Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Судьи | 13 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе начинается рассказ о Самсоне последнем судье Израиля, чья история описана в этой книге; после него судьей был Илий. Рассказы, повествующие о нем, от первого и до последнего, весьма неожиданны и необычны. В данной истории он предстает очень величественной личностью, сильно отличающейся от своих предшественников. Мы нигде не находим, чтобы он возглавлял суд или армию; он никогда не восседал на престоле суда и не предводительствовал на поле боя; тем не менее как человек он заслуживал большого уважения, был большим патриотом своей родины и ужасным бичом и уздой для ее врагов и угнетателей. Он был человеком выдающейся веры (Евр 11:32) и славным прообразом Того, Кто Своей мышцей совершил наше спасение. История остальных судей начинается с того момента, когда они были поставлены на этот пост, а история Самсона начинается с момента его рождения, более того, с момента его зачатия. Ангел с небес возвестил о его приходе в мир, и это послужило прообразом того, что произойдет в более позднее время с Иоанном Крестителем и Христом. Вот о чем повествует данная глава.

I. Притеснение Израиля со стороны филистимлян послужило основанием для того, чтобы поставить избавителя (ст. 1).

II. Ангел предсказал рождение Самсона его матери (ст. 2−5).

III. Она рассказала об этом предсказании его отцу (ст. 6−7).

IV. Они оба вновь услышали об этом от ангела (ст. 8−14), с которым обращались уважительно (ст. 15−18) и который, к их величайшему изумлению, раскрыл свое высокое положение при уходе (ст. 19−23).

V. Рождение Самсона (ст. 24−25).

Стихи 1−7. Первый стих вкратце рассказывает о великом бедствии, постигшем Израиль, что послужило поводом для появления избавителя. Ранее мы часто сталкивались с таким положением дел. Они делали злое, как и раньше, пред очами Господа, и тогда Бог предал их, как и раньше, в руки врагов. Если бы не было греха, то не нужен был бы и Спаситель, но греху было позволено преизобиловать, чтобы умножилась благодать. Врагами, которым теперь Бог продал их, были филистимляне их ближайшие соседи, которые проживали рядом с ними, были первым и главным народом, закланным на уничтожение. Но Бог оставил их — пять владельцев Филистимских (Суд 3:3,1), безрассудный народ по сравнению с Израилем (они владели пятью городами, как было отмечено ранее), и когда использовал их в качестве жезла в Своей руке, то они становились жестокими угнетателями. Это бедствие длилось дольше всех остальных сорок лет, хотя и не всегда было таким деспотичным. И когда Израиль постигло это бедствие, родился Самсон. Данные стихи повествуют о том, что его рождение было предсказано ангелом. Следует обратить внимание:

I. На его происхождение. Он был из колена Данова (ст. 2). Дан означает судья или суд (Быт 30:6). Возможно, дав это имя, умирающий Иаков взирал на Самсона, рождение которого он предсказал: «Дан будет судить народ свой», то есть «он даст судью для своего народа, (хотя является одним из сыновей служанок), как любое другое колено Израиля» (Быт 49:16). Удел колена Данова располагался рядом со страной филистимлян, и поэтому представитель именно этого колена больше всего подходил для того, чтобы обуздать их. Его родители долгое время оставались бездетными. Многие выдающиеся личности, такие как Исаак, Иосиф, Самуил и Иоанн Креститель, рождались от матерей, долгое время лишенных благословения иметь детей, чтобы более желанной была милость, когда она придет. Возвеселись, неплодная, нерождающая (Ис 54:1). Отметьте: долго ожидаемые милости часто оказываются особенными милостями; благодаря этому становится очевидно, что их стоило ожидать, а другие получают ободрение уповать на Божью милость.

