В данной главе приводится:
(I) Общее описание врагов Израиля и вреда, которое они ему причинили (ст. 1−7).
(II) Детальное описание смелых подвигов, совершенных первыми тремя судьями:
(1) Гофониилом, которого Бог воздвиг, чтобы руководить Израилем в борьбе против царя Месопотамского (ст. 8−11); (2) Аодом, который был задействован в спасении Израиля от рук моавитян и совершил это, пронзив мечом царя моавигского (ст. 12−30); (3) Самегаром, который проявил себя в битве с филистимлянами (ст. 31).
Стихи 1−7. Данные стихи повествуют об оставшихся прежних жителях Ханаана.
1. Некоторые из них поддерживали единство и продолжали жить как непокоренный народ (ст. 3); это были пять владений Филистимских: Азот, Газа, Аскалон, Геф и Аккарон (1Цар 6:17). Три из этих пяти городов были частично покорены (Суд 1:18), но, похоже, филистимляне восстановили свое владение ими с помощью двух других городов, что впредь значительно укрепило их союз. Каждый из них в значительной мере нарушал покой Израиля, особенно в последние годы правления судей, и он смог полностью подчинить их только во времена Давида. Особый народ, называемый хананеи, вместе с сидонянами удерживали побережье Великого моря. На севере евеи владели большей частью горы Ливан; это была отдаленная часть, и, возможно, им помогали другие соседние народы.
2. Но кроме них по всей стране проживали остатки рассеянных народов (ст. 5): хеттеи, аморреи и т.д.; из-за безрассудного попустительства и молчаливого согласия Израиля их развелось слишком много, а они сами были такими дерзкими и свободными, что, по словам Писания, сыны Израилевы жили среди них так, словно право на владение этой землей так и осталось за хананеями, а израильтяне владели ею только с их разрешения или лишь в качестве арендаторов. Относительно остатков коренных жителей следует обратить внимание:
I. Насколько мудро поступил Бог, разрешив им остаться. В заключительной части предыдущей главы о том, что Он позволил им остаться для наказания Израиля, говорится как о действии Божьей справедливости. Здесь же этому действию придается другой смысл: это проявление Божьей мудрости, ибо Он позволил им остаться для реальной пользы Израиля: чтобы знали и учились войне те, которые не знали о всех войнах Ханаанских (ст. 1−2). Бог хотел, чтобы народ Израиля был приучен к войне, (1) ибо их страна была чрезмерно богатой и плодородной, изобиловала различными лакомствами, и если они никогда не будут сталкиваться с трудностями, то у них появится опасность погрязнуть в роскоши и стать изнеженными. Иногда им придется проливать кровь, а не только купаться в молоке и меде, чтобы их воины, отвыкнув от оружия, не стали нежными и слабыми как женщина, жившая в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности; это может разрушительно воздействовать на все благое и великое, и поэтому Божий Израиль должен быть бдителен к этому.
(2) Ибо их страна находилась в окружении врагов, и они должны быть готовы к их атакам, ибо Божье наследие как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы (Иер 12:9). Поэтому необходимо, чтобы они были хорошо обучены, могли защитить свои границы в случае нападения и в дальнейшем расширить свои границы, как пообещал им Бог. Искусство ведения войны лучше всего постигать на собственном опыте; это не только научит мужчин военной дисциплине, но и возбудит в них военный дух, что также необходимо. Израилю было выгодно воспитывать солдат так же, как островному государству выгодно воспитывать моряков, и поэтому Бог оставил среди них хананеев, чтобы незначительные трудности, с которыми им придется столкнуться, могли подготовить их к большим трудностям, и чтобы, бегая с пешими, они научились состязаться с конями (Иер 12:5). Израиль был прообразом воинствующей Церкви и должен был в сражении проложить путь к ее торжествующему положению. Воины Христа должны уметь переносить трудности (2Тим 2:3). По той же причине порочность остается в сердцах даже благочестивых христиан, чтобы они научились воевать, могли облечься во все оружие Божие и постоянно быть на страже. Образованный епископ Патрик предлагает другое толкование ст. 2: «Для того только, чтобы они знали и учились войне», то есть чтобы узнали, что значит быть предоставленными самим себе. Их отцы сражались с помощью божественной силы. Бог научил их руки воевать и их пальцы сражаться, но теперь, лишившись Его благоволения, пусть узнают, что значит сражаться, как другие люди.
