В данной главе приводится:
(I) Особое послание Бога, переданное Израилю через ангела, и впечатление, которое оно произвело на народ (ст. 1−5).
(II) Общее представление о положении Израиля на протяжении правления судей, в котором обращается внимание:
(1) На их верность Богу, пока был жив Иисус Навин и старейшины (ст. 6−10); (2) на тот факт, что позже они восстали против Бога и стали идолопоклонниками (ст. 11−13); (3) на недовольство ими Бога и Его суды, обрушившиеся на них (ст. 14−15); (4) на Его сострадание к ним, проявившееся в том, что Он давал им избавителей (ст. 16−18); (5) на возврат к идолопоклонству, после того как суды прекращались (ст. 17−19); (6) на то, что Бог во гневе полностью лишил их успеха (ст. 20−23). Это содержание не только данной главы, но и всей книги.
Стихи 1−5. Привилегии Израиля заключались не только в том, что им в общем был послан закон с небес, который постоянно направлял и удерживал их на пути, ведущем к блаженству, но и в том, что им передавались особые послания с небес, когда появлялась необходимость, для их обличения, исправления и наставления в праведности, если они отходили в сторону от этого пути. Помимо написанного слова, которое они имели перед глазами и могли читать, они часто слышали слово, говорящее позади тебя: «Вот путь, идите по нему» (Ис 30:21). Теперь Бог начал таким образом общаться с ними. Раз они не хотят слушать Моисея, то посмотрим, будут ли они слушать пророков. В данных стихах приводится весьма пробуждающая проповедь, которая была проповедана им, когда они начали охладевать в своей религии.
I. Проповедником был Ангел Господень (ст. 1), а не пророк и не Финеес, как полагали иудеи. Правда, что евангельские служители названы ангелами церквей, но ветхозаветные пророки никогда не назывались ангелами Господними; бесспорно, это был посланник небес. С такими сверхъестественными посланниками, задействованными в назначении судей, избавляющих Израиль (такими как Гедеон и Самсон), мы иногда будем сталкиваться в этой книге. И чтобы показать, какие различные благие служения они совершают для Божьего Израиля, в данном месте ему посылается один из них, чтобы проповедовать и не дать израильтянам впасть в грех и беду. Этот сверхъестественный посланник был отправлен, чтобы, если возможно, вселить великое почтение к этому посланию и воздействовать на разум людей, на которых могло воздействовать лишь нечто видимое. Епископ Патрик четко придерживается того мнения, что это был не сотворенный ангел, а Ангел завета тот же, что явился Иисусу Навину как военачальник воинства Господнего, то есть сам Бог. «Это был сам Христос, говорит д-р Лайтфут, ибо кто, как не Бог и Христос, мог сказать: ”Я вывел вас из Египта!”» Иисус Навин позднее увещевал народ остерегаться, дабы не смешивались с хананеями, но они не уделили внимания словам умирающего человека; то же самое предостережение приводит им в данном месте живой Бог, Сын Бога, явившийся в облике ангела. Если они пренебрежительно отнеслись к его слугам, то несомненно с уважением отнесутся к Его Сыну. Сказано, что этот Ангел Господень пришел из Галгала; возможно, он не шел по земле, а стремительно прилетел, как ангел Гавриил к Даниилу, по открытой тверди небесной; но, то ли придя по земле, то ли прилетев по небу, похоже, он пришел из Галгала по определенной причине. Галгал в течение длительного времени был их главным городом после того, как они вошли в Ханаан: там они получили много необычных знаков благоволения от Бога и там же был обновлен завет обрезания (Мих 6:5); и тот факт, что он пришел от Галгала, должен был напомнить им обо всем этом. Воспоминания о том, что было принято и услышано, подготовят нас к предостережению чтобы мы бодрствовали (Откр 3:2−3).
II. Эта проповедь предназначалась всем сынам Израилевым (ст. 4). Великое собрание для великого проповедника! Народ собирался либо для войны, когда каждое колено посылало свои вооруженные силы для участия в каком-то великом походе, либо для поклонения, и тогда местом их собрания должен быть Силом, где находилась скиния собрания, у которой все они собирались вместе три раза в год. Когда мы встречаемся с Богом в учрежденных постановлениях, то должны ожидать что-то услышать от Него и принять Его дары у Его врат. Это место называлось Бохим (ст. 1), так как в связи с этой ситуацией оно обрело это имя. Весь Израиль нуждался в обличении и предостережении, полученном там, и поэтому оно предназначалось для всех.