II. На благую весть, принесенную его матери, о том, что у нее будет сын. Посланником был Ангел Господень (ст. 3), но он явился как муж в облачении пророка или как муж Божий. Этот ангел, как предполагает образованный епископ Патрик, базируясь на ст. 18, был самим Господом, то есть Словом Господним, Который должен был стать Мессией, ибо чудно имя его (ст. 18); он назван Иеговой (ст. 19). Великий Искупитель определенным образом Сам проявил заботу о Своем прообразе. Это сверхъестественное послание было отправлено не столько ради Маноя и его жены неприметных представителей колена Данова, сколько ради Израиля, избавителем которого предстояло стать этому человеку, и не только ради этого (ибо его служения, совершенные для Израиля, похоже, не вполне отвечали величию, с которым он вошел в этот мир), сколько ради Мессии, чьим прообразом он был и чье рождение, как и его, также было предсказано ангелом. Ангел в переданном им послании:

(1) Обращает внимание на ее страдания: «Вот, ты неплодна и не рождаешь». Отсюда она могла сделать вывод, что он был пророком, и хотя не знаком с ней и она никогда раньше не видела его, но он, тем не менее, знает о ее скорби. Он говорит ей об этом не для того, чтобы обвинить, а, возможно, потому что в это время она думала именно об этом своем горе и оплакивала свою бездетность. Бог часто посылает Своему народу своевременное утешение, когда они больше всего страдают. «Сейчас ты неплодна, но так будет не всегда (чего она опасалась) так будет недолго».

(2) Он заверяет ее в том, что она зачнет и родит сына (ст. 3), и повторяет это заверение (ст. 5). Чтобы показать силу божественного слова, наисильнейший из всех людей был сыном обетования, как Исаак, который родился благодаря силе обетования и вере в это обетование (Евр 11:11; Гал 4:23). Многие женщины после длительного бесплодия рожали сыновей благодаря провидению, но Самсон родился по обетованию, ибо был прообразом обетованного потомка, которого так долго верой ожидали святые Ветхого Завета.

(3) Он извещает, что дитя будет назореем от рождения, и поэтому мать должна подчиниться закону назореев (но не дать клятву назореев) и не пить вина и сикера до тех пор, пока ребенок будет питаться от нее: то ли пока он будет находиться в утробе, то ли пока она будет кормить его грудью (ст. 4−5). Обратите внимание: данный спаситель Израиля должен быть самым строгим образом посвящен Богу и примером святости. О том, что Бог избирал в пророки и из юношей — в назореи, говорится как о величайшей милости (Ам 2:11). Другие судьи исправляли отступничество народа от Бога, но Самсон должен был предстать как судья, более их всех посвященный Богу; но, несмотря на его ошибки, о которых мы читаем в Писании, у нас есть основания думать, что, будучи назореем Божьего избрания, он фактически проиллюстрировал всем своим образом Жизни не только эту церемонию, но и суть отделения Господу, в чем и заключалось само назорейство (Чис 6:2). Кто хочет спасти других, тот должен отличаться от других необычным благочестием. Самуил, который избавил Израиль от филистимлян, был назореем согласно обету матери (1Цар 1:11), как Самсон по божественному назначению. В связи с этим мать этого избавителя должна была отказывать себе и не есть нечистой пищи: то, что было позволено раньше, теперь было запрещено. Не только обетование испытывало ее веру, но и данное предписание испытывало ее послушание, ибо Бог желает и того и другого от тех, кому собирается оказать милость. Женщины, ожидающие детей, должны добросовестно избегать всего, что может причинить вред здоровью или благополучию плода своего тела. Возможно, мать Самсона должна была воздерживаться от вина и крепких напитков не только потому, что ее ребенок должен был стать назореем, а потому что он должен был стать мужем, обладающим исключительной силой, и воздержанность матери способствовала бы этому.

