боролся за почетные должности и старался избежать опасных мест. Некое неудачное соперничество в колене не позволяло им объединиться с их братьями ради общего блага; возможно, их мнение об этой войне отличалось от мнения остальных колен и они считали, что эта попытка не была законной или осуществимой, и поэтому винили тех, кто участвует в ней, а сами отказались принимать участие. Это привело остальных к глубоким размышлениям, особенно когда у них появились основания подозревать, что независимо от того, на что ссылался Рувим, его отказ присоединиться был результатом его охлаждения к братьям и несогласия с ними, что порождало различные печальные мысли. Огорчительно видеть, когда дети твоей матери гневаются на тебя за то, что ты исполняешь свой долг, и смотрят холодно, когда ты нуждаешься в их дружбе и помощи. [2] Их мирской бизнес: Рувим сидел между овчарнями в теплом и безопасном месте в стане, ссылаясь на то, что они не могут оставить без присмотра овец, которых выращивают. Они любили слушать блеяние стад или (как читают некоторые) свист, которым созывали стада мелодии, издаваемые пастухами с помощью самодельных дудочек, сделанных из овсяной соломы, или трубочек, и их пастушеские песенки. Рувим больше любил их, чем военные барабаны и трубы. Так многих от исполнения долга удерживает страх перед бедой, любовь к покою и чрезмерная любовь к мирскому бизнесу и выгоде. Примитивные эгоистичные духи не беспокоятся, что будет с интересами Церкви Божьей; главное чтобы они могли приобретать, хранить и экономить деньги. Все ищут своего (Флп 2:21).

(2) Так же поступили Дан и Асир (ст. 17). Уделы обоих колен располагались на побережье моря, и:

[1] Дан сослался на то, что не может оставить свои корабли, ибо они останутся без защиты, и поэтому просил извинить его. Возможно, некоторые представители этого колена ссылались на то, что морская торговля сделала их негодными для служения на суше и избавила от него. Но Завулон тоже был пристанью корабельной и коленом, связанным с морем, тем не менее он был передовым и активным в этом мероприятии. Оставляя свой долг, мы не должны оправдываться тем, что другие добились успеха и отошли в сторону, ибо их смелость и решимость восстанет против нас и постыдит.

[2] Асир сослался на то, что должен остаться дома, так как необходимо восстановить повреждения, сделанные морем в некоторых местах на его земле, и соорудить сдерживающие укрепления, на то, что обитал в бухтах и небольших гаванях, где находились его торговые суда. Кто не желает участвовать в самых необходимых служениях, так как придется столкнуться с трудностями и опасностями, тому подойдут самые незначительные отговорки в качестве оправдания, чтобы остаться дома.

(3) Но больше всего осуждается Мероз его обитателям провозглашается проклятие, так как они не пришли на помощь Господу (ст. 23). Возможно, этот город располагался ближе всего к сцене действий, и поэтому его жителям была предоставлена хорошая возможность проявить свое послушание Богу и заботу об Израиле; они могли сослужить хорошую службу ради общего дела. Но они подло отказались принимать участие из страха перед железными колесницами Иавина, ибо хотели сохранить свою шкуру целой. Господу не нужна была их помощь; Он показал, что без них может совершить Свое дело, а не благодаря им; и так как они знали, что попытка может провалиться из-за отсутствия их рук, то да будут прокляты за то, что не пришли на помощь Господу, когда в действительности было провозглашено: «Кто на стороне Господа!» Дело между Богом и сильными мира сего (начальствами и властями царства тьмы) не допустит нейтралитета. Бог смотрит на тех, кто не с Ним, как на таких, которые против Него. Проклятие возвестил Ангел Господень, наш Господь Иисус, начальник воинства Господнего (а проклятые Им бесспорно прокляты), а, не имея от Него предписания и данной Им власти, мы не должны проклинать. Тот, Кто щедро наградит всех Своих доблестных воинов, обязательно строго накажет всех трусов и дезертиров. Похоже, что этот город Мероз в то время был значительным местом, раз на него возлагались такие большие надежды; но после того, как Ангел Господень проклял его, он пришел в упадок и высох, как смоковница, проклятая Христом, ибо Писание о нем больше ничего не говорит.

Стихи 24−31. Данными стихами Девора завершает эту песнь ликования.

