Когда Самсон пытался заключить союз с филистимлянами, то на самом деле искал повод выступить против них (Суд 14:4). И данная глава продолжает описывать различные случаи, которыми он воспользовался, чтобы ослабить их и отомстить не за себя, а за вражду с Израилем. Все описываемые события поражают; но если что-то кажется невероятным, ибо такое невозможно, то нужно вспомнить, что для Бога нет ничего невозможного и что Дух Господень, сошедший на него, направлял и укреплял его в тех необычных способах ведения войны.
I. Вероломство жены и ее отца послужило для него поводом, чтобы сжечь их поля пшеницы (ст. 1−5).
II. Жестокость филистимлян по отношению к его жене и ее отцу послужила для него поводом, чтобы совершить среди них великое истребление (ст. 6−8).
III. Предательство соотечественников, которые выдали его филистимлянам, предоставило ему возможность убить тысячу филистимлян ослиной челюстью (ст. 9−17).
IV. Когда Самсон страдал от жажды, то Бог использовал эту ситуацию, чтобы явить Свою милость, и своевременно дал ему воду (ст. 18−20).
Стихи 1−8. Данные стихи описывают следующие события:
I. Самсон вернулся к своей жене, которую он оставил, недовольный ее поведением. Возможно, он не слышал, что она была отдана другому, и, когда по прошествии некоторого времени его негодование утихло, он вернулся к ней, принесши с собою козленка (ст. 1). Ценность подарка была незначительной, но он предназначался в качестве знака примирения; и, возможно, в то время так поступали, когда мирились поссорившиеся стороны. Он принес его, чтобы поужинать вместе с ней в ее палатке и вновь стать друзьями. Самсон совершил великодушный поступок, ибо был обиженной и главенствующей стороной, а она, согласно своим обязанностям, должна была просить о мире и делать первые шаги к примирению. Когда между близкими родственниками возникают раздоры, то мудрым и лучшим считается тот, кто более других старается простить и забыть оскорбления и более других готов уступить и покориться ради мира.
II. Он получил отказ. Ее отец не позволил ему приближаться к ней, ибо выдал ее замуж за другого (ст. 2). При этом он пытался (1) оправдать свой плохой поступок: «Я подумал, что ты возненавидел ее». Он имел очень плохое мнение о Самсоне, оценивая этого назорея так же, как всех филистимлян. Насколько же плохо нужно думать о человеке, чтобы представить, что из-за справедливого гнева на свою жену он возненавидел ее, и из-за того, что на какое-то время вернулся в дом своего отца, он оставил ее навсегда? Но это все, что он мог сказать в свое оправдание за нанесенное оскорбление. Так он оправдал наихудшее из грабительств ревнивой заботой. Но мы никогда не сможем оправдать совершаемое нами зло, говоря: «Мы думали, что другие замышляют зло!»
(2) Успокоить Самсона, предложив ему свою младшую дочь, которую, как он думал, Самсон согласится взять, так как она была красивее, и это полностью возместило бы причиненное ему зло. Посмотрите, какой беспорядок устраивают в своей семье люди, которые не руководствуются страхом и законом Божьим, выдавая через неделю дочерей замуж одну за другой, давая мужчине вначале одну дочь, а затем другую. Самсон отверг его предложение, ибо знал истину: не бери жены вместе с сестрою ее (Лев 18:18).
III. За это оскорбление Самсон отомстил филистимлянам. Если бы тем самым он хотел всего лишь отомстить за себя и бросить вызов своему сопернику, то наказал бы его и отца своей жены, но Самсон считал себя гражданской личностью и нанесенное ему оскорбление считал оскорблением для всего народа Израиля; ибо, скорее всего, к нему было проявлено такое неуважение из-за того, что он принадлежал этому народу и гордился этим. Ему было нанесено оскорбление как израильтянину, и поэтому он решил досадить филистимлянам; Самсон не сомневался, что их обращение с ним оправдает его поступок (ст. 3): «Теперь я буду прав перед филистимлянами». Он сделал то, что должен был сделать, предлагая своей жене примириться, но так как она сделала это невозможным, он не должен был винить себя в том, что выразил свое справедливое негодование. Отметьте: когда возникают противоречия, мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы положить им конец, и тогда, каковы бы ни были их последствия, нам не придется себя обвинять. Чтобы отомстить им, Самсон решил сжечь огнем их поля с пшеницей, что должно было значительно ослабить страну и сделать ее беднее (ст. 4−5).