(4) Он предсказывает служение, которое это чадо совершит для своей страны: «Он начнет спасать Израиля». Отметьте: желательно, чтобы наши дети были не только полностью посвящены Богу, но и инструментом, совершающим добрые дела для других и служение для своего поколения не были отшельниками или свечой под сосудом, но на подсвечнике. Обратите внимание: он начнет спасать Израиля. Эти слова подразумевают, что угнетение филистимлян будет долго длиться, ибо избавление Израиля только начнется и ни один шаг в его направлении не будет сделан до тех пор, пока это еще не рожденное дитя не достигнет зрелости, чтобы начать его. Тем не менее он не завершит его; он только начнет избавлять Израиль; это означает, что данное бедствие будет продолжаться. Бог предпочитает совершать Свое дело постепенно и задействовать в нем разные руки. Один закладывает основание для доброго дела, другой строит, и только, возможно, третий закладывает последний камень. В этом Самсон был прообразом Христа:

[1] Как назорей Божий, назорей от утробы матери. Ибо хотя наш Господь Иисус сам не был назореем, но назореи были Его прообразом как служители, абсолютно свободные от греха, по крайне мере настолько, чтобы не быть зачатыми в нем и полностью посвященными славе своего Отца. Христос пришел по плоти от иудейской Церкви, ибо евреям принадлежит обетование о Нем (Рим 9:4−5). В силу этого обетования Он долго находился (если так можно сказать) во чреве этой Церкви, которая долгое время носила Его, и поэтому, как и мать Самсона за период беременности, она стала святым и избранным народом, которому строго запрещено прикасаться к нечистому ради того, кто при полноте времени должен будет выйти из нее.

[2] Как избавитель Израиля, ибо Он, Иисус Христос, спасет Свой народ от его грехов. Но вот в чем отличие: Самсон только начал спасать Израиль (позднее, чтобы завершить истребление филистимлян, был поставлен Давид), а наш Господь Иисус является Самсоном и Давидом в одном лице, ибо Он начальник и совершитель нашей веры.

III. Жена Маноя в порыве радости сразу пересказывает это поразительное сообщение своему мужу (ст. 6−7). Эта радостная весть была принесена ей, когда она находилась в одиночестве, возможно, размышляла о религиозных вопросах или молилась, но она не могла и не хотела скрыть ее от своего мужа и сразу рассказала ему:

(1) О посланнике. Это был муж Божий (ст. 6). Она могла описать, как он выглядел; его вид поражал своим величием: глаза искрились, лицо сияло, и весь облик был таким могущественным и внушительным, который соответствовал ее представлению о внешнем виде ангела. Но она не могла назвать его имени или сказать, из какого он колена или города Израиля, ибо он не посчитал нужным сообщить ей об этом; что же касается ее, то один его вид вызвал в ней такой благоговение, что она не спросила его. Она была вполне удовлетворена тем фактом, что он был слугой Божьим, и, полагая, что сама его личность и доставленное им послание служили достаточным доказательством, не задавала дополнительных вопросов.

(2) О самом послании. Она детально описывает своему мужу само послание и указание (ст. 7), чтобы он также поверил обещанию и в любой ситуации был для нее наставником, помогающим соблюдать это предписание. Подобным образом трудящиеся на одном поприще должны делиться друг с другом своим опытом общения с Богом, рассказывать, как это происходило и касалось их жизни, чтобы помогать друг другу на пути, который назван святым.

Стихи 8−14. В данных стихах описывается второй визит ангела Божьего к Маною и его жене.

1. Маной ревностно молился об этом (ст. 8), но не потому что недоверчиво отнесся к рассказу своей жены; она была добродетельной женщиной, и поэтому уверено в ней сердце мужа ее; он знал, что она неспособна обмануть его, тем более его не побудила к этому ревность к жене из-за ее разговора с незнакомцем (как это недостойно комментирует Иосиф Флавий).

1. Он верит, что со временем они получат это дитя обетования и без колебаний говорит о .младенце, имеющем родиться. Даже у Захарии, священника, не нашлось такой веры, когда он ожидал у жертвенника и ему явился ангел, как и в данном случае у этого честного человека. Истины, сокрытые от мудрых и благоразумных, которые считают для себя недостойным подробно расспрашивать, часто открываются младенцам, которые умеют ценить Божьи дары и принимают Божье слово. Блаженны невидевшие, как Маной, и уверовавшие.