II. Как нечестиво Израиль смешался с оставшимися представителями народов. Оставляя их среди Своего народа, Бог хотел испытать Израиль (ст. 4, англ. пер.), чтобы оставшийся верным Богу Израиль был прославлен за то, что сумел противостоять искушениям хананеев к идолопоклонству, а оказавшиеся неверными и неискренними были раскрыты и подверглись позору из-за того, что покорились этим искушениям. Так и в христианской Церкви должна присутствовать ересь, дабы открылись между нами искусные (1Кор 11:19). Израиль не выдержал испытания.
1. Израильтяне начали заключать браки с хананеями (ст. 6), хотя этими браками не могли ни возвысить себя, ни умножить свое имущество. Тем самым они ухудшали свою кровь, а не улучшали ее, теряли свое имущество, а не умножали его.
2. Так постепенно они были втянуты вместе с ними в иное поклонение; они служили богам их (ст. 6), Валам и Астартам (ст. 7), то есть истуканам, которым те поклонялись в густых рощах деревьев, служивших им природными храмами. При заключении подобных неравных союзов есть больше оснований опасаться, что плохое растлит хорошее, чем оснований надеяться, что хорошее улучшит плохое; то же самое будет с двумя грушами, лежащими рядом, из которых одна гнилая, а другая твердая. Склонившись к поклонению другим богам, они забыли Господа, Бога своего. Оказывая любезность своим новым родственникам, они говорили только о Ваале и рощах и так постепенно забыли истинного Бога, забыли, что есть такая Личность и что они имеют перед нею определенные обязанности. Именно в этом вопросе память человека оказывается самой вероломной и более всего склонна забыть Бога. С глаз долой, из сердца вон; именно с этого начинается все нечестие в мире: они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего.
Стихи 8−11. Теперь мы переходим к описанию правления отдельных судей, первым из которых был Гофониил; именно он упоминается еще в книге Иисуса Навина и является связующим звеном с данной книгой, ибо еще в то время стал известным. Из этого следует, что вскоре, после того как Израиль поселился в Ханаане, он начал терять свою чистоту и в нем укоренилась порочность, и, как следствие этого, их мир был потревожен. И те, которые прилагают усилия, чтобы постигнуть божественную хронологию, в общем согласны, что идолопоклонство Дана и война против сынов Вениаминовых за жестокое обращение с наложницей левита случились приблизительно в это время, во время правления Гофониила или несколько ранее (хотя описаны в конце данной книги), который хотя и был судьей, но не таким царем Израиля, который не позволил бы людям делать то, что им казалось справедливым. В этом коротком рассказе о правлении Гофониила описывается:
I. Бедствие, которое обрушилось на Израиль за его грех (ст. 8). Бог был справедливо недоволен ими за то, что они разрушили ограду своей избранности и стали такими же, как другие народы. Он разрушил ограду Своей защиты, оставил их незащищенными перед другими народами и выставил на продажу, как товар, с которым собираются расстаться; и первым, кто положил на них свою руку, был Хусарсафем царь той части Сирии, которая лежала между двумя великими реками Тигром и Евфратом, в то время называвшейся Месопотамией, что означаетмежду реками. Возможно, это был воинственный правитель и, стремясь умножить свои владения, он вначале напал на два колена, расположенные по другую сторону Иордана рядом с ним, а потом постепенно проник в сердце страны; по мере продвижения он облагал их данью, строго требовал ее и, возможно, оставлял среди них своих солдат. Лаван, угнетавший Иакова трудным служением, был из этой страны, но она находилась так далеко, что никто не мог подумать, что беда Израиля придет из такой далекой страны; этот факт демонстрирует, что здесь действовала рука Божья.
II. Оказавшись в беде, они вернулись к Богу: когда Он убивал их, они искали Его Того, Кем ранее пренебрегли. Тогда возопили сыны Израилевы, их основанная масса, к Господу (ст. 9). Вначале они легкомысленно отнеслись к своей беде и думали, что легко стряхнут с себя ярмо правителя, который жил так далеко. Но когда такое положение вещей сохранялось в течение восьми лет, они начали ощущать его удары и тогда возопили от того, над чем вначале насмехались. Те, которые во дни веселья восклицали Ваалу и Астарте, теперь, оказавшись в беде, возопили к Господу, против Которого они восстали и Чья справедливость ввергла их в эту беду, ибо только Его сила и благоволение могли сейчас избавить их. Страдания заставляют настойчиво взывать к Богу тех, которые раньше почти не говорили с Ним.