1. Предпринятый им для этого метод кажется весьма необычным. Он выпустил 150 пар лисиц, связанных хвостами друг с другом, на поля пшеницы, при этом между хвостами каждой пары лисиц он привязал по факелу, а они, испугавшись, побежали в поле, чтобы найти там укрытие, в результате чего и подожгли поля. Так одновременно пожар возник во многих местах, и поэтому его нельзя было загасить, особенно, если это было сделано ночью. Для этого он мог задействовать людей, но скорее всего ему не удалось найти достаточно смелых израильтян, чтобы участвовать в этом деле, а сам он мог поджечь поле только в одном месте, что не позволило бы достичь цели. Мы не находим, чтобы в каком-либо из своих подвигов Самсон использовал других людей рабов или воинов, поэтому и в данном случае он использовал лисиц в качестве посланных им поджигателей. Филистимляне причинили зло Самсону своим коварством и злобностью, а теперь Самсон отвечает им тем же и причиняет зло с помощью коварства лисиц и факелов. Задействованные им животные были слабыми и ничтожными, и это должно было выразить его презрение в адрес врагов, с которыми он боролся. На эту уловку часто ссылаются, чтобы показать, как противники Церкви, которые преследуют разные интересы и имеют разные планы, во многих вопросах противоречат друг другу, но тем не менее часто оказываются связанными факелом тем или иным проклятым замыслом, который должен опустошить Церковь Божью, по крайне мере, разжечь в ней пламя разделений.
2. Тем самым он причинил филистимлянам огромное зло. Это было время сбора урожая пшеницы (ст. 1), и поэтому сухая солома, загоревшись, быстро подожгла скирды скошенной пшеницы и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные. Тем самым было уничтожено много продуктов хороших творений, но там, где законными считались военные действия, законным было и уничтожение продуктов: если он мог лишить их жизни, то мог лишить и средств к жизни. Бог был праведен, допустив это: хлеб, вино и елей, которые они приготовили для Дагона, чтобы сделать ему приношение хлебное, таким образом в должное время стали всесожжением для Божьей справедливости.
IV. Ярость филистимлян излилась на жену Самсона, предавшую его, и ее отца. Осознав, что именно они спровоцировали Самсона нанести такой ущерб их стране, толпа набросилась на них и сожгла их огнем, возможно, в их доме (ст. 6). Они не осмелились напасть на самого Самсона и поэтому обрушили свою месть на тех (и это трудно отрицать), кто дал повод Самсону гневаться. В их поступке было больше справедливости, чем, возможно, они сами осознавали. Вместо того чтобы отомстить Самсону, они отомстили за него, когда он из уважения к взаимоотношениям, в которых состоял с ними, не пожелал сам этого сделать. В этом можно увидеть действие Бога отмщений. Предавшие других будут ограблены, и их тоже будут предавать другие; Бога познают по судам, которые Он производит, особенно когда, как в данном случае, Он использует врагов Своего народа в качестве инструмента, чтобы они отомстили друг другу за враждебность к Его народу. Когда жестокие филистимляне подожгли предательницу, тогда возрадовался праведник, увидев отмщение (Пс 58:11). Тогда гнев человеческий обратился во славу Бога (Пс 75:11). Филистимляне грозили жене Самсона, что если она не выпытает у него отгадку, то они сожгут огнем ее и дом ее отца (Суд 14:15). И она, чтобы спасти свою жизнь и угодить соотечественникам, предала своего мужа; и что же из этого вышло? Случилось то, чего она боялась и чего старалась избежать с помощью греха. Она сама и дом ее отца были сожжены, а ее соотечественники, которым она хотела сделать одолжение, причинив зло своему мужу, содеяли это зло. Стараясь избежать зла, используя противозаконные методы, мы тем самым навлекаем зло на свою голову. Кто подобным образом хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее.