2. Его волнует лишь один вопрос: что им делать с имеющим родиться младенцем. Отметьте: благочестивые люди особенно желают и прилагают усилия, чтобы знать свой долг что они должны делать, а не события, которые должны приключиться с ними, ибо долг наш, а события в руках Бога. Соломон спрашивает, что должны делать благочестивые люди, а не какие блага должны иметь (Еккл 2:3).

3. Поэтому Маной молится Богу, чтобы Он вновь послал этого благословенного ангела, который дал бы ему дальнейшие указания относительно того, как воспитывать этого назорея, опасаясь, чтобы из-за радости, вызванной посланием, жена не забыла часть предписания, о содержании которого он хотел бы быть полностью проинформирован, дабы не совершить ошибки: «Господи! Пусть придет опять к нам человек Божий, ибо мы хотим лучше узнать его». Отметьте: услышавшие послание с небес не могут не желать узнать оттуда больше, еще и еще раз встретиться с мужем Божьим. Обратите внимание: он не отправляет в дальний путь своего слугу, чтобы разыскать этого человека Божьего, а ищет его, стоя на коленях и молясь Богу, чтобы Он послал его; и, таким образом разыскивая, он находит его. Желаем ли мы встретиться с Божьими посланниками, со служителями Его Евангелия, чтобы те принесли нам нужное слово и наставление? Умоляйте Господа послать вам их, чтобы они научили (Рим 15:30,32).

II. Бог милостиво ответил на молитву: «И услышал Бог голос Маноя» (ст. 9). Отметьте: Бог обязательно поможет и тем или иным образом Своим советом направит тех, кто искренно желает узнать свой долг и прилагает усилия, чтобы научиться (Пс 24:8−9).

1. Ангел вторично является жене, когда она сидит в одиночестве, возможно, ухаживая за стадом овец или занятая другой работой в поле, куда она удалилась. Одиночество часто предоставляет хорошую возможность для общения с Богом; благочестивые люди никогда не считают себя в одиночестве, когда рядом никого нет, если Бог с ними.

2. Она поспешила позвать своего мужа, в то же время смиренно умоляя этого благословенного посланника остаться, пока не вернется со своим мужем (ст. 10−11). Она не хотела, чтобы он вместе с ней пошел к ее мужу, а хочет привести мужа к нему. Кто хочет встретиться с Богом, тот должен приходить туда, где Ему угодно являть себя. «О, говорит она, переполненная радостью, мой дорогой, любовь моя, Бог ответил на твои молитвы; вон там находится муж Божий, который еще раз пришел к нам, человек, приходивший ко мне тогда», или, как читают некоторые, «сегодня», ибо слова «тогда» нет в оригинале, и вполне возможно, что оба эти визита происходили в один день и в том же месте, где она и сидела во второй раз, ожидая его. Муж Божий захотел, чтобы она позвала своего мужа (Ин 4:16). Кто знаком с делами Божьими, тот должен побуждать других также познать их (Ин 1:45−46). Маной не выражает недовольства, что ангел во второй раз явился не ему, а охотно идет за женой к мужу Божьему. Чтобы искупить (если это возможно) первую фатальную ошибку, когда Ева смогла убедить Адама совершить зло, а он слишком быстро покорился ей, соработники на ниве Божьей должны побуждать друг друга к любви и добрым делам; и если в этом жена будет лидером, то пусть муж не считает для себя унижением следовать за ней в том, что добродетельно и достойно похвалы.

3. Приход ангела, который явился жене в первый раз, вполне удовлетворил Маноя, и он со смирением:

(1) Радушно принимает обетование (ст. 12): «Да исполнится слово твое» (англ. пер.); эти слова выразили не только его желание, но и веру, как слова благословенной Девы (Лк 1:38): «...да будет Мне по слову твоему. Господи, я верю Твоим словам и полагаюсь на них; да исполнится слово твое».