III. Бог вернулся к ним с милостью, чтобы спасти их. Хотя к Нему их подтолкнула нужда, но Он на этом основании не отверг их молитвы, а милостиво воздвиг избавителя, или спасителя (дословно). Обратите внимание:
(1) Кто был избавителем. Им стал Гофониил, который женился на дочери Халева одного из представителей старого поколения, который виден дела Господа и сам, бесспорно, сохранил свою непорочность, который тайно оплакивал отступничество своего народа, но ожидал божественного призыва, чтобы открыто выступить и принести удовлетворение за их скорби. Мы можем предположить, что в то время, когда Бог оказал ему эту честь, он был довольно преклонного возраста, но это не послужило препятствием для Бога, когда у Него появилась для него работа.
(2) Кто дал ему это поручение: оно было дано не человеком и не через человека, Дух Господень был на нем (ст. 10) дух мудрости и смелости, сделавший его пригодным для этого служения, дух силы, побуждавший его к действию, дававший ему и остальным полное удовлетворение и подтверждавший, что он совершал волю Божью. Халдейский парафраз говорит: «Дух пророчества почил на нем».
(3) Каким методом он действовал. Вначале он обличил Израиль, потребовал отчета за их грехи и изменил их, а потом отправился воевать. Это был правильный метод. Вначале нужно победить грех этого наихудшего врага дома, и только тогда будет намного легче иметь дело с внешними врагами. Поэтому пусть Христос будет нашим Судьей и Законодателем, и тогда Он спасет нас, но не на других условиях (Ис 33:22).
(4) Какой великий успех ему сопутствовал. Ему удалось сокрушить ярмо угнетения и, похоже, сокрушить шею угнетателя, ибо сказано: «И предал Господь в руки его Хусарсафема». Теперь Иуда, из колена которого вышел Гофониил, был похож на молодого льва, который с добычи поднимается.
(5) На блаженные последствия благих служений Гофониила. Хотя земля и не была отобрана у противника, но в течение сорока лет покоилась и принесла некоторые плоды реформации; и эти последствия были бы постоянными, если бы они держались близко к Богу и исполняли свой долг.
Стихи 12−30. Следующим судьей, чьи достижения описываются в этой истории, был Аод. Вот описание его действий.
I. Когда Израиль вновь стал грешить, то Бог воздвиг нового угнетателя (ст. 12−14). Их нечестие усугублялось тем, что они вновь стали делать зло, после того как долго были поражаемы за прежние беззакония, давали честное обещание, когда Гофониил судил их, и приняли так много милости от Бога, когда Он спас их. Как, неужели после всего этого они вновь нарушили Его заповеди! Неужели болезнь упрямо сопротивлялась всем методам исцеления и разъедающим и смягчающим? Похоже, так и было. Возможно, они подумали, что можно смело вернуться к прежним грехам, так как не видели опасности, исходящей от их старого угнетателя; силы того царства были ослаблены и сокрушены. Но Бог показал им, что имеет различные жезлы, для их наказания: Он укрепил Еглона, царя Моавитского, против них. Этот угнетатель располагался к ним ближе, чем прежний, и поэтому мог причинить больше зла; так Божьи суды постепенно приближались к ним, чтобы привести их к покаянию. Когда Израиль жил в палатках, но хранил свою непорочность, то Валак, царь моавитский, который хотел укрепить себя против них, потерпел поражение, но теперь, когда они оставили Бога и начали поклоняться богам окружавших их народов (среди которых, возможно, были божества моавитские), у Моава был другой царь, которого Бог укрепил против них и дал силу в его руки (хотя тот был нечестивым человеком), чтобы тот стал бичом Израиля. Посохом в его руках, которым он поражал Израиль, было Божье негодование; даже если он не так подумает и не так помыслит сердце его (Ис 10:6−7). Хотя израильтяне поступали плохо, но мы можем предположить, что моавитяне поступали еще хуже; но так как Бог часто наказывает грехи Своего народа в этом мире так, чтобы плоть была уничтожена, а дух спасен, то Израиль был ослаблен, а Моав укрепился против него. Бог не позволил израильтянам, когда они были сильны, враждовать с моавитянами и беспокоить их, хотя они и были идолопоклонниками (Втор 2:9), а теперь позволил моавитянам враждовать с Израилем и укрепил их для того, чтобы они могли признать: «...судьбы Твои — бездна великая!» Царь моавитский обратился за помощью к аммонитянам и амаликитянам (ст. 13), и это укрепило его положение. Здесь рассказывается, как они победили.