V. Самсон использовал случившееся как повод, чтобы причинить филистимлянам еще большее зло, которое коснулось их кости и плоти (ст. 7−8). «Хотя вы сделали им это и тем самым показали, что сделали бы со мной, если бы могли, но это не удержит меня от причинения вам зла в дальнейшем». Или данные слова подразумевали: «Хотя вы думали, что, поступая таким образом, вы доставили мне удовлетворение за нанесенное оскорбление, когда я был у вас, тем не менее я, как гражданская личность, должен заступиться за дело Израиля и за зло, причиненное ему, я отмщу вам самим; и если вы не ответите за нанесенное оскорбление, то перестану поражать вас и поставлю своей целью только спасение Израиля». Затем он перебил им голени и бедра могучим ударом (дословно). Мы предполагаем, что нанесенные им раны были смертельными, какими часто оказываются раны голени или бедра, поэтому в английском переводе сказано: «...совершил массовое истребление». Некоторые полагают, что он всего лишь покалечил их и сделал негодными для службы, как иногда коням подрезают жилки или делают хромыми. Похоже, данная фраза должна была описать отчаянную атаку; он убивал их беспорядочно или лишил их лошадей возможности ходить. Он поражал их своим бедром и голенью, то есть силой, которая находилась не в руках, а в бедрах и голенях, ибо бил ногами и лягал, умерщвляя их; он топтал их во гневе своем и попирал их в ярости своей (Ис 63:3). Закончив дело, он удалился в крепость, созданную природой, на вершине скалы Етам; там он решил подождать, чтобы увидеть, укротит ли филистимлян это наказание.
Стихи 9−17. Данные стихи повествуют о том, что:
I. Филистимляне начали яростно преследовать Самсона. Они собрали много людей, которые представляли более грозную силу, чем в той ситуации, когда он перебил им голени и бедра, и поставили лагеря по всей Иудее; они рассредоточились по всей стране, чтобы найти Самсона, который, как они слышали, направился сюда (ст. 9). Когда мужи Иудеи, которые в свое время подчинились их владычеству, начали ссылаться, что они уже уплатили положенную им дань и что ни одно из их колен ни в коей мере не оскорбило их, то филистимляне открыто признали, что теперь они напали на их страну только для того, чтобы схватить Самсона; они не будут воевать ни против малого, ни против большого, а только против судьи Израиля (ст. 10, чтобы поступить с ним, как он поступил с нами, то есть чтобы поразить его бедро и голень, как он поразил наши око за око. В данной ситуации против одного человека была послана целая армия, ибо он сам был армией. Подобным образом большая группа людей была послана, чтобы схватить нашего Господа Иисуса этого благословенного Самсона, хотя в то время, когда пробил Его час, было достаточно ее десятой части, равно как и в десять раз больше людей не смогло бы ничего сделать, если бы Он не сдался.
II. Мужи Иуды подло предали Самсона и отдали в руки филистимлян (ст. 11). Были ли они из Иудеи? Неужели это сделали деградирующие потомки доблестного колена? Тогда они абсолютно недостойны носить знамя льва из колена Иудина. Возможно, они были недовольны Самсоном, так как он был из другого колена. Из-за своей глупой привязанности к утраченному первенству они предпочли оставаться в угнетении у филистимлян, а не быть спасенными представителем колена Данова. Подобная ревность и притязания на почетное положение часто препятствуют избавлению Церкви. Но скорее, они сделали это, так как боялись филистимлян и хотели во что бы то ни стало избавить от них свою страну. Если бы их дух не был окончательно запуган и сокрушен их грехами и бедами, если бы они при этом не поддались духу дремоты, то использовали бы данную ситуацию, чтобы избавиться от ярма филистимлян. Если бы в них сохранилась малейшая искра изобретательности и смелости, то, имея лидером такого человека, как Самсон, они тотчас же начали бы борьбу за восстановление своей свободы. Но неудивительно, что унизившие себя до преисподней поклонением навозным божествам (Ис 57:9) также унизили себя до праха, покорившись угнетателям, которые оскорбляли их. Грех подавляет людей, более того, сводит их с ума и прячет от их глаз то, что содействует их миру. Возможно, Самсон пошел в сторону их границы, чтобы предложить свои услуги; Он думал, как Моисей, что поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение (Деян 7:25). Но они изгнали его весьма лицемерно, (1) обвинив, что он выступил против филистимлян и нанес им большой ущерб. Так очень часто неблагодарностью отвечают тем, кто совершил наилучшее служение Для своей страны. Подобным образом наш Господь Иисус совершил много хороших дел, но за это люди были готовы побить Его камнями.