(2) Просит, чтобы он повторил ранее данное предписание: «Как нам поступать с младенцем?» Наставления были даны его жене, но он считает себя человеком, который должен помочь ей правильно обращаться с обетованным семенем согласно повелению, ибо максимальной заботы обоих родителей и их постоянных совместных усилий недостаточно, чтобы хорошо воспитать детей, которые были бы посвящены Богу и взращены для Него. Никто не должен перехватывать обязанности другого, а исполнять свои наилучшим образом. Судя по вопросу Маноя, стоит обратить внимание:

[1] В общем, что когда Богу угодно даровать нам милость, то мы должны прилагать максимальные усилия, чтобы правильно использовать ее, так как милость только в том случае является милостью, если она правильно используется. Бог дал нам тела, души, собственность, и мы должны правильно использовать их, чтобы они соответствовали намерению Даятеля и потом мы могли дать добрый отчет.

[2] В частности, те, кому Бог дал детей, должны быть очень осторожными в вопросе их воспитания и обращения с ними, чтобы можно было изгнать глупость, привязавшуюся к их сердцам, своевременно сформировать образ мышления, поведения и наставить на пути, по которому они должны идти. Так благочестивые родители будут просить божественной помощи: «Господи, научи нас, как мы должны воспитывать наших детей, чтобы они были назореями и живыми жертвами для Тебя».

4. Ангел повторяет ранее данные им указания (ст. 13−14): «Пусть остерегается всего, что я сказал, и соблюдает все, что я приказал». Отметьте: для того, чтобы правильно воспитывать детей и вести себя, мы должны быть осторожными и внимательными. «Остерегайся и соблюдай; остерегайся не только пить вино и сикеру, но и есть то, что производит виноградная лоза». Кто хочет сохранить себя в чистоте, тот должен держаться на расстоянии от всего, что граничит с грехом или ведет к нему. Когда она будет носить ребенка назорея, то не должна есть ничего нечистого; так и те, в ком сформировался Христос, должны очистить себя от всякой скверны плоти и духа и не делать ничего, что наносит вред этому новому человеку.

Стихи 15−23. Данные стихи описывают:

I. Что далее происходило между Маноем и ангелом во время этого разговора. Маною была оказана милость: пока ангел был с ним, от него было скрыто, что это ангел; в противном случае ужас, объявший его, был бы так велик, что он не смог бы разговаривать, как это происходило на самом деле (ст. 16): «Маной же не знал, что это Ангел Господень». Так и Христос в мире был, и мир Его не познал. Истинно Ты Бог сокровенный. Мы не сможем вынести вид божественной славы без завесы. Бог, приняв решение разговаривать с нами через людей, подобных нам, общался через пророков и служителей; даже когда Он говорил через Своих ангелов или через Своего Сына, то они являлись в образе человеческом и воспринимались как мужи Божьи.

1. Ангел отказался принять угощение и повелел обратить его в жертвоприношение. Маной, желая продемонстрировать свое уважение и благодарность этому почтенному страннику, который принес им такие хорошие вести, захотел приготовить угощение, чтобы подкрепить его (ст. 15): «Мы быстро изготовим для тебя козленка». Кто с радостью принимает сообщение, тот будет добр к вестнику ради принесенного им послания (1Фес 5:13). Но ангел сказал ему (ст. 16), что не будет есть хлеба его, как он не ел хлеба Гедеона, а, как и в том случае, повелел отдать его Богу (Суд 6:20−21). Ангелам не нужна ни пища, ни питье, ибо их основная пища, как и пища Христа (Ин 4:34), славить Бога. И если мы едим и пьем во славу Божью и тем самым превращаем нашу обычную пищу в жертву, то в некоторой степени исполняем волю Божью, как и они.