III. Сама по себе проповедь краткая, но очень емкая. В ней Бог четко говорит им:
(1) Что Он сделал для них (ст. 1). Он вывел их из Египта земли рабства и тяжелого труда, и привел в Ханаан землю покоя, свободы и изобилия. Бедствия, постигшие в одном месте, должны были послужить контрастом для блаженства, сопутствующего другому. Тогда Бог был милостив к ним и верен клятве, данной их отцам; Он привел такие доказательства Своей силы, что они не смогли бы оправдаться, если бы не поверили в нее; Он предложил служить Ему на таких условиях, что они не смогли бы оправдаться, если бы оставили служение Ему.
(2) Что Он пообещал им: «Сказал Я: «Не нарушу завета Моего с вами вовек»». Когда Он избрал их Своим народом, то не планировал в дальнейшем отказаться от них или по своему усмотрению поменять их на другой народ; пусть будут верными Ему и они убедятся в том, что Он будет неизменным и постоянным во взаимоотношениях с ними. Он четко сказал, что никогда не нарушит завет, заключенный с ними, если только они не нарушат его со своей стороны.
(3) Чего Он справедливо и благоразумно ожидал от них (ст. 2): что, заключив завет с Богом, они не будут вступать в союз с хананеями, которые были Его и их врагами, что, поставив Его жертвенник, они выбросят другие, чтобы те не искушали их служить иным богам. Разве могли быть более легкие требования?
(4) Что они не повиновались Ему в тех вопросах, на которых Он больше всего настаивал: «Но вы не послушали гласа Моего даже в таких незначительных вопросах». Презирая свой завет с Богом и союз друг с другом, подразумевавшийся этим заветом, они заключили дружеский союз с заклятыми идолопоклонниками хананеями и сквозь пальцы смотрели на их жертвенники, соперничавшие с Божьим жертвенником. «Что вы это сделали? Как сможете объяснить свою испорченность, когда вас призовут к суду здравого смысла? Какие извинения или оправдания вы будете приводить в свою защиту?» Кто отказывается от общения с Богом и вступает в общение с бесплодными делами тьмы, тот не знает, что делает, и ему нечего будет сказать в свою защиту в день, когда придется дать отчет; он настанет скоро.
(5) Что они должны быть готовы к тому, что их накажут за это безрассудство (ст. 3). Их терпимость к хананеям в своей среде (1) положит конец их победам. «Вы не изгнали их, говорит Бог, поэтому и Я не изгоню их от вас»; так их грех стал их наказанием. Подобным образом потакающие своим похотям и порокам, которые должны были бы умертвить, лишают себя благодати Божьей, и она вполне справедливо удаляется от них. Если мы не противостанем дьяволу, то нам не стоит надеяться, что Бог бросит его нам под ноги.
(2) Это навлечет на них постоянные бедствия. «Они будут колючкой в вашем боку, чтобы колоть всякий раз, когда вы куда-то поворачиваетесь, всегда будут причинять то или иное зло». Кто надеется получить выгоду от дружбы с врагами Бога, тот обманывает себя.
(3) Все это подвергнет их постоянному искушению и привлечет ко греху, а это самое худшее. «Их боги (их мерзости, написано в халдейском переводе) будут для вас сетью; вы увидите, что окончательно запутались в своей привязанности к ним, и это будет вашей гибелью», читают некоторые. Кто подступает ко греху, того справедливо предоставляют самому себе, позволяют впасть в грех, чтобы он погиб в нем. Бог часто делает грех человека его наказанием; терны и сети на пути коварного, который идет против Бога.
IV. Эта проповедь имела поразительный успех: народ поднял громкий вопль и заплакал (ст. 4).
1. Ангел сказал им об их грехах, и они выразили свою скорбь по этому поводу: возвысили голос, исповедуя грех и осуждая собственное безрассудство и неблагодарность; они рыдали как люди, которые стыдятся и гневаются на себя, ибо поступают прямо противоположно здравому смыслу и собственной выгоде.