(2) Умоляя его, чтобы он позволил им связать себя и передать в руки филистимлян. Какие трусливые, неблагодарные и жалкие люди! Им нравились их оковы, и они любили свое рабство! Подобным образом иудеи отдали нашего Спасителя, ссылаясь на опасения, что римляне придут и уничтожат их страну и народ. Какой низкий рабский дух побуждал их приводить такие доводы: «Разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами?» Но кто был в этом виноват? Они знали, что у тех не было прав господствовать над ними и что они не были бы проданы в их руки, если бы первыми не стали делать неугодное.
III. Самсон покорно позволил своим соотечественникам связать себя и передать в руки разгневанных врагов (ст. 12−13). Конечно, он мог легко отбиться от этих трех тысяч человек и удержать вершину скалы, и никто из них не смог бы или не осмелился бы поднять на него руку. Но Самсон покорно подчинился, (1) чтобы дать пример великой кротости, наряду с большой силой и смелостью; как человек, владеющий собственным духом, он умел покоряться и покорять.
(2) Чтобы, оказавшись в руках филистимлян, получить возможность совершить их массовое истребление.
(3) Чтобы стать прообразом Христа, Который, показав, что Он может сделать, и поразив тех, кто пришел схватить Его, позволил, чтобы Его связали и увели, как агнца на заклание. Самсон оправдал себя в том, что он совершил против филистимлян: «Как они со мною поступили, так и я поступил с ними; я должен был сделать это и был прав, а они не должны были мстить мне, ибо они развязали эту вражду». Он договорился с мужами Иудеи, что если добровольно сдастся им, то они не убьют его, ибо в противном случае ему придется сражаться с ними, а ему очень не хотелось этого делать. Они пообещали (ст. 13), и тогда он сдался им. Мужи Иудеи, предавшие его, фактически были его убийцами; они не сами убили его, а, что намного хуже, передали в руки необрезанных филистимлян, которые, как они знали, не просто убьют его, а будут оскорблять и замучают до смерти. Возможно, они думали (как, согласно мнению некоторых, думал Иуда, предавая Христа), что он, благодаря своей великой силе, избавит себя от их рук; но если он спасет себя, то не благодаря им; а если они действительно думали, что он может сделать это, то могли бы подумать, что он может спасти их тоже, если они будут верными ему и сделают своим вождем. Вполне справедливо продляется бедствие тех, кто старается угодить своим наихудшим врагам и тем самым причиняет вред наилучшим друзьям. Не было людей, которые подобным образом лишились разума, за исключением предателей нашего благословенного Спасителя.
IV. Самсон и в данной ситуации, оказавшись в руках врагов, крепко связанный двумя новыми веревками, был на высоте в своем противостоянии филистимлянам. Заполучив его, они с криком встретили его (ст. 14), радуясь своему успеху и оскорбляя его. И если бы Бог не связал их руки крепче, чем мужи Иудеи связали руки Самсона, то они бы застрелили его (как застрелили лучники Саула), чтобы сразу убить, а не кричали и не давали время ему освободиться. Но их самонадеянность и радость были прелюдией к их гибели. Когда кричали на него как на человека пойманного, уверенные, что теперь они хозяева положения, тогда сошел на него Дух Господень и вдохнул в него необычную силу и решительность. Вдохновленный таким образом:
(1) Он сразу освободился от своих уз. Две новые веревки на руках его порвались после первого движения и растаяли (дословно), освободив руки; несомненно, это сильно удивило и вызвало ужас у тех, кто кричал против него; тогда их крики превратились в пронзительный визг. Обратите внимание: когда Дух Господень сошел на него, то упали узы его. Где Дух Господень, там свобода, и безусловно свободными являются те, кто освобожден таким образом. Это является прообразом воскресения Христа посредством Духа святости. При этом Он избавился от уз смерти, ее веревок, савана, освободился от их рук, хотя Его не развязывали, как Лазаря, ибо невозможно, чтобы они смогли удержать могущественного Спасителя; таким образом Он одержал победу над силами тьмы, которые с криком встретили Его, словно Он оказался в их власти.