2. Ангел отказался назвать ему свое имя и не пожелал удовлетворить его любопытство. Маной хотел узнать его имя (ст. 17) и из какого он колена; это не значит, что он сомневался в истинности его послания, но говорит о том, что он хотел поближе познакомиться и нанести ответный визит (похвально знакомиться и укреплять общение с благочестивыми людьми и благочестивыми служителями). По поводу этого у него был такой план: «...чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое, чтобы прославить тебя как истинного пророка и порекомендовать другим обращаться к тебе за божественным наставлением, чтобы мы могли назвать дитя, которое родится, твоим именем и таким образом почтить тебя, чтобы мы могли послать тебе подарок в знак почтения того, кого почтил Бог». Но ангел отказался удовлетворить его просьбу и обуздал его любопытство (ст. 18): «Что ты спрашиваешь об имени моем!» Даже Иаков не смог добиться этой милости (Быт 32:29). Отметьте: мы не получаем то, о чем просим, когда не знаем, о чем просим. Просьба Маноя была принята, но ему отказано в удовлетворении ее. Бог сказал Моисею Свое имя (Исх 3:13−14), так как сложившаяся ситуация требовала, чтобы он узнал его, но в данном случае в этом не было необходимости. Когда Маной спрашивал о наставлении в своем долге, то ему охотно рассказали об этом (ст. 12−13), но когда он спросил об имени, чтобы удовлетворить свое любопытство, то ему было отказано. В Своем слове Бог дал нам полные наставления относительно нашего долга, но Он никогда не собирался отвечать на все вопросы, возникающие в нашей любопытной голове. Он объясняет свой отказ: «Это тайна» (англ. пер.). В то время имена ангелов еще не были открыты, чтобы люди не стали из них делать идолов. После плена, когда Церковь исцелилась от идолопоклонства, ангелы открыли Даниилу свои имена Михаил и Гавриил; а Захарии ангел сам сообщил свое имя, хотя тот не спрашивал о нем (Лк 1:19): «Я Гавриил». В данном же месте его имя тайна (в англ. пер.) или чудно (в рус. пер.); оно слишком удивительно для нас. Одно из имен Христа Чудный (Ис 9:6). Его имя долго оставалось тайной, но благодаря Евангелию оно стало известно: Иисус Спаситель. Маною не следовало спрашивать о нем, ибо не должен был его знать. Отметьте:

(1) Есть тайны, которые не принадлежат нам, и мы должны быть согласны пребывать в неведении в этих вопросах, пока находимся в этом мире.

(2) Поэтому мы никогда не должны потакать своему суетному любопытству и спрашивать об этих вещах (Кол 2:18). Nescire velle quae Magister maximus docere поп vult erudita inscitia est — Добровольное неведение относительно тех вопросов, в которых наш Учитель отказывается наставить нас, одновременно является неведением и мудростью.

3. Ангел помог совершить и признал их жертву и при расставании дал понять, кем он был. Он повелел им совершить всесожжение Господу (ст. 16). Хвала, вознесенная Богу, является самой благоугодной пищей ангелов (см. Откр 22:9: «Богу поклонись»). И Маной, имея такое хорошее предписание, хотя у него не было священника и жертвенника, обратил свою пищу в хлебное приношение и вознес Господу на камне (ст. 19), то есть он принес и положил его, чтобы принести в жертву. «Господи, вот я, делай со мной, что тебе угодно». Подобным образом и мы должны принести наши сердца Богу как живые жертвы и подчинить их воздействию Его Духа. Теперь все было готово.

(1) И сделал он чудо, ибо чудно имя его. Возможно, он совершил то же чудо, что и для Гедеона: с неба или из камня вышел огонь и поглотил жертву.

(2) Ангел Господень взошел на небеса в пламени жертвенника (ст. 20). Из этого следует, что он не был, как они думали, обычным человеком, а непосредственным посланником небес. Несомненно, что оттуда он сошел и туда же взошел (Ин 3:13; Ин 6:62). Это символизирует, что Бог принял жертву, и извещает о нашей признательности за то, что жертвы приняты, и за ходатайство ангела завета того другого ангела, который возлагает множество фимиама в молитвы святых и таким образом возлагает его пред престолом (Откр 8:3). Молитва это восхождение души к Богу, но только Христос в сердце верой делает ее жертвой благоухающей. Без Него наши служения всего лишь неприятный дым, а в Нем благоугодное пламя. Это можно применить к жертве самого Христа за нас; Он взошел в пламени Своей жертвы, ибо со Своею Кровию однажды вошел во святилище (Евр 9:12). Дважды сказано (ст. 19−20), что, пока ангел совершал действия, Маной и жена его видели это, что является доказательством чуда и говорит о том, что данное событие действительно имело место, ибо устами этих двух свидетелей подтверждается истина. Ангел сделал все, что положено делать при жертвоприношении; они только смотрели; и нет сомнений в том, что, когда ангел восходил на небеса, их сердца также возносились вместе с ним в благодарности за обетование, которое он принес оттуда, и в ожидании его исполнения, которое должно прийти оттуда же. Тем не менее, когда он вознесся, они не осмелились, как свидетели вознесения Христа, стоять, пристально вглядываясь в небеса, а в святом страхе и благоговении пали лицами на землю.