2. Ангел грозил им судами Божьими, и они выразили свой страх перед ними: возвысили свой голос в молитве Богу, чтобы Он отвратил от них Свой гнев, и рыдали от страха перед этим гневом. Страх смягчил их, их сердца растаяли и трепетали от слова, и для этого были основания. Это было хорошо и являлось знаком того, что услышанное ими слово воздействовало на них; поразительно, что грешники могут читать Библию без слез. Но этого было недостаточно; они плакали, однако мы не находим, что они изменились, что отправились домой и уничтожили все остатки идолопоклонства и идолопоклонников, проживающих среди них. Многие тают от слова, но вновь ожесточаются, прежде чем их вновь бросят в форму для плавки. Тем не менее всеобщий плач (1) дал новое имя этому месту (ст. 5): они назвали его Бохим плачущие-, это подходящее имя для наших религиозных собраний. Если бы они держались близко к Богу и исполняли свой долг, то на их собраниях был бы слышен только голос поющих, но своим грехом и безрассудством они определили для себя другую работу, и теперь повсюду был слышен только голос плачущих.
(2) Дал повод для торжественного жертвоприношения: там принесли они жертву Господу, встретившись (как предполагают) в Силоме, где находился Божий жертвенник. Они принесли жертву, чтобы отвратить гнев Божий и обрести Его благоволение; этой жертвой они заключили завет своей посвященности Ему одному. Так как болезнь была обнаружена вовремя и врач провел лечение очень хорошо, то можно было надеяться, что исцеление скоро наступит, но последующие события показывают, что грех слишком сильно укоренился, чтобы его можно было выплакать слезами.
Стихи 6−23. В начале данного раздела повторно описывается благочестивый характер народа во времена правления Иисуса Навина, его смерть и похороны (это мы уже ранее рассматривали, Нав 24:29−30). Это описание приводится здесь вновь для того, чтобы подготовить нас к дальнейшему рассказу о его деградации и отступничестве, которым посвящена данная глава. Ангел предсказал, что хананеи и их идолы будут сетью для Израиля; и теперь историк описывает, что так оно и было; а для того, чтобы это было показано более четко, он оглядывается и вспоминает недавние события, обращая внимание:
(1) На их счастливое поселение в земле Ханаанской. Иисус Навин распределил земли между коленами и отправил всех по своим владениям, чтобы они тихо и с удовольствием управляли ими (ст. 6): он распустил народ, не только каждое колено, но и каждого в удел свой, чтобы получить наследство, при этом благословив их.
(2) На то, что они пребывали в вере и страхе перед святым именем Бога, пока был жив Иисус (ст. 7). Они вступили в свои владения, приняв хорошее решение прилепиться к Богу, и некоторое время придерживались этого хорошего решения: пока имели хороших правителей, которые подавали хороший пример, давали им хорошие наставления, обличали их и обуздывали пороки, которые постепенно появлялись у них, пока в них были свежи воспоминания о том, какие великие дела Бог сделал для них, когда привел их в Ханаан. Те, которые видели эти чудеса собственными глазами, имели достаточно благоразумия, чтобы верить своим глазам, и достаточно оснований, чтобы служить Богу, Который так славно заступился за них, а следовавшие за ними не уверовали, так как не видели их.
(3) На смерть и похороны Иисуса, которые нанесли смертельный удар интересам религии среди людей (ст. 8−9). Люди чувствовали, что многим обязаны ему, и после смерти почтили его, похоронив в Фамнаф-Херес (в англ. пер.); так здесь называется это место, а не Фамнаф-Сераи, как в Книге Иисуса Навина. Слово Негев (Херес) означает солнце, образ которого, по мнению некоторых, был изображен на его гробнице, и оно дало название этому месту в память о событии, когда солнце остановилось по его слову. Так считают различные иудейские толкователи, но я сомневаюсь в том, что в то время было позволено почтить Иисуса образом солнца из-за всеобщей склонности людей поклоняться солнцу, ибо тогда появилась бы опасность злоупотреблять им и бесчестить Бога.