(2) Он совершил великое истребление среди филистимлян, которые собрались вокруг него, чтобы поиздеваться над ним (ст. 15). Посмотрите, какое презренное орудие было в руках Самсона: у него не нашлось лучшего орудия, чем ослиная челюсть, но какое опустошение он совершил! Он не выпустил ее из руки, пока не уложил мертвыми 1000 филистимлян; так исполнилось обетование: один из вас прогонит тысячу (Нав 23:10). Ослиная челюсть была неудобным инструментом, чтобы держать в руке, и кто-то мог подумать, что ее можно легко вырвать из его руки; несколько нанесенных им ударов могли легко разбить или раздавить ее, но она оставалась целой до конца. Если бы это была челюсть льва, особенно того, которого он сам убил, то это могло бы вознести его воображение и побудить его думать, что на самом деле он более грозный, но в его руках оказалась кость этого презренного животного, чтобы немощное мира совершило чудеса и преизбыточная сила была приписываема Богу, а не человеку. Один из храбрых воинов Давида убил за один раз 300 филистимлян, но сделал это копьем (1Пар 11:11), другой поражал филистимлян до тех пор, пока рука его не утомилась и не прилипла к мечу (2Цар 23:10). Но всем им было далеко до Самсона. Что может быть трудного и невозможного для того, на кого сошел могущественный Дух Господень! С Богом мы окажем силу. Странно, что мужи Иудеи не пришли ему на помощь: ведь даже трусливые люди могут поразить падающего врага. Но Самсону суждено было стать прообразом Того, Кто топтал точило один.
V. Самсон праздновал свою победу в одиночестве, раз мужи Иудеи не присоединились к нему даже в этом. Он сочинил небольшую песнь, которую воспел для себя, раз дочери Израиля не встретили его песнями: «Самсон победил тысячи», как позднее они встречали Саула, хотя для этого у них было больше оснований. Припев песни был таков: «Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек» (ст. 16). Одно и то же слово на иврите (скатог) означает «осел» и «толпа», поэтому данное выражение является элегантным каламбуром и представляет павших филистимлян такими же укрощенными, как ослов. Самсон также дал имя этому месту, чтобы сохранить в памяти позор филистимлян (ст. 17): «Рамаф-Лехи вознесенная ослиная челюсть». Тем не менее он не носил с собой челюсть, чтобы показывать ее и хвалиться ею, а выбросил прочь, когда она стала ненужной. Так мало в то время ценились реликвии.
Стихи 18−20. Данные стихи описывают:
I. Страдания, которые терзали Самсона после этого великого подвига (ст. 18): «Он почувствовал сильную жажду». Это было естественным следствием великих усилий, предпринятых им, когда он находился в пылу сражения; его ревность пожрала и поглотила его, заставила забыть о себе; и когда все уже было позади и настала передышка, он увидел, что доведен до крайности из-за отсутствия воды и что силы покинули его. Возможно, это было особое действие руки Божьей, как и во всех этих событиях; Бог не хотел, чтобы Самсон возгордился своей огромной силой и великими достижениями, и напомнил ему, что он всего лишь человек, подверженный бедствиям, которые обычно приключаются с людьми. Иосиф Флавий говорит, что это должно было наказать его за то, что он не упомянул имя Бога и Его руку, когда вспоминал одержанную им победу, а всю славу взял себе: «Я убил тысячу человек»; и теперь, когда он умирал от жажды, то испытывал на себе ощутимые обличения в том, что его рука не могла спасти его без Божьей десницы. Самсон с избытком напился крови филистимлян, но кровь еще никогда не погашала человеческую жажду. Провидение распорядилось таким образом, что поблизости не было воды, а он был настолько изнурен, что не мог отправиться на поиски воды; кто-то мог бы подумать, что мужи Иудейские должны были встретить его теперь, когда он стал победителем, хлебом и вином, как Мелхиседек встретил Авраама, чтобы искупить нанесенный ему ущерб, но они обратили так мало внимания на своего спасителя, что он умирал из-за отсутствия глотка воды. Подобным образом великое пренебрежение часто оказывают тем, кто совершает величайшее служение. Христос на кресте сказал: «Жажду».