1. Израильтяне были поражены на поле боя: он пошел и поразил Израиля (ст. 13) не только колена, расположенные ближе всего к нему по другую сторону Иордана, которые поселились первыми, были пограничными коленами и более всего подвергались нападениям, но и колена, расположенные далее за Иорданом; так они стали хозяевами города Пальм, который, скорее всего, был крепостью, возведенной недалеко от Иерихона, ибо именно так он назывался (Втор 34:3). Там моавитяне расположили свой гарнизон, чтобы он был уздечкой для Израиля, а также охранял проходы Иордана, служившие средством связи с их страной. Кенеянам повезло, что они оставили этот город (Суд 1:16) до того, как он попал в руки врага. Посмотрите, как быстро из-за своего греха израильтяне потеряли то, что приобрели благодаря чудесам божественной милости.
2. Агрессоры заставили их служить себе (ст. 14), то есть требовали от них дань то ли в виде плодов земли, то ли их стоимость в денежном эквиваленте. Они пренебрегали служением Богу и не платили Ему должное, поэтому Бог таким образом отобрал у них вино и елей, серебро и золото, которое они приготовили для Ваала (Ос 2:8). То, что должно быть уплачено божественной благодати, но не было, подверглось аресту и было уплачено божественной благодати. Прежнее рабство (ст. 8) длилось всего восемь лет, а это восемнадцать, ибо, если незначительные беды не приводят к результату, Бог посылает значительные.
II. Когда Израиль вновь начинает молиться, то Бог воздвигает нового избавителя (ст. 15) по имени Аод. И здесь нам рассказывается:
1. Что он был из колена Вениаминова. Город Пальм располагался в пределах этого колена, из чего следует, что оно больше всего страдало и поэтому первым восстало, чтобы освободиться от ярма. Хронологи полагают, что война израильтян с сынами Вениаминовыми за их преступление в Гиве, в результате чего во всем колене осталось только 600 мужей, имела место как раз перед этим событием, поэтому мы вполне можем предположить, что в то время это колено было самым слабым из всех, но тем не менее именно из него Бог воздвиг избавителя. Это было сделано в знак полного примирения с ними, чтобы Бог мог явить Свое могущество, посвящая силу слабейшего, и даровать большее попечение о менее совершенном (1Кор 12:24).
2. Что он был левшой, как и многие представители его колена (Суд 20:16). «Вениамин» означает «сын правой руки», но большинство из них было левшами, ибо природа людей не всегда соответствует их именам. Септуагинта говорит, что он одинаково хорошо владел обеими руками, полагая, что для него это было преимуществом в служении, к которому он был призван; но иудейское выражение, гласящее, что он был лишен правой руки, подразумевает, что, возможно, из-за болезни он не использовал или редко использовал ее, а действовал только левой рукой и таким образом меньше других был годен для войны, так как неуклюже справлялся с мечом. Тем не менее именно этого левшу Бог избрал мужем Своей десницы, которого Он укрепит Себе (Пс 79:18). Именно десница Божья даровала Израилю победу (Пс 43:4), а не правая рука инструмента, задействованного Им.
3. Что совершил Аод для избавления Израиля от рук моавитян. Он спас угнетенных, уничтожив угнетателей, когда мера их беззаконий наполнилась и настало время оказать Израилю благоволение.
(1) Он предал смерти Еглона, царя моавитского. Ему было велено предать его смерти: не убить или предательски уничтожить, а действовать в качестве судьи или служителя божественной справедливости, приводящего в исполнение суды Божьи, которым Бог подверг его как непримиримого врага Бога и Израиля. Эта история детально описана.
[1] У него был хороший повод прийти к нему. Так как он был изобретательным и активным человеком, достойным, чтобы предстать перед царем, то народ избрал его, чтобы от имени всего Израиля принести подарок, помимо дани, которую они платили, великому господину царю моавитскому, дабы им обрести благоволение в его глазах (ст. 15). В оригинале подарок называется mincha — это слово использовалось в законе о приношениях, которые представлялись Богу, чтобы обрести Его благоволение. Сыны Израилевы не принесли своевременный подарок Богу, Который любил их, и теперь, в качестве наказания за оказанное Ему пренебрежение, они вынуждены отдавать свои приношения языческому правителю, который ненавидит их. Аод отправился со своим поручением к Еглону, принес свой подарок, соблюдая установленную церемонию и выражая должное почитание, чтобы скрыть свои истинные намерения и избежать подозрений.