(4) На появление нового поколения (ст. 10). Все это поколение в течение нескольких следующих лет ушло, их благие наставления и примеры умерли и были погребены вместе с ними, а вместо него пришло другое поколение израильтян, которое было равнодушно к религии, не интересовалось ею, и поэтому, несмотря на все преимущества их воспитания, о них вполне можно было сказать, что они не знали Господа, не познали Его правильно, не знали Его таким каким Он явил себя, в противном случае они не оставили бы Его. Они были настолько посвящены этому миру, потакали своей плоти, любили беспечность и роскошь, так сильно заняты своим бизнесом, что никогда не задумывались об истинном Боге и Его святой религии и поэтому с легкостью увлеклись ложными богами и их мерзкими религиозными суевериями. И поэтому он пришел, чтобы дать нам общее представление о событиях, которые имели место в Израиле в период судей; все повторилось и в том же порядке.
I. Народ Израиля оставил своего Бога, а те почести и поклонение, которое должен был оказывать Ему одному, начал воздавать навозным ханаанским божествам. Подивитесь сему, небеса! Удивляйся, земля! Как народ, который так хорошо питался и был наставлен, променяч своего Бога Бога безграничной силы, незапятнанной чистоты, неисчерпаемой благости, такого ревностного соперника, на деревья и камни, которые не могут сделать ни добра, ни зла? (Иер 2:11−12). Не было еще такого примера безрассудства, неблагодарности и вероломства. Обратите внимание, как это здесь описывается (ст. 11−13). В общем, они стали делать злое совершать больше зла, то есть еще больше начали раздражать Бога и причинять вред себе; и делали они это пред очами Господа; все зло совершается перед Ним, но особое внимание Он обращает на грех, когда люди начинают поклоняться другому богу. В частности, (1) они оставили Господа (ст. 12−13); это было одно из величайших зол, в которых они были виновны (Иер 2:13). Заветом они были соединены с Богом, но теперь оставили Его, как жена вероломно уходит от мужа своего (англ. пер.). «Они оставили поклонение Господу», говорит халдейский перевод, ибо оставившие поклонение Богу фактически оставляют самого Бога. Это усугублялось тем, что Он был Богом отцов их и фактически они родились в доме Его и были обязаны служить Ему; Он вывел их из земли Египетской, ослабил их узы, и поэтому они также должны были служить Ему.
(2) Оставив единственного истинного Бога, они не стали атеистами, ибо не были настолько глупы, чтобы сказать: «Нет Бога», а последовали за иными богами; в них осталось достаточно чистой природы, чтобы признавать существование Бога, но в то же время проявилось достаточно порочной природы, чтобы умножать богов, сближаться с любым из них и в религиозном поклонении следовать моде, а не правилу. Израилю была оказана честь стать особенным народом, он был возвеличен выше других, но в то же время не смог в должной степени оценить свои привилегии и увлекся богами народов, окружавших их. Такими ложными божествами были Ваал и Астарта. Они начали почитать солнце и луну, Юпитер и Юнону. Валим означает господа, а Астарта благословенные, оба слова стоят во множественном числе, ибо когда израильтяне оставили Иегову, Который был единственным Богом, то получили много богов и господ: буйной фантазии нравится умножать их. Они служили и поклонялись всему, что считали своими богами, воздавали им почести и просили у них милости.
II. Тем самым они возбудили гнев Бога Израиля, и Он предал их в руки врагов (ст. 14−15). Бог разгневался на них, ибо Он Бог ревнитель, верный славе Своего имени, и Он решил наказать их за отступничество, сделав так, что их мучителями стали те, кому они покорились как своим искусителям. Оставив Бога, они сделали себя настолько презренными и несчастными, насколько были бы счастливыми и великими, если бы оставались верными Ему.