I. Они прославляют ее сестру-героиню Иаиль, чей героический поступок завершает и венчает победу. Пророчица ранее упоминала о ней (ст. 6) как о личности, которая послужила бы ее стране, если бы это было в ее силах; а теперь она рукоплещет ей как той, которая действительно отлично послужила, когда подвернулась такая возможность. Именно в конце песни ее поэзия становится самой прекрасной и возвышенной. Как почтительно она говорит об Иаили (ст. 24), которая предпочла мир с Богом Израиля миру с царем ханаанским; хотя по рождению она не была израильтянкой (насколько известно), но ее сердце сочувствовало делу Израиля в критической ситуации. Ее жизнь подвергалась опасности в той же степени, как если бы она находилась на высотах поля и смело сражалась на стороне тех, за кого сражался Бог! Между женами в шатрах да будет она благословенна. Отметьте: если те, чей жребий указал им быть в палатках, кто занимает весьма незначительное положение и имеет ограниченную сферу деятельности, будут при этом служить Богу соответственно своим способностям, то ни в коей мере не потеряют своей награды. Иаиль в своей палатке получила такое же благословение, как Варак на поле боя. Ничто больше не смущает, огорчает и позорит, чем разочарование, и поэтому в данных стихах Девора особенно изящно описывает два великих огорчения и позор, который был прообразом вечного позора грешников.

1. Сисара нашел смертельного врага там, где надеялся обрести верного и надежного друга.

(1) Иаиль проявила к нему доброту друга и, возможно, в то время не планировала ничего другого, кроме дружеского участия, пока Бог Своим непосредственным влиянием не воздействовал на ее ум (в то время нужно было обращать особое внимание на эти побуждения, чтобы они содержали в себе достаточно много доказательств, на которые можно положиться, а не служили просто ссылкой) и повелел сделать по-другому (ст. 25). Военачальник попросил всего лишь воды, чтобы утолить жажду, но она проявила не только гостеприимство и хозяйственность, но и уважение: молока подала она, в чаше вечьможеской принесла молока лучшего, то есть (как говорят некоторые толкователи) молоко, из которого было извлечено масло, которое мы называем пахтой. Другие же говорят, что это было молоко, содержащее в себе масло, которое мы называем сливками. Что бы это ни было, но скорее всего это был продукт наилучшего качества, который могла позволить себе ее семья. Чтобы подать, она принесла его в чаше вельможеской так она ее называла, ибо та была самой красивой из всех, что она имела, и лучше тех, которыми обычно пользовалась дома. Это подтвердило мнение Сисары о ее дружелюбном расположении и побудило спать крепче и с большим спокойствием.

(2) Но она оказалась его смертельным врагом и нанесла ему смертельный удар; это необычно описано (ст. 26−27).

[1] Как величественно выглядит Иаиль, поразившая молотком Сисару (написано на полях), нанесшая сильный удар этому гордому человеку, который так долго наводил ужас на мужественных воинов, и отославшая его в преисподнюю вместе с беззаконием на костях его! (Иез 32:27). Похоже, она приступила к делу, не испытывая ужаса или переживаний, словно собиралась забить одну из досок или брусьев своей палатки настолько она была уверена в божественной помощи и защите. Мы читаем, что она отсекла ему голову (в англ. пер.); возможно, она сделала это его мечом, который теперь, когда его голова была прибита к земле, она осмелилась достать из его ножен, но не раньше, ибо боялась разбудить его. Но так как не было оснований отсекать ему голову, то многие думают, что в данном месте нужно читать: «...поразила голову его». Иаиль нашла удобное место для головы, которая гордо вознеслась против Бога и Израиля и изобретала кровавые замыслы уничтожения народа Божьего, а затем ее же поразила колышком.

[2] Как презренно выглядит Сисара, упавший у ног Иаили (ст. 27)! Он преклонился у ног этого палача женского рода и пал; вся его борьба оказалась бесполезной; она проследила за своим ударом, пока он не пал мертвым. Там лежал расчлененный, покинутый труп этого гордого человека; он лежал не в могиле павших в бою, не на высотах поля боя, на нем не было славных ран от сверкающего меча или от удара металла; он лежал в углу палатки у ног женщины с позорной раной от кола, вбитого в его голову. Такой позорной была доля этого гордого человека. И это является очень ярким символом гибели тех грешников, которых убивает их процветание: оно делает их беспечными и тешит молоком и маслом в вельможеской чаше, словно это сделает их счастливыми и спокойными, но затем прибивает их голову и сердце к земле, так что они начинают мыслить по-земному, и пронзает многими скорбями; его лесть является фатальной и в конце концов погружает их в бедствие и пагубу (1Тим 6:9−10).