[2] Вначале создается впечатление, что он планировал убить его, ибо Бог вложил в него это желание и дал понять, что это побуждение было от Него, благодаря Духу, который сошел на него и воздействия которого свидетельствовали об этом; они полностью удовлетворяли его в вопросе законности его действий и давали уверенность в успешности этого отчаянного предприятия, хотя у него были веские основания сомневаться и в том и другом. Если он был уверен, что Бог велит ему сделать это, то был уверен, что может и сделает, ибо повеления Бога достаточно, чтобы поддержать нас и дать уверенность в успехе, противостоя совести и всему миру. О том, что он задумал и придумал, как убить тирана, свидетельствует тот факт, что он для этого приготовил оружие короткий кинжал, длиной пол-локтя, похожий на штык, который можно было легко спрятать под одеждой (ст. 16), ибо никому не было позволено приближаться к царю с мечом на боку. Он прикрепил кинжал на правом боку, чтобы его удобно было выхватить левой рукой и меньше вызывать подозрений.
[3] Он придумал, как можно остаться с ним наедине, что стало возможно именно теперь, когда он не только познакомился с ним, но и снискал его расположение благодаря подарку и комплиментам, которые, возможно, вознес по этому случаю. Обратите внимание, как был задуман этот заговор. Во-первых, он скрыл замысел даже от своей свиты; часть пути сопровождающие были с ним, а потом он повелел им возвращаться домой, в то время как сам, словно он забыл что-то, вернулся во дворец царя моавитского (ст. 18). Для совершения казни нужна была только одна рука; если бы в этом участвовало больше людей, то не было уверенности, что им удастся договориться или после всего легко скрыться. Во-вторых, он возвратился от каменоломни, которая в Галгале (ст. 19, англ. пер.), от истуканов, которые в Галгале (написано на полях и в рус. пер.), которых, похоже, поставили моавитяне рядом с двенадцатью камнями, положенными там Иисусом Навином. Некоторые предполагают, что вид этих истуканов возбудил в нем такое негодование против царя моавитского, что он решил все-таки осуществить свой замысел, который собирался отложить до следующего раза. Или, возможно, он отправился к этим истуканам, чтобы, сказав, откуда он вернулся, царь моавитский был более склонен поверить, что у него было послание от Бога. В-третьих, он попросил о личной встрече и получил разрешение провести ее в удаленной комнате, здесь названной прохладной комнатой. Он сказал, что у него есть для царя тайное слово, и поэтому тот велел всем слугам удалиться (ст. 19). Возможно, он надеялся получить некое личное наставление от пророка или частную информацию о нынешнем положении Израиля, словно Аод хотел предать свою страну; но в любом случае он поступил безрассудно, оставшись наедине с сильным мужем, рассматривать которого как врага у него были все основания. Но те, которые отмечены для гибели, лишаются разума, их сердце закрыто от разумения; Бог лишает их благоразумия.