[1] Они узнали, что это Ангел Господень (ст. 21). Было ясно: то, что они видели, не было телом обычного человека, ибо он не был прикреплен к земле, огонь не причинил ему вреда и он вознесся в пламени, поэтому у них были все основания сделать вывод, что это был ангел. Бог творит ангелами Своими духов, служителями Своими — огонь пылающий.

[2] Но больше ангел не являлся им; был определенный повод, ради которого он был послан, и он не собирался устанавливать с ними постоянное общение, как с пророками. Они должны были помнить и соблюдать то, что ангел сказал им, и не ожидать, что им скажут больше.

II. Каким образом увиденное воздействовало на Маноя и его жену. Пока ангел совершал чудеса, они смотрели и ничего не говорили (поэтому нам приличествует наблюдать за чудесными делами Божьими и пребывать в молчании перед Ним), но, когда он покинул их, закончив свое дело, у них было время обдумать происшедшее.

1. У Маноя увиденное вызвало великий страх (ст. 22). Ранее он с уверенностью говорил о сыне, счастливыми родителями которого они вскоре станут (ст. 8,12), теперь же он оказался в недоумении из-за того, что должно было укрепить и ободрить его веру, ибо считал, что, став свидетелями этих событий, они непременно должны быть истреблены: «Верно, мы умрем». В древние времена среди евреев утвердилось мнение, что человека, увидевшего Бога или ангела, ожидала смерть; и в этом случае данная точка зрения одержала верх над его верой, как и у Гедеона (Суд 6:22). В том, как это воздействовало на его жену, проявляется великая вера (ст. 23). В данной ситуации в более немощном сосуде пребывала более сильная вера, и это, возможно, было основанием, почему ангел и в первый и во второй раз явился именно ей. Сердце Маноя начало ослабевать, но жена, как помощник, подходящий для него, ободрила его. Вдвоем лучше, чем одному, ибо если один огорчится и впадет в депрессию, то Другой поможет ему оправиться. Соработники на ниве Божьей должны благочестиво укреплять веру друг друга и радоваться, когда есть повод. Никто не мог возразить лучше, чем жена Маноя в данном случае. На его слова: «Верно, мы умрем» она отвечает своему мужу: «Нет, нам не нужно бояться этого; пусть никогда не обращается против нас то, что на самом деле помогает нам. Мы не умрем до тех пор, пока Богу не будет угодно убить нас; наша смерть должна быть делом Его рук и Его желанием. А недавно принятые нами знаки Его благоволения не дают нам основания думать, что Он задумал убить нас. Если бы Бог хотел убить нас, (1) то не принял бы нашу жертву и не показал бы, что принял ее, превратив ее в пепел (Пс 19:4), написано на полях. Жертва была выкупом за нашу жизнь, а поглотивший ее огонь четким указанием того, что Он отвратил от нас Свой гнев. Жертва нечестивого мерзость пред Господом, а наша жертва была благоугодной для Него.