II. Его молитву к Богу, когда он подвергся этим страданиям. Кто забывает прийти к Богу со своей хвалой, тому, возможно, придется обратиться к Нему со своими молитвами. Страдания часто посылаются для того, чтобы привести неблагодарных людей к Богу. В своей молитве Богу он ссылается на две вещи:
(1) В своей последней победе он ощутил силу и милость Бога: «Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие». В том, что он совершил, он признает себя слугой Божьим: «Господи, неужели Ты не признаешь Своего бедного раба, который посвятил себя служению Тебе? Твой я, спаси меня». Он называет свою победу спасением, великим спасением, ибо если бы Бог не помог ему, то он не только не победил бы филистимлян, но и был поглощен ими. Он признает, что победа пришла от Бога, и теперь исправляет свою прошлую ошибку, когда присвоил себе слишком много славы; об этом он говорит сейчас, оказавшись в стесненном положении. Отметьте: очень хорошо в молитвах о будущих милостях ссылаться на прошлый опыт познания Божьей силы и милости. «Господи, Ты часто спасал раньше, так неужели не спасешь сейчас? (2Кор 1:10). Ты начал, так неужели не закончишь? Ты совершал великие дела, неужели не совершишь менее значительные?» (Пс 55:13).
(2) Он стал незащищенным для своих врагов: «Если я попаду в руки необрезанных, то они будут ликовать и тогда расскажут в Гефе и на улицах Аскалона; и разве не будет позором для Бога, если Его воин станет легкой добычей Для необрезанных?» Наилучшими аргументами являются те, в которых проявляется забота о Божьей славе.
III. Бог послал ему своевременное облегчение. Он услышал его молитву и послал воду, которую он обнаружил то ли в челюсти (в англ. пер.), то ли в земле, откуда с помощью челюсти извлек ее (ст. 19). Челюсть, которую Самсон сделал орудием для служения Богу, стала инструментом для его подкрепления, чтобы вознаградить его. Но я склоняюсь к тому мнению, что правильной является заметка на полях: «И разверз Бог ямину в Лехе (как изложено в русском переводе)»; место, где происходили эти действия, в честь ослиной челюсти было названо Лехи; об этом мы читаем до описываемых здесь событий (ст. 9,14). И именно в этом месте в поле, на холме или в долине, что бы из себя ни представляло место, которое было так названо, — Бог внезапно и неожиданно отверз источник, из которого изобильно полилась вода; этот источник существует и до сих пор. Самсон напился чистой воды из этого источника, и его дух ожил. Мы должны благодарить за милость, когда у нас есть вода, задумываясь о том, как трудно нам было бы обходиться без нее. Этот пример из жизни Самсона, когда он получил подкрепление, должен ободрить нас уповать на Бога и искать Его, ибо, если Ему угодно, Он может открыть на горах реки (см. Ис 41:17−18).
IV. Память об этих событиях сохранилась в названии, которое Самсон дал этому неожиданно появившемуся источнику, источник взывающего. Это название напоминало о его страданиях, которые заставили его взывать к Богу, и о Божьем благоволении, когда Бог ответил на его вопль. Бог открывает для Своего народа много источников утешения, которые вполне уместно можно назвать так же источник взывающего. Раньше Самсон дал месту имя, символизировавшее его великую победу, Рамаф-Лехи, вознесенная ослиная челюсть, а теперь он дает ему другое имя, символизирующее его нуждающееся и зависимое положение.
V. После своих побед Самсон продолжал руководить страной (ст. 20). Наконец Израиль подчинился тому, кого ранее предал. Теперь не вызывал сомнений тот факт, что Бог был с ним, и поэтому спустя некоторое время весь Израиль признал его и подчинялся ему как своему судье. Камень, который отвергли строители, соделался главою. Это подразумевало презренное положение Израиля во дни Филистимлян; тем не менее в то время Израилю была явлена милость, ибо хотя израильтян угнетала чужеземная вражеская армия, но они имели судью, который сохранил порядок и не давал им уничтожить друг друга. Правление Самсона длилось двадцать лет, соответственно традициям правосудия, но не описываются его детали, за исключением начала его правления, о чем повествует данная глава, и его конца, чему посвящена следующая глава.
толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 15 глава