1. Чаша весов победы перевесила в сторону их врагов. Куда бы ни обращался их меч после того, как они оставили Бога, израильтяне всегда терпели поражение с такой же постоянностью, с какой раньше побеждали. Раньше их враги не могли устоять перед ними, ибо, куда бы они ни пошли, рука Господа была с ними; но когда они начали охладевать в своей религии, то Бог лишил их Своего благоволения, остановил их успешное продвижение и не изгонял больше их врагов (ст. 3); Он только позволил им сохранить свою землю. Но теперь, когда они основательно погрязли в идолопоклонстве, война обратилась против них и они не могли уже устоять перед врагами своими. Бог предпочел отдать успех тем, кто никогда не знал и не признавал Его, а не тем, которые знали и признавали Его, а теперь оставили. Куда бы они ни пошли, они осознавали, что Сам Бог обратился в неприятеля их: Сам воевал против них (Ис 63:10).
2. Теперь сила была не на их стороне. Всякий мог грабить и притеснять их. Бог продал их в руки врагов; Он не просто отдал их свободно, как мы поступаем, когда что-то продаем, а сделал это из разумных соображений: чтобы тем самым почтить себя как Бога-ревнителя, Который не пощадит даже Свой избранный народ, если он будет противиться Ему. Он продал их так, как продают злостных должников (Мф 18:25): чтобы их страдания в какой-то степени компенсировали вред, нанесенный Его славе их отступничеством. Обратите внимание, каким было их наказание:
(1) Оно полностью соответствовало их преступлению. Они служили богам народов, окружавших их, даже самым ничтожным, и тогда Бог сделал так, что они начали служить князьям и народам, окружавшим их, даже самым ничтожным. Кто был другом для каждого глупца, тот справедливо стал глупцом для любой компании.
(2) Оно соответствовало словам Бога. Таким образом рука Бога обратилась против них: как говорил им Господь и как клялся им Господь (ст. 15). Это ссылка на представленные им в завете проклятие и смерть, а также благословение и жизнь. Кто убедился в том, что Бог верен Своим обетованиям, тот из этого может сделать вывод о том, что Он будет верен Своим угрозам.
III. Бог безграничной милости пожалел их в беде (хотя они сами своим грехом и безрассудством навлекли ее на себя) и освободил. Хотя их беда была наказанием за грех и исполнением слова Божьего, но со временем они были избавлены от нее (ст. 16−18). Здесь обратите внимание:
(1) Что побудило Бога избавить их. Это было результатом Божьей жалости и нежного сострадания; основание для их избавления Он черпал в самом себе. Не сказано: «Он жалел их за их беззакония» (ибо из ст. 17 следует, что многие из них остались неизмененными), а: «Жалел их Господь, слыша стон их», ибо они стенали не столько от бремени греха, сколько от бремени страданий. Бесспорно то, что согласно этому проклятию они заслуживали вечной гибели, но так как это был день Его терпимости и их испытания, то Бог не возбуждал весь Свой гнев. Он мог вполне справедливо оставить их, но из жалости не мог сделать этого.
(2) Что послужило инструментом их избавления. Бог не послал ангелов с небес, чтобы спасти их, не привел армию иноземцев им на помощь, а, когда появлялась необходимость, поставлял им судей из их народа мужей, которых Бог для этого обеспечил сверхъестественными качествами и призвал к этому особому служению, для которого они предназначались. Цель их служения реформировать и спасать Израиль, и их попытки Бог увенчал поразительным успехом, ибо когда Он воздвигал судей, то Сам Господь был с судьею, и поэтому они становились спасителями. Обратите внимание:
(1) Во дни величайшего упадка и бедствия Церкви всегда будут люди, которых Бог либо найдет, либо сделает способными возместить ее скорби и учредить все по правилам.
(2) Когда своевременно появляются люди, полезные для государственного служения, то в этом нужно признавать руку Бога. Он наделяет людей мудростью и смелостью, делает их сердца энергичными и решительными. Всех, кто тем или иным образом является благословением для своей страны, нужно считать даром Божьим.
(3) Кого Бог призывает, того признает и дарует Свое присутствие; кого Он воздвигает, с тем Он и пребудет.
(4) Судьи земли являются ее спасителями.