(2) То не показал бы нам всех этих чудес, этих странных видений в наше время, когда очень мало или вообще отсутствуют видения (1Пар 3:1); Он не дал бы нам эти превосходные, великие и драгоценные обетования о сыне, который будет назореем и спасителем Израиля. Он не сказал бы нам всего этого, если бы Ему было угодно убить нас. Нам не нужно бояться, что высохнут корни той ветви, которая должна расцвести». Отметьте: из этого следует, что Бог не желает смерти грешников, раз Он принял великую жертву Христа, принесенную ради их спасения, поставил их на правильный путь, чтобы они могли обрести Его благоволение, и заверил их, что они смогут спастись, если покаются. Если бы Ему было угодно убить их, то Он не делал бы всего этого. И пусть благочестивые христиане, которые имеют общение с Богом в слове и молитве, кому Он милостиво явил Себя и у кого есть основания думать, что Бог принял их дела, примут из этой ситуации ободрение для себя в этот мрачный и хмурый день. «Бог не делал бы всего того, что Он сделал для моей души, если бы собирался оставить меня, чтобы я в конце концов погиб; Его дела совершенны, и Он не смеялся бы над людьми, даруя Свое благоволение». Научитесь рассуждать, как жена Маноя: «Если бы Бог хотел погубить меня Своим гневом, то Он не даровал бы мне такие поразительные знаки Своего благоволения». О, женщина! Велика вера твоя.

Стихи 24−25. Данные стихи описывают:

(1) Рождение Самсона. Женщина, долгое время остававшаяся бесплодной, родила сына согласно обетованию, ибо ни одно слово Бога не останется неисполненным. Будет говорить и не исполнит?

(2) Его имя Самсон. Некоторые полагают, что оно произошло от слова Shemesh солнце, но в уменьшительной форме оно звучало как sol exiguous солнце в миниатюре. Возможно, раз он родился, как Моисей, чтобы стать избавителем, то, как и его предшественник, был очень красив и его лицо сияло как маленькое солнце. Или, возможно, родители назвали его так в честь мужа Божьего, имевшего сияющий вид и принесшего известие о нем; хотя они не знали его имени, но теперь, когда его слова исполнились, они оказали ему эту честь. Его назвали «маленькое солнце», потому что родился назорей (назореи были похожи на кораллы и сапфиры (Плач 4:7) и очень сильны, а солнце сравнивается с исполином, Пс 18:6); так почему нельзя исполина, мужа сильного, сравнить с солнцем, когда оно выходит в полной силе? Его назвали «маленькое солнце», потому что его слава и свет для народа Израиля были прообразом Христа Солнца правды.

(3) Его детство. С ранних лет он отличался силой и статью и намного превзошел других детей своего возраста не только в этом, но и в других вопросах; из этого следует, что Бог благословил его, обеспечил необходимыми качествами его разум и тело для великих и сверхъестественных дел. Дети обетований будут благословлены.

(4) Его юность. Когда он немного подрос, то начал Дух Господень действовать в нем (ст. 25). Это свидетельствовало о том, что Господь благословил его. Где Бог дает Свое благословение, там Он дает Свой Дух, чтобы сделать человека достойным этого благословения. Безусловно, благословлены те, в ком Дух благодати начинает свою работу своевременно, когда они еще дети. Если Дух изливается на потомство, то оно будет расти, как ивы при потоках вод (Ис 44:3−4). Дух Господень действовал в Самсоне, когда он находился в стане Дановом, то есть в главном месте сбора обученных отрядов этого колена; возможно, этот стан был разбит между Цорою и Естаолом недалеко от места, где он жил, чтобы противостоять атакам филистимлян. Там Самсон, будучи еще ребенком, появился среди мужчин и отличился несколькими смелыми поступками, превосходя всех их в боевых учениях и испытаниях силы; возможно, он проявил себя особо ревностным в сражениях против врагов своей страны и продемонстрировал сильный гражданский дух, несвойственный детям. Дух действовал в нем в то время в стане Дановом (в англ. пер.), а не постоянно, как ветер дует, когда ему велят, чтобы показать, что он действует не по своей воле, в противном случае он дул бы постоянно. Сильные мужчины думают, что вино их сильно вдохновляет, (Пс 77:65), но Самсон не пил вина, но тем не менее превосходил их в силе и смелости, во всем, где требовалась дерзость и смелость, ибо Дух Господень действовал в нем; поэтому не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом, Который приходит к тем, кто трезв и воздержан.

толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 13 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.