[4] Оставшись с царем наедине, Аод быстро убил его. Прохладная комната, где царь любил ублажать себя покоем и роскошью, стала местом его казни. Во-первых, Аод потребовал его внимания к слову Божьему (ст. 20), и это слово оказалось кинжалом. Бог отправляет нам послания не только с помощью судов Его рук, но и с помощью судов Его уст. Во-вторых, Еглон оказал уважение посланию от Бога. Хотя он был царем и язычником, хотя он был богатым и могущественным, хотя он владычествовал над народом Божьим, был тучным и неповоротливым человеком, которому было нелегко встать и долго стоять, хотя никому не было позволено наблюдать, как он вел себя в частной жизни, но когда появилась возможность получить повеление с небес, он поднялся со своего трона. Был ли он низким и удобным или высоким и величественным, но царь покинул его и встал, когда Бог собрался обратиться к нему, тем самым признавая превосходство Бога. Это позорит непочтительность многих, кто называет себя христианами, но при получении послания от Бога всем своим поведением демонстрирует невнимательность и то, как мало оно значит для них. Аод, называя дело, которое ему нужно совершить, словом Божьим, четко утверждает, что ему дано божественное поручение исполнить его; а тот факт, что Бог склонил Аода взяться за него, подтверждает это поручение и помогает исполнить его. В-третьих, послание было передано, но не уху, а непосредственно и буквально прямо его сердцу, которому был нанесен смертельный удар кинжалом; там он и остался (ст. 21−22). Чрезмерная тучность не позволила ему оказать сопротивление или помочь себе; возможно, это был результат его расточительного образа жизни и пресыщения; и когда тук закрыл острие, то Бог этим обстоятельством показал, что те, которые лелеют тело, готовят для себя бедствие. Тем не менее тучность царя была для него символом его плоской уверенности и бесчувствия. Его сердце было покрыто жиром, как туком, и он полагал, что тем самым защитил себя (см. Пс 118:70; Пс 16:10). Еглон означает телец, и он пал, как падает от ножа тучный телец, ставший благоугодной жертвой божественной справедливости. Обращается внимание, что при этом вышли его нечистоты, или экскременты (ст. 22 в англ. пер.), чтобы смерть этого гордого тирана предстала более отвратительной и позорной. Тот, который так сильно заботился о собственном теле, чтобы оно пребывало в покое и чистоте, теперь был обнаружен валяющимся в собственной крови и экскрементах. Так Бог изливает презрение на владык. Этот поступок Аода можно оправдать, так как он получил особое поручение от Бога совершить его и это был обычный метод, использовавшийся в то время. Бог решил отомстить врагам Своего народа и явить миру Свою справедливость. Но в настоящее время подобный поступок не подлежал бы оправданию. Теперь никому не даются подобные поручения, и ссылаться на это означает хулить Бога и делать Его покровителем самых тяжких преступлений. Христос велел Петру вложить меч в ножны, но мы нигде не находим, чтобы Он велел вновь вынуть его.
[5] Провидение чудесным образом помогло ему скрыться после того, как он совершил казнь. Во-первых, тиран тихо упал, не издав никакого звука, который его слуги могли бы услышать на расстоянии. Он тихо сошел в преисподнюю, задохнувшись собственным туком, который, возможно, заглушил его умирающие стоны, хотя в мире он создавал большой шум и, как сильный, был ужасом на земле живых. Во-вторых, этому героическому мстителю было присуще такое благоразумие, что оно продемонстрировало не только полное отсутствие чувства виновности, но и твердую уверенность в божественной защите. Он закрыл за собой дверь, забрал с собой ключ и прошел мимо охраны с таким невинным, дерзким и беспечным видом, что они вообще не подозревали, что он совершил что-то плохое. В-третьих, когда Аод ушел, то слуги, находившиеся в прихожей, подошли к двери, ведущей во внутренний покой, чтобы узнать настроение господина, но увидев, что она закрыта и за дверью тихо, сделали вывод, что он прилег отдохнуть на кровать, решив посоветоваться с подушкой о полученном им послании, и заснул на ней (ст. 24); поэтому они решили не отпирать дверь. Так из-за своих стараний не потревожить его сон они потеряли возможность отомстить за его смерть. Посмотрите, что получается, когда люди слишком заботятся о своем положении и обязывают окружающих держаться на расстоянии; когда-нибудь это может сыграть над ними злую шутку. В-четвертых, наконец слуги отворили дверь и увидели, что их господин заснул долгим сном (ст. 25). Это трагическое зрелище привело их в ужас, они оказались в замешательстве и винили себя в том, что не догадались открыть дверь раньше; это заставило их отказаться от мысли послать преследователей за тем, кто это сделал, ибо они потеряли надежду схватить его. И наконец, благодаря этому Аоду удалось бежать в Сеираф густой лес, как понимают некоторые (ст. 26). Нигде во всей этой истории не говорится, где жил Еглон, но так как не упоминается, что Аод переходил Иордан, то я склонен полагать, что он оставил свою страну Моав по ту сторону Иордана и сделал главным местом пребывания город Пальм, расположенный в земле Ханаанской, которая была богаче его родины. Там он и был убит, и каменоломни Галгала находились недалеко от этого места. Именно там, где он поселился и считал себя достаточно защищенным, чтобы владычествовать над народом Божьим, он был убит; это показало, что его откармливали для заклания, как агнцев на пространном пастбище.
(2) Аод, убив царя моавитского, нанес завершающий удар силам моавитян, находившимся среди них, и таким образом окончательно стряхнул ярмо их угнетения.