IV. Судьи не могли эффективно и основательно изменить деградирующих израильтян (ст. 17−19).
1. Даже когда у них были судьи, которые действенно трудились на ниве реформации, то находились такие, которые судей не слушали, а все это время ходили блудно вслед других богов: так безумно они любили своих идолов и так упорно отклонялись от пути. Они были обручены Богу, но нарушили брачный завет и ходили блудно за этими богами. Идолопоклонство это духовный блуд: настолько он является низменным, отвратительным и предательским, и так трудно отвыкнуть от него тем, кто к нему привык.
2. Те, которые во время реформации начали изменяться, тем не менее скоро уклонялись от пути вновь и становились такими же плохими, как прежде. Они уклонились от пути, по которому шли их благочестивые предки и на который они были поставлены, очень скоро забыли о примере своих благочестивых отцов и своем хорошем воспитании. Так поступают нечестивые дети благочестивых родителей, и им придется за многое ответить. Но когда умирал судья, то они рассматривали его смерть как удаление плотины, сдерживавшей поток их идолопоклонства, и тогда он устремлялся вновь с еще большей яростью, и следующее поколение казалось хуже из-за попыток совершить реформацию (ст. 19). Они опять делали хуже отцов своих, стараясь превзойти их в умножении чужих богов и изобретая мирские и нечестивые обряды поклонения, которые противоречили бы постановлениям их реформаторов. Они не уставали (в англ. пер.) или (дословно) не позволяли остаться неисполненным ни одному из своих дел, не стыдились самых отвратительных служений идолопоклонников, не уставали от самых варварских и не уменьшали ни на один шаг свой трудный и упорный путь. Так оставившие благие пути Божьи, которые они однажды познали и исповедали, чаще всего становятся самыми дерзкими и отчаянными во грехе, ибо их сердца ожесточаются больше других.
V. В связи с этим Бог справедливо решил продолжать наказывать их Своим жезлом.
1. Их грех заключался в том, что они пощадили хананеев, тем самым выразив презрение и нарушив завет с Богом, который Он заключил с ними, и заповеди, которые Он дал им (ст. 20).
2. Их наказание заключалось в том, что Бог пощадил хананеев, и таким образом они стали побиваемы собственным жезлом. Не все народы были преданы в руки Иисуса Навина, пока он жил (ст. 23). Наш Господь Иисус хотя и отнял силы у начальств и властей, но не сразу одержал полную победу. Не все было Ему покорено; в церкви остается доля сатаны, как в земле осталась часть хананеев; но наш Иисус живет вечно и однажды в великий день Он завершит Свое завоевание. После смерти Иисуса Навина в течение длительного времени очень мало было сделано в борьбе против хананеев: Израиль потакал им, старался подружиться, и поэтому Бог перестал изгонять их (ст. 21). Если они хотят иметь их в своей среде, то пусть так и будет, и посмотрим, что из этого выйдет. Бог предал их заблуждениям (Ис 66:4). Так люди лелеют и потакают собственным порочным аппетитам и страстям, и, вместо того чтобы умерщвлять их, обеспечивают всем необходимым; и поэтому в такой ситуации Бог поступает справедливо, отдавая их во власть своих грехов, которые станут их гибелью. Таким будет их приговор; они сами так решили. Хананеи были оставлены, чтобы испытать Израиль (ст. 22): станут ли они держаться пути Господа; Бог сделал это не для того, чтобы узнать их, а чтобы они узнали себя. Это должно было испытать:
(1) Смогут ли они противостоять искушению к идолопоклонству, к которому склоняли их хананеи. Бог говорил, что не смогут (Втор 7:4), но они сами решили, что смогут. «Хорошо, сказал Бог, Я испытаю вас»; и после испытания оказалось, что чары искусителей были для них слишком сильными. Бог сказал нам, насколько лживы и нечестивы наши сердца, но мы не желали верить этому, пока не позволили себе вольности с искушением и тогда на собственном печальном опыте узнали, что так и есть.
(2) Смогут ли они извлечь пользу из неприятностей, которые доставят им оставшиеся племена хананеев; смогут ли извлечь пользу из многих бедствий, которые навлекут на себя; приведет ли это к тому, что они почувствуют обличения во грехе и смирятся, изменятся и вернутся к Богу и своему долгу; смогут ли они благодаря постоянной тревоге поддерживать благоговение и бояться гневить Бога.
толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 2 глава