2. Новости о падении и гибели сына достигли матери Сисары как раз в то время, когда она ожидала его славного и триумфального возвращения (ст. 28−30). Мы читаем:

(1) О ее тщетном желании увидеть своего сына возвращающимся с победой: «Что долго не идет колесница его?» Она спрашивает об этом не столько из беспокойства о его безопасности или переживая, чтобы он не потерпел неудачу (она не боялась этого, ибо была уверена в его успехе), сколько страстно желая его славы. Со свойственной женщинам слабостью она не могла дождаться, когда услышит шум задерживающейся колесницы, и размышляла о причинах, которые могли ее задержать, не предполагая, что ее несчастный сын ранее был вынужден оставить эту колесницу, которой они так гордились и которая, как ей казалось, слишком медленно двигалась. Колесницы твои будут поношением для дома твоего (Ис 22:18). Давайте остерегаться и не потакать таким сильным желаниям, направленным ко временным благам, особенно к тем, которые лелеют тщетную славу, ибо именно их она любила до безумия. Пыл и нетерпение в своих желаниях наносят нам значительный ущерб и делают нетерпимыми к препятствиям. Но мы можем продолжать страстно желать второго пришествия Иисуса Христа и славы его дня («Приди, Господь Иисус, приди поскорее!»), ибо в этом нам не придется разочаровываться.

(2) О ее безрассудной надежде и уверенности в том, что в конце концов он придет с величайшим великолепием. Мудрые из ее женщин отвечали ей, думая, что приводят хорошее основание для задержки; более того, она сама (со свойственной ей мудростью, написано в халдейском переводе) с насмешкой отвечает себе: «Разве они не спешат (англ. пер.)? Конечно, спешат, но задерживаются из-за того, что делят добычу, которой так много, что для ее распределения требуется время». Обратите внимание, что они ублажают себя мыслями о добыче. Отметьте:

[1] Как бесстыдно эти женщины хвалятся количеством захваченных девиц, которых их солдаты будут бесчестить. Подобное поведение заслуживает порицания и позорит женский род.

[2] Как подетски они ублажают себя надеждой на то, что увидят Сисару в ярком разноцветном плаще; как очаровательно он будет выглядеть! Он будет одет в вышитую разноцветную одежду, добытую из гардероба некой знатной израильтянки. Эти слова они повторяют вновь, словно эта мысль более всех других тешила их воображение: разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон и поэтому очень дорогая. Они надеются, что Сисара будет одет в такую вышитую цветную одежду, когда придет навестить свою мать и ее женщин. Подобным образом и мы склонны обманывать себя великими ожиданиям, надеясь обрести почести, удовольствия и богатство в этом мире, но тем самым лишь готовим для себя позор и скорбь, сопутствующую разочарованиям. Подобным образом Бог часто губит Своих врагов, когда они на пике процветания.

II. Пророчица заканчивает свою песнь молитвой к Богу. Она молится:

(1) Чтобы Бог истребил всех Своих врагов: «Да погибнут все враги Твои, Господи, так же позорно и презренно! Пусть все, кто надеется торжествовать, видя гибель Израиля, будут так же разочарованы, и пусть над ними торжествуют. Сделай им то же, что Сисаре» (Пс 82:10). Хотя мы должны молиться о наших врагах, но что касается врагов Бога, то нужно молиться против них. Когда мы видим, что Бог поразительным образом смирил и поразил некоторых Своих врагов, то это является для нас ободрением молиться, чтобы пали все остальные. Девора была пророчицей, и этой молитвой она предсказывала, что в должное время все враги Бога погибнут (Пс 91:10). Никто еще из ожесточивших свое сердце против Бога не процветал.

(2) Чтобы Бог утешил и возвысил всех Своих друзей: «Любящие же Его и искренно желающие блага Его царству среди людей да будут как солнце, восходящее во всей силе своей; пусть они ярко сияют и предстанут славными в глазах мира, пусть Он окажет на них такое благоприятное влияние, что они будут вне пределов достижения их врагов, которые проклинают встающее солнце за то, что оно опаляет их; пусть они радуются как исполин, который выходит пробежать поприще (Пс 18:6). Пусть там, где находятся, они будут подобны горящим и сияющим светильникам, которые рассеивают тьму, и пусть сияют ярче и сильнее до полного дня (Притч 4:18)». Такой будет слава и радость всех, кто искренно любит Бога, они воссияют, как солнце, на небесном своде Отца их. Победа, которая прославляется в этой песне, имела такие счастливые последствия для Израиля, что в течение сорока лет он наслаждался миром, путь к которому был открыт благодаря ей: и покоилась земля сорок лет, то есть именно столько лет прошло от данной победы до того времени, когда был поставлен Гедеон. И хорошо, если бы во время покоя церкви и колена назидались и ходили в страхе Господнем.

толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 5 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.