[1] Немедленно на горе Ефремовой он собрал армию на небольшом расстоянии от расположений моавитян и сам возглавил ее (ст. 27). Труба, которой он вострубил, бесспорно была юбилейной трубой, возвещающей свободу, и она издавала радостные звуки для угнетенных израильтян, которые в течение длительного времени слышали только вражеские трубы.
[2] Как человек набожный, совершивший все это по вере, он ободрил себя и своих солдат тем, что за них выступила сила Божья (ст. 28): «Идите за мною, ибо предал Господь врагов ваших в руки ваши; мы уверены, что Бог с нами, и поэтому можем смело выступать; победа будет за нами».
[3] Как благоразумный военачальник, он в первую очередь завладел переправами через Иордан и поставил там сильную охрану, чтобы лишить связи моавитян, находившихся в земле Израиля (ибо только их касался его замысел), с их собственной страной, расположенной по другую сторону Иордана. В таком случае, если, услышав сигнал боевой тревоги, они решат бежать, то не смогут добраться до родины, а если решат сражаться, то не смогут получить оттуда помощь. Так он запер их, как в тюрьме, в той стране, которая им очень нравилась как их дворец и рай.
[4] Затем он напал на них и всех предал мечу 10000 воинов, которые, похоже, должны были удерживать Израиль в подчинении (ст. 29): «...и никто не убежал». Это были наилучшие и избранные воины царя моавитского: энергичные, сильные и коренастые мужчины, обладавшие не только хорошим физическим сложением, но и сильным духом доблестные воины (ст. 29). Но ни их сила, ни их смелость не помогли им, когда настало время, чтобы Бог предал их в руки Израиля.
[5] В результате после этой победы сила моавитян в земле Израильской была полностью сокрушена. Страна была очищена от угнетателей, и покоилась земля восемьдесят лет (ст. 30). Можно предположить, что благодаря влиянию Аода, сыгравшему хорошую роль, в то время среди них наблюдалась реформация, а идолопоклонство преследовалось. Страна довольно длительное время пребывала в покое восемьдесят лет, но что это по сравнению с вечным покоем святых в небесном Ханаане? Стих 31 Некоторые полагают, что когда говорится, что покоилась земля восемьдесят лет, то в основном подразумевается часть земли, расположенная восточнее берегов Иордана, которая угнеталась моавитянами; но благодаря приведенному здесь стиху оказывается, что другая часть страны, расположенная на юго-западе, в то время была наводнена филистимлянами, против которых выступил Самегар.
1. Похоже, Израиль нуждался в избавлении, ибо он спас Израиля. Позднее Девора в своей песне описывает, каким великим было бедствие (Суд 5:6), раз во дни Самегара были пусты дороги; часть страны, ближе всего расположенная к филистимлянам, была настолько наводнена грабителями, что люди не могли безопасно путешествовать дорогами, а подвергались опасности нападения и грабежа; подобным образом люди не осмеливались жить в неохраняемых деревнях, а были вынуждены искать прибежище в укрепленных городах.
2. Бог поставил его, чтобы спасти народ, когда Аод был еще жив, но непригоден к сражениям. Враги не придавали большого значения количеству воинов, раз уничтожение всего 600 из них спасло Израиль; столько человек он убил воловьим рожком, или, как читают некоторые, лемехом плуга. Похоже, он сам шел за плугом, когда филистимляне напали на страну, чтобы опустошить ее, и Бог вложил в его сердце желание противостать им. Это побуждение было внезапным и сильным, и так как у него не было при себе ни меча, ни копья, чтобы сражаться, то он взял тот инструмент, который был под рукой какие-то части плуга, и с их помощью убил много сотен людей, оставшись неповрежденным. Обратите внимание, (1) что Бог может сделать выдающимися служителями на благо Его славы и Церкви тех людей, чье происхождение, воспитание и профессия были весьма презренными и непритязательными. Кто имеет в себе Дух, тот может, если Ему угодно, сделать пахарей судьями и военачальниками, а рыбаков апостолами.
(2) Неважно, насколько слабым является оружие, если Бог направляет и укрепляет мышцу. Воловий рожок, если Богу угодно, может совершить больше, чем меч Голиафа. А иногда Он предпочитает трудиться, используя такие неподходящие средства, чтобы было явлено превосходство силы Божьей.
толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 